Сущность финансовой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, тем, что денежно-кредитная политика (ДКП) Центрального банка в условиях кризиса занимает одно из ключевых положений в макроэкономическом регулировании. От эффективного проведения денежно-кредитной политики в определенной мере зависят стабильность экономического роста, снижение безработицы до ее естественного уровня, устойчивый платежный баланс.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГМФ.docx

— 642.02 Кб (Скачать файл)

Автором предпринята попытка оценить данный документ на предмет динамики кредитно-денежной политики Центрального Банка РФ, его конкретности и способности стать программой действий, понятной для всех активных участников рынка. Сам факт, что Банк России пытается прогнозировать свои действия и состояние экономики на трехлетний период, дает основания полагать, что в документе должны быть некие принципиальные моменты как по недопущению развития кризисной ситуации в денежно-кредитной сфере, так и возможные действия по обеспечению экономического роста.

Инструменты денежно-кредитной политики можно сгруппировать следующим образом:

  1. Лимиты кредитования; прямое регулирование ставки процента;
  2. Изменение нормы обязательных резервов;
  3. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);
  4. Операции на открытом рынке [25].

Анализируя предложенную группу инструментов, необходимо отметить, что регулирование ставки процента является инструментом прямого регулирования, остальные — косвенного регулирования. При переходе к рыночным отношениям косвенные инструменты зачастую вытесняют инструменты прямого регулирования.

В настоящее время Центральным банком РФ проводится политика рационального увеличения учетной ставки (ставки рефинансирования). В настоящее время (с 14 сентября 2012 г.) она составляет 8,25 %. Минимальный размер ставки пришелся на середину кризиса и составлял 7,75 % в период с 1 июня 2010 г. — 27 февраля 2011 г.

Роль Банка России в регулировании денежно- кредитных отношений ограничена главным образом политикой рефинансирования, которая в условиях кризиса, с учетом настойчивых рекомендаций банковского сообщества, наконец активизировалась. Вряд ли столь узкое понимание роли денежно-кредитной политики именно в кредитном регулировании можно признать достаточным. Вхождению денег в хозяйственный оборот следует придать кредитный характер. Только в таком качестве, согласно общепризнанной теории, деньги в современной экономике не только выполняют свои функции, но и способствуют расширению деловой активности. Рассмотрение кредита главным образом как инфляционного фактора игнорирует его позитивную роль как ускорителя общественного развития. Это нужно для увеличения выпуска денег именно по линии кредитования экономики, а не только в зависимости от динамики официальных международных резервов, объем которых в условиях кризиса сократился.

При проведении политики снижения ставки рефинансирования кредит становится более дешевым, следовательно более привлекательным. Возрастание объемов инвестиционных средств должно привести к расширению производства. Предложение денежной массы в стране возрастает.

Изменение учетной ставки ЦБ РФ стоит рассматривать скорее как индикатор денежно-кредитной политики Центрального банка. Например, повышение учетной ставки сигнализирует о начале ограничительной денежно-кредитной политики. Соответственно достаточно быстро происходит цепочка изменений: рост ставки на рынке межбанковского кредита; рост ставки коммерческих банков по ссудам, предоставляемым ими небанковскому сектору.

Еще один существенный инструмент контроля над денежной массой — это операции на открытом рынке. Данный инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу Центральным банком государственных ценных бумаг. Эти операции считаются наиболее важным методом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков, так как оказывают прямое воздействие на объем свободных ресурсов коммерческих банков.

Операции на открытом рынке являются главным инструментом денежно-кредитной политики. При нарастании в стране инфляционных тенденций государство выпускает государственные ценные бумаги. Основной целью продажи ценных бумаг является изъятие из оборота части денег для снижения инфляционного давления на финансовую систему.

Одной из ключевых проблем в реализации мер денежно-кредитной политики является ситуация, при которой эмиссия в национальной валюте трансформируется в активы в иностранной валюте (конвертации и отток капитала либо размещение в наличной иностранной валюте и на валютных депозитах). По нашему мнению, именно решение данной проблемы должно стать одной из основных целей единой денежно-кредитной политики. Будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.

Обратимся к балансу Банка России, который является хорошим индикатором того, под какие активы происходит эмиссия национальной валюты. По состоянию на 01.01.2012 в структуре его активов на статью «Средства, размещенные у нерезидентов, и ценные бумаги иностранных эмитентов» приходилось 71,28 % активов, а на статью «Кредиты и депозиты» — 22,82 %, по состоянию на 01.10.2011–77,31 и 14,56 % соответственно [25].

Одним из заметных мест проекта Основных направлений является оценка показателей денежной программы. В качестве ее ключевых показателей Центральным банком выбраны:

  • денежная база в узком определении;
  • чистые международные резервы;
  • чистые внутренние активы;
  • чистый кредит банкам.

В части применения инструментов денежно- кредитной политики упор сделан на реализацию эффективной процентной политики. Основные меры направлены на совершенствование технологий рефинансирования: развитие механизма рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения; расширение перечня активов, используемых для обеспечения при рефинансировании и др.

Таким образом, приоритетами Банка России по развитию банковского надзора являются:

  • развитие содержательных подходов к организации надзора;
  • развитие подходов к надзору за кредитным риском;
  • совершенствование подходов к надзору за риском ликвидности;
  • совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных информационных систем;
  • совершенствование отчетности, в т. ч. развитие надзора на консолидированной основе и др.
  • повышение прозрачности денежно-кредитной политики и совершенствование аналитической работы [27].

В Основных направлениях содержится ряд дополнительных мер в части совершенствования банковского надзора: оценка деловой репутации руководителей, совершенствование процессов регулирования реорганизации банков, упрощение эмиссии ценных бумаг, эффективное взаимодействие банков и аудиторов, ряд мер по развитию инспекционной деятельности. Как видим, Банк России представил список рабочих мероприятий.

Отдельный интерес вызывает позиция ЦБ по таргетированию: в настоящее время основные методы денежно-кредитной политики, используемые центральными банками, включают валютное регулирование, таргетирование денежной массы и таргетирование инфляции.

Государственное регулирование — важнейший принцип экономической стратегии и политики России может обеспечить экономический рост и развитие на основе модернизации. В то же время применение такого подхода призвано дать простор для здоровой конкуренции, поставить заслон монополизму в производстве и торговле как главной причине инфляции в нашей стране. Таким образом, разумное государственное регулирование будет способствовать повышению эффективности денежно-кредитной политики [28].

Регулирование валютного курса основано на поддержании определенной стоимости национальной валюты по отношению к иностранной валюте или корзине валют. Его основными инструментами являются валютные интервенции центрального банка и манипулирование процентной ставкой. Таргетирование денежного предложения опирается на установление ориентиров по темпам роста определенного денежного агрегата или группы агрегатов. Таргетирование темпов роста денежной массы может быть эффективным в случае наличия четкой взаимозависимости между изменениями денежных агрегатов и темпов роста инфляции.

Инфляционное таргетирование предполагает установление центральным банком целевого уровня инфляции и ориентацию на него при разработке мер денежно-кредитной политики. Ключевым методом достижения поставленной цели является механизм процентных ставок. До сих пор в России одним из основных макроэкономических «параметров» является валютный курс доллара к рублю. В перспективе, как уже отмечалось, все большую роль будет играть процентная ставка, отражающая реальную цену денег в стране.

Эта политика изначально предполагает наличие плавающего валютного курса. Кроме того, она ориентируется на достаточно высокий уровень развития финансовой системы и рынков, обеспечивающий адекватную и своевременную реакцию экономики на изменения процентной ставки. Преимущество инфляционного таргетирования заключается в том, что установление целевого уровня инфляции в качестве номинального якоря создает условия для прогнозирования действий центрального банка и формирования системы принятия решений экономическими агентами.

В заключение следует отметить, что при всем разнообразии рекомендаций общий вывод связан с тем, что для эффективного решения задач макроэкономического регулирования, с одной стороны, действия Центрального банка Российской Федерации должны характеризоваться независимостью и последовательностью, с другой стороны, меры, принимаемые в денежно-кредитной сфере, должны сопровождаться адекватной бюджетной политикой.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Денежно-кредитная политика в макроэкономическом регулирование, занимает одно из ключевых положений. От эффективного проведения денежно кредитной политики зависит достижение основных целей, таких как: стабильность экономического роста; снижение безработицы до уровня естественной нормы; устойчивый платежный баланс.

В мировой практике находят применение различные теоретические подходы к денежно-кредитной политике. Разнообразие концептуальных подходов связано с различным уровнем состояния и развития социально-экономических процессов и позволяет выбирать подход, наиболее адекватный конкретным национальным условиям; при существенном изменении условий может меняться и концептуальная база.

В Россию за основу взята монетарная теория, поэтому и достижение главной цели - снижение инфляции осуществляется исключительно монетарными методами (ограничение денежной массы - применяя все имеющиеся инструменты). Инфляция в России носит немонетарный характер, и методы борьбы с ней стоит пересмотреть. Главным фактором роста цен в России является рост цен на продукцию естественных монополий.

Главная цель, определенная для ЦБ РФ законом, - обеспечение устойчивости рубля.

Проанализировав на основе выявленных критериев оперативную самостоятельность Банка России можно сделать вывод, что его положение не отвечает в полной мере критериям самостоятельности, сложившимся в мировом сообществе. Определение степени оперативной самостоятельности Банка России остается актуальной проблемой, которая напрямую связана со статусом, задачами и функциями, полномочиями и принципами организации деятельности Банка России.

Недостаточно используется потенциал Банка России в качестве макроаналитического центра государства. Банк России не осуществляет активной разработки макропрограмм развития. Стремление ЦБ РФ проводить денежно-кредитную политику, опираясь только на макроэкономические показатели (инфляцию, курс рубля, процентные ставки), малоэффективно, так как в России эти показатели почти не зависят от деятельности ЦБ. Проведение денежно-кредитной политики тесно связано с бюджетно-налоговой политикой, социальным развитием общества и с политическими решениями руководства страны. Это приводит к необходимости формирования и реализации ДКП в тесном и эффективном взаимодействии ЦБ и Правительства (Министерства финансов). При анализе макроэкономических показателей следует учитывать их сильную связь с динамикой мировых цен на нефть, которая имеет устойчивый характер роста, а также то, что текущий характер этих изменений не имеет выраженных тенденций.

Операции на открытом рынке в России находятся в неразвитом состоянии, и требуются усилия со стороны ЦБ по расширению спектра используемых инструментов, технологий и участников операций.

Ставка рефинансирования как инструмент денежно-кредитной политики не всегда использовалась грамотно, и это направление ДКП часто вступало в противоречие с другими составляющими государственной политики. Банк России практически не кредитует коммерческие банки, хотя практика центральных банков в большинстве стран показывает, что они выступают в первую очередь как «кредиторы последней инстанции».

Если бы существовало свободное перемещение денежной массы между финансовым и реальным секторами и она находила бы свое полноценное применение в производственной сфере, вопрос стерилизации вряд ли являлся бы актуальным. Однако кредитование реального сектора затруднено рядом факторов: высокими рисками кредитования, недостаточной капитализацией банковской системы, а также сложившимися диспропорциями реального и финансового секторов, прежде всего в уровне рентабельности.

Выходом из сложившийся ситуации способствовало бы, снижение ставки рефинансирования до уровня краткосрочных рыночных ставок по кредитам предприятиям

Информация о работе Сущность финансовой политики