Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:34, контрольная работа
Факты составляют реальную основу выводов и заключений финансового контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной потребности. Факты становятся составной частью научных и практических знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории.
государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной
мобилизации бюджетных средств,
перераспределения части
социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством
своих функций.
Система финансового контроля в целом состоит из следующих элементов:
1) субъект контроля (кто контролирует);
2) объект контроля (кого контролируют);
3) предмет контроля (что контролируют);
4) принципы контроля;
5) метод (методика) контроля;
6) техника и технология контроля;
7) принятие решения по результатам контроля;
8) оценка эффективности контроля.
Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм финансового
контроля, который должен регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в
совокупности образуют финансовое (бюджетное) право.
Финансовое право определяет меру ответственности экономических субъектов за соблюдение (или
несоблюдение) бюджетной дисциплины. Без административных, материально-финансовых мер воздействия на
нарушителей бюджетно-налогового
законодательства невозможно достичь
высоких результатов в
поставленных перед контролем задач.
Цель и задачи государственного финансового контроля определяют и его основные функции.
Эти функции можно классифицировать по двум признакам: во-первых, исходя из социального и
общегосударственного значения; во-вторых, на базе содержательного значения функций контроля.
В первой части это касается социального управления, политического руководства, правового
регулирования.
Эти функции финансового контроля как части общегосударственного контроля рассмотрены
достаточно полно в предыдущей статье.
Активная, творчески организуемая роль финансового контроля проявляется в его собственных
функциях. Как фактор, обеспечивающий нормальное действие социальной системы, эта контрольная
деятельность использует правовые средства воздействия на общественные отношения через функции:
выявление отклонения, анализ причин отклонения, коррекция деятельности объекта контроля, превенция и
правоохрана.
Выявление отклонений включает в себя широкий спектр деятельности. Это – установление отклонений
в исполнении законов в части использования средств государственного бюджета; отклонения в формировании
доходной части и
министерств, ведомств, предприятий и организаций.
Анализ причин отклонений. Эта функция предполагает исследование фактов, определивших то или
иное отклонение, установление персоналий, ответственных за отклонение.
Функция коррекции заключается в разработке предложений по устранению выявленных отклонений в
процессе формирования и исполнения бюджета, а также процессе финансово-хозяйственной деятельности
предприятий и организаций.
Функция превенции. Важной предпосылкой развития и основой укрепления эффективности
контрольной деятельности является профилактическая работа для предупреждения правонарушений. Цель
профилактики — выявление причин и условий совершения правонарушений и их последующее устранение с
целью недопущения новых противоправных действий, снижения их уровня в обществе.
При всем многообразии субъектов контрольной деятельности они все в определенной степени проводят
профилактические мероприятия. Цели превенции достигаются: а) в процессе осуществления контрольной
деятельности при выявлении правонарушений и виновных лиц; б) при реализации правовых актов, принятых
по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих
правонарушениям; в) при проведении контрольными органами конкретных профилактических мер.
Особое место в системе мер профилактики занимают правовые акты контрольных органов. Сам факт
вынесения обоснованного и законного постановления по делу имеет важное превентивное значение, причем не
только для лица, признанного виновным, но и для всех лиц, прямо или косвенно вовлеченных в процесс
контроля. Существует целый ряд специальных правовых актов профилактического характера, выносимых
субъектами контроля.
Первостепенное значение в деятельности контрольных органов имеет конкретная профилактическая
работа: обобщение результатов проверок, выявление и изучение причин тех или иных недостатков и
нарушений, условий, которые их вызвали, разработка и проведение в жизнь превентивных мероприятий
организационного и
управления по принятию соответствующих мер.
Стало быть, профилактика является
наиболее перспективным видом
основное назначение которой предупредить возможные правонарушения, определить меры по устранению
условий, способствующих совершению правонарушений, а в случае обнаружения неправомерного поведения
привести в действие соответствующие правоохранительные средства.
Функция правоохраны. Контрольная деятельность органов государства является в значительной мере
правоохранительной, хотя и не сводится только к ней. Как средство обеспечения законности эта функция
направлена на пресечение неправомерных действий должностных лиц и граждан, виновных в недостатках и
нарушениях, и связана с привлечением к юридической ответственности, а также применением к этим
субъектам мер государственного или общественного воздействия.
По действующему законодательству не все контрольные органы полномочны как самостоятельно
привлекать к ответственности виновных лиц, так и ставить перед вышестоящими органами вопрос о
привлечении нарушителей к административной ответственности, а перед судебно-следственными – о
привлечении к уголовной ответственности.
Таким образом, можно сделать определенные выводы. Во-первых, государственный финансовый
контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может
квалифицироваться как функция: социального управления и правового регулирования. Во-вторых, как
специфическая форма государственной деятельности контрольная деятельность обладает собственными
функциями: фиксации отклонений, анализа, корректировки, социальной превенции, правоохраны.
Аудитор Счетной палаты С. П. ОПЕНЫШЕВ
Начальник инспекции В. А. ЖУКОВ
http://www.ach.gov.ru/
еще статья
http://www.newreferat.com/ref-
Информация о работе Сущность, цель, задачи и функции финансового контроля