Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 13:57, реферат
Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами,
которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных
формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным)
денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании
фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении
налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении
средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и
подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.
Функционирование
государственного бюджета
экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы
перераспределения стоимости общественного продукта,, концентрируемой в
руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные
категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение;
доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы -
удовлетворению
общегосударственных
2. Доходы государственного
бюджета
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у
государства с предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в
процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих
экономических отношений служат различные виды платежей предприятий,
организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-
вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный
фонд.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет
зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом
экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы
средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы
бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных
предприятий, при этом налоги составляли 8-10 % от объёма бюджета. В
налоговом государстве 80 % доходов бюджета формируют средства от налогов.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями,
складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти
денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое
общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение
государства.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых
платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С
организационно-правовой стороны налог - это обязательный платёж,
поступающий в бюджетный фонд в определённых законом размерах и
установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и
методах исчисления которых реализуются определённые принципы, образует
налоговую систему страны.
Сегодня налоговая
система призвана реально
начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и
одновременно служить барьером на пути социального обнищания
низкооплачиваемых слоёв населения.
Главным среди
налогов, взимаемых с
прибыль (доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях
рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится
важнейшим объектом воздействия государства. Банки и другие кредитные
учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах,
уплачивают в бюджет подоходный налог. Налог на имущество предприятий введён
для субъектов хозяйствования, являющихся собственниками имущества на
территории России. Важное место в налоговой системе страны занимают платежи
за природные ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др.
Основное
место в системе
подоходный налог. Подоходное обложение дополняется взиманием налога на
имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только
фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором,
влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником. В
налоговой системе страны после длительной перерыва восстановлен налог с
наследства, которым с 1 января 1992 г. облагается имущество, переходящее
гражданам в порядке наследования или дарения.
Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди
которых является налог на добавленную стоимость. Он введён с января 1992 г.
и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с
оборота и налог с продаж. Одновременно с налогом на добавленную стоимость в
системе косвенного обложения используются также различные акцизы,
устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. В систему косвенного
обложения включаются и таможенные пошлины; ими облагаются товары и иные
предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за её пределы.
Налог на
операции с ценными бумагами
включён в налоговую систему
впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе и
иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купли- продаже ценных
бумаг. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,
рекламирующие свою продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и персональных компьютеров взимается с юридических и
физических лиц, перепродающих указанные товары.
Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР,
нотариальные конторы и др.) оказывает различного рода услуги юридическим и
физическим лицам, за которое оно взимает пошлины и сборы.
К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право торговли
(промысловый налог). Сбор за парковку автотранспорта вносят водители
автомашин при парковке в специально оборудованных для этих целей местах.
Граждане, неорганизованно приезжающие на отдых в курортные местности без
путёвок и курсовок, уплачивают курортный сбор.
Уплата налогов осуществляется в определённой очерёдности. Сначала
плательщики вносят все поимущественные налоги и пошлины. На сумму внесённых
платежей уменьшается налогооблагаемый доход (прибыль) физических и
юридических лиц, после чего плательщики уже во вторую очередь обязаны
рассчитаться с бюджетом по местным подоходным налогам, если таковые
взимаются.
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с
одной стороны, доходы
от эксплуатации государственной собственности,
от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к
рынку - и от её продажи юридическим и физическим лицам, а с другой -
поступления от реализации
облигаций государственных
бумаг.
3. Расходы государственного
бюджета
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,
возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и
его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
В расходах бюджета находят своё выражение две стороны единого
распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные
части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,
организаций и учреждений материального производства и непроизводственной
сферы, получающих ассигнования.
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно
классифицируют по определённым признакам: по роли в воспроизводстве,
общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,
целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета
подразделяются на две части: одна связана с развитием материального
производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая
используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению
отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,
оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы
бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,
социально- культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой
группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое
деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в
производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на
развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства,
транспорта, связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и
видам общественной деятельности: на народное образование, культуру,
здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д.
В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых
ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых
государством.
Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование
народного хозяйства. В их состав в соответствии с действующей в нашей
стране бюджетной классификацией включались расходы на отрасли материального
производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания
населения.
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование
социально- культурных мероприятий. Несмотря на важную роль данной группы
бюджетных расходов в социально-экономических процессах, количественные
характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от
оптимальных, но и отражают постепенное ухудшение уровня социального
обслуживания населения нашей страны. Связано это с тем, что социальная
функция государства в течении многих лет была на “втором плане”, заставляя
невольно экономить на затратах в социальной сфере. По оценкам некоторых
Информация о работе Сущность финансовой политики государства