Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 13:57, реферат
Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами,
которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных
формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным)
денежных средств. Идёт ли речь о распределении прибыли и формировании
фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении
налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении
средств во внебюджетные или благотворительные фонды - во всех этих и
подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств.
экономистов, на образование, медицину и экологию, вместе взятые,
приходилось в конце 80-х годов лишь около 14 % валового национального
продукта, тогда как на военные цели уходило от 25 до 30 %.
Часть
бюджетных средств
расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику. Основное место в
затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем
идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-
исследовательских и опытно-конструкторских работ; остальное приходится на
долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объём
расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы
военного нападения; при благоприятной международной обстановке они
сокращаются. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону
призвана сыграть военная реформа. Её подготовка и проведение позволяет с
меньшим объёмом военных расходов качественнее решать стоящие перед армией
проблемы. Образование СНГ внесло изменения в состав расходов каждого члена
Содружества, их структуру и динамику. Например, на долю России, являющейся
правопреемницей бывшего Советского Союза, приходится 61,3 % общих расходов
на содержание Вооружённых Сил Содружества.
Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством
хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -
управленческой - сферы деятельности. На сегодняшний день это единственная
часть расходов бюджета,
которая выплачивается без
Совершенствование аппарата управления и сокращение расходов на его
содержание имеет большое народнохозяйственное значение, так как приводит к
высвобождению людских ресурсов, которые могут быть использованы в других
отраслях деятельности, позволяет добиваться лучшей организации
управленческого труда, делает руководство общественным производством более
оперативным, конкретным, а потому - более действенным.
Разбалансированность отечественной экономики, тяжёлое финансовое
положение страны выдвинули на первый план двуединую задачу - сокращение
бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования
бюджетных средств.
4. Бюджетный дефицит,
управление им
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к
разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет
государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось
бы с бюджетным дефицитом. Однако качество самого дефицита может быть
различным:
а) дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных
государственных
вложений в развитие экономики.
не кризисное течение общественных процессов, а государственное
регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить
прогрессивные
сдвиги в структуре
б) дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств(войны,
крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится
недостаточно
и приходится прибегать к
в) дефицит может отражать кризисные явления в экономике, её развал,
неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства
держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он -
явление чрезвычайно
тревожное, требующее
действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому
оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.
За последние
несколько лет произошёл
Он привёл
к быстрому росту
внешнего.
Основными
причинами резкого скачка
начале 90-х годов явились:
низкая эффективность общественного производства, усугубляемая малой
результативностью внешнеэкономических связей;
нерациональная структура бюджетных расходов, усиленная стремлением жить
не по средствам,
осуществляя крупные
военные расходы, оказывая помощь (нередко безвозмездную) развивающимся
странам, крупные хищения, приписки и другие уголовные преступления и
т.п.;
неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству
использовать
его в качестве стимула
Резкое
увеличение дефицита
инфляционных процессов ( нарастание инфляционных процессов существенно
снижает
жизненный уровень населения,
напряжённости), поскольку для покрытия дефицита правительство
систематически
использовало денежно-
Деятельность правительства по исполнению бюджета 1996 года Госдума
признала
трлн. рублей - 71 % от запланированного. Расходы достигли 233 трлн.
рублей, что также ниже плановых показателей. Недоимка и отсроченные
платежи за указанный период увеличились до 71 трлн. рублей. По мнению
экспертов,
правительство “упустило”
либо радикально не удастся несмотря на то, что в октябре сбор налогов
улучшился. С 1 по 25 октября в госказну поступило 10,6 трлн. рублей - 84 %
от задания. Бюджет-97 может повторить судьбу нынешнего, поскольку
предлагается принять завышенные доходы. Правительство при доработке
начального проекта сделало Госдуме уступку - увеличило расходы на
экспортные
производства и конверсию,
бюджета.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом необходимо
руководствоваться следующим: бюджетный дефицит -зло, но ещё большим злом
для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путём чисто
математических операций, ибо в этом случае вместо “лечения” экономики её
болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;
баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не
следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично
развивающейся
экономики, это
мощностей и
нереализации всех
о чём свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно
допустимого размера, определяемого 2-3 % ВНП; для покрытия бюджетного
дефицита могут использоваться разнообразные формы государственного
кредита (как внутреннего так и внешнего) и др.
Перечисленные принципы должны обязательно реализовываться при разработке
конкретной
программы мер по снижению
бюджетного дефицита и
Разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение
доходов бюджета и сокращение его расходов, регулирование бюджетного
дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с
другими экономическими антикризисными мерами, позволяет стабилизировать
финансовое
положение нашей страны, будут
способствовать её возвращению
путь социально-
Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды выступают одним из звеньев общегосударственных
финансов. В нашей стране уже действуют фонд государственного социального
страхования, пенсионный фонд, государственный фонд занятости населения и
т.д. Внебюджетные фонды помогают решать стоящие перед экономикой задачи
обеспечения подъёма производства, преодоления временной стагнации и
неустойчивости, кризисных явлений.
Внебюджетные
фонды - это форма перераспределения
финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые
на основе оперативной самостоятельности.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на
экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на
государственные и региональные. С помощью внебюджетных фондов возможно:
влиять на процесс производства путём финансирования, субсидирования,
кредитования отечественных предприятий; обеспечивать природоохранительные
мероприятия, финансируя их за счёт специально определённых источников и
штрафов за загрязнение окружающей среды; оказывать социальные услуги
населению путём выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования
социальной инфраструктуры в целом; предоставлять займы, в том числе
зарубежным партнёрам, включая иностранные государства.
Источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно
постоянный , так и временный характер. Они могут быть разными на территории
государства, различаясь
по административно-
Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды,
обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и
содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств
направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные
бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками
финансового рынка в связи с тем, что во-первых, нередко использование
Информация о работе Сущность финансовой политики государства