Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:18, курсовая работа
В своей работе я бы хотела разобраться так ли это на самом деле, какие плюсы и минусы это как для России, так и для других стран. Эта темы является актуальной на сегодняшний момент, так как первая стадия союза начала работать с января 2010 года. Сама же идея союза появилась практически сразу после развала СССР. Поэтому в своей работе я акцентирую внимание на истории создания союза, значении союза для экономик стран-участниц, проблем, которые связаны с созданием союза и расскажу о влиянии его на конечного потребителя.
Введение 3
Глава 1. Создание ТС и его перспективы 4
1.1 История создания Таможенного союза 4
1.2 Концепции формирования ЕЭП 6
1.3 Таможенный союз - возможность для расширения рынков сбыта 6
Глава 2. Влияние ТС на экономики стран-участниц 9
2.1 Геополитические риски 9
2.2 Таможенный союз в Казахстане: плюсы и минусы 12
2.3 Таможенный союз для Белоруссии 14
2.4 Украина в таможенном союзе 15
глава 3. Значение Таможенного союза на экономику России 17
3.1 Чем прекрасен наш союз 17
3.2 Значение Таможенного союза для рядового потребителя 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
Кафедра Финанасов
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ»
Тема: «Таможенный союз Беларуссии, Казахстана, России: история создания, значение, перспективы».
.
Санкт-Петербург
2012г.
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Создание ТС и его перспективы 4
1.1 История создания Таможенного союза 4
1.2 Концепции формирования ЕЭП 6
1.3 Таможенный союз - возможность для расширения рынков сбыта 6
Глава 2. Влияние ТС на экономики стран-участниц 9
2.1 Геополитические риски 9
2.2 Таможенный союз в Казахстане: плюсы и минусы 12
2.3 Таможенный союз для Белоруссии 14
2.4 Украина в таможенном союзе 15
глава 3. Значение Таможенного союза на экономику России 17
3.1 Чем прекрасен наш союз 17
3.2 Значение Таможенного союза для рядового потребителя 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 26
Меня заинтересовала данная тема, так как до сих пор создание таможенного союза Беларуссии, Казахстана и России вызывает много откликов и обсуждений со стороны населения и политиков. Последние говорят, что союз даст экономикам стран-участниц новый толчок в отношениях, поможет интеграции и продвижению товаров на новые рынки. Но как часто бывает, то, что говорят на телевидении, не всегда верно.
В своей работе я бы хотела разобраться так ли это на самом деле, какие плюсы и минусы это как для России, так и для других стран. Эта темы является актуальной на сегодняшний момент, так как первая стадия союза начала работать с января 2010 года. Сама же идея союза появилась практически сразу после развала СССР. Поэтому в своей работе я акцентирую внимание на истории создания союза, значении союза для экономик стран-участниц, проблем, которые связаны с созданием союза и расскажу о влиянии его на конечного потребителя.
Моя работа состоит из трех глав. Первая посвящена истории создания ТС и пути его развития. Вторая глава посвящена влиянию ТС на страны-участницы как с положительной, так и с отрицательной сторон. И третья глава обрисовывает картину для России: в целом и для потребителей.
Путь к созданию Таможенного союза на пространстве СНГ был непростым. Первым шагом к формированию такого объединения стало подписание в январе 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия, а в 1999 году – Таджикистан.
В целях перевода сотрудничества упомянутых стран на качественно новый уровень 10 октября 2000 г. в городе Астане президентами Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Договор заключили как раз те страны СНГ, которые в политико-правовом и экономическом измерении оказались наиболее подготовленными к тесному интеграционному взаимодействию.
В лице ЕврАзЭС страны создали межгосударственную структуру, которая поставила перед собой главную задачу – достижение глубокой экономической интеграции. Ее осуществление предполагает три логических этапа: создание зоны свободной торговли, формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Последовательность этих стадий экономической
интеграции в рамках ЕврАзЭС в
целом соблюдается. Положительная
динамика развития Сообщества позволила
главам государств принять в августе
2006 года решение о создании Таможенного
союза и Единого экономического
пространства. Таможенный союз на начальном
этапе формируется тремя
Это основополагающие документы, необходимые для формирования институциональной структуры Таможенного союза. Они же определяют механизм присоединения к Таможенному союзу других государств. Все принятые документы отвечают международным принципам, признанным нормам и правилам, закрепленным в многосторонних соглашениях Всемирной торговой организации.
Межгоссовет ЕврАзЭС наделен функциями высшего органа Таможенного союза. Учрежден постоянно действующий регулирующий орган – Комиссия Таможенного союза. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон. Голоса между Сторонами в Комиссии распределены следующим образом:
Таким образом, впервые главы государств
согласились передать часть своих
полномочий наднациональному органу.
Предложение решить проблему создания
Таможенного союза с
Ключевыми точками в работе по созданию Таможенного союза являются: 1 января 2010 года, 1 июля 2010 года и 1 июля 2011 года.
К 1 января 2010 г. в основном сформирована правовая база Таможенного союза и принято более 40 международных договоров, введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами, Комиссии Таможенного союза переданы функции по определению параметров таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
С 1 июля 2010 года начал функционирование второй этап: Беларусь, Казахстан и Россия формируют единую таможенную территорию, на которой действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Знаковым событием в этом плане стало подписание главами государств 5 июля 2010 года в г. Астане пакета документов, в числе которых Совместное заявление президентов Беларуси, Казахстана и России о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза для трех стран с 6 июля 2010 года.
1 июля 2011 года - это завершающий элемент формирования единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах Таможенного союза, так и товаров, происходящих из третьих стран1.
В Декларации о Евразийской экономической
интеграции заявляется о переходе с
1 января 2012 года к следующему этапу
интеграционного строительства
Таможенный союз России, Белоруссии и
Казахстана объединяет более 60% населения
всего постсоветского пространства и
дает большие возможности для расширения
рынков сбыта. На территории Таможенного
союза производится более 85% валового
внутреннего продукта всего постсоветского
пространства. Общий объем ВВП трех стран
превышает $2 трлн. и должен вырасти к 2015
году на 15-18%. Россия от создания Таможенного
союза может получить прибыль в размере
около $400 млрд., а Белоруссия и Казахстан
— по $16 млрд.. Участники
рынка настороженно отнеслись к появлению
Таможенного союза. Во-первых, никто до
конца не верил, что это случится. Во-вторых,
ни таможенные органы стран Таможенного
союза, ни бизнес не были готовы к нему
технически. В-третьих, времени для разработки
нормативно-правовой базы было недостаточно.
Если в ЕС эта база разрабатывалась около
20 лет, то у нас этот процесс занял всего
год. но
сейчас многие отмечают, что его появление
упростило таможенное оформление грузов.
Импортеры
и таможенные брокеры отмечают практическое
положительное влияние формирования общей
таможенной территории. Например, Gefco помимо
поставок автомобилей осуществляет регулярные
поставки комплектующих на автомобильные
заводы в России. Если ранее при железнодорожных
поставках из Европы компания вынуждена
была оформлять транзитную декларацию
на польско-белорусской границе, то теперь
Таможенный кодекс Таможенного союза
предоставляет возможность в качестве
транзитной декларации использовать товаросопроводительные
документы, что уменьшит время прохождения
грузов через границу Таможенного союза.
Сейчас таможенные процедуры в России строятся на основе моделей таможенных процедур и терминологии, предлагаемых Всемирной таможенной организацией. Существовали так называемые риски переходного периода, когда денежные средства могли зависнуть на счетах федерального казначейства в связи с переходом на новую платежную систему, а также был риск увеличения сроков оформления грузов по причине обновления информационных систем таможенных органов. Но на практике это не оказало значительного влияния на участников ВЭД.
Основные
риски как до вступления в силу нового
законодательства, так и после представляют
собой вопросы определения таможенной
стоимости, классификации товаров, применения
мер нетарифного регулирования. Причем
данные риски сохранились и в настоящее
время. По-прежнему приоритетной остается
нацеленность российской таможенной системы
на обеспечение поступления таможенных
платежей в федеральный бюджет. Хотя фискальная
функция является не единственной и таможенные
органы на местах, к сожалению, забывают
о других функциях, связанных с защитой
государством прав участников внешнеэкономической
деятельности, содействием внешней торговле
и др..
Доказывание
стоимости в случае несогласия таможни
с заявленными сведениями представляет
собой сложный бюрократический процесс,
требующий значительных усилий со стороны
участников ВЭД и таможенного брокера.
Сегодня участники рынка не усматривают
какого-либо серьезного отрицательного
влияния объединения таможенных территорий
союзных государств на стратегические
товаропотоки в Россию, как опасались
участники ВЭД и преподносили в СМИ. Наоборот,
объединение наших стран принесет в конечном
счете экономический эффект для бизнеса
за счет устранения излишних барьеров
во взаимной торговле, унификации таможенных
правил. Ожидается, что иностранные производители,
имеющие филиалы в России, будут увеличивать
объемы импорта через эти филиалы для
последующей отправки на белорусский
и казахский рынки.
Как
известно, для того, чтобы российский груз
попал в Калининградскую область, нужно
пересечь территорию транзитных прибалтийских
государств. Раньше существовала специальная
система "Калининград Транзит", позволявшая
пройти все транзитные формальности по
упрощенной системе, то есть без дополнительных
обеспечений, транзитных деклараций или
книжки МДП. Получилось так, что приняли
новое таможенное законодательство, старые
упрощенные процедуры для Калининграда
отменили, а новых разработано не было
даже на переходный период. Когда стало
очевидно, что Калининград был неоправданно
"забыт", в срочном порядке стали
дорабатывать нормативно-правовую базу.
Также важным моментом в регламентации
таможенных процедур будет принятие федерального
закона "О таможенном регулировании".
Участники рынка ожидают, что после шлифовки
законодательной базы многие процедуры
станут более прозрачными и четкими, что
положительно отразится на правоприменительной
практике на местах.
Нужно сказать, что впервые в российской
таможенной системе появился институт
уполномоченного экономического оператора,
дающий значительное упрощение таможенных
процедур для обладателя такого статуса,
что особенно актуально для крупных предприятий-импортеров.
Именно с помощью этого института таможенным
органам в Европе удалось добиться тех
результатов, которые есть сегодня: большинство
грузов попадает на таможенную территорию
с минимальным уровнем контроля или вообще
направляется непосредственно на склады
предприятий, минуя таможенные терминалы,
а основной таможенный контроль осуществляется
уже впоследствии и не влияет на логистику
товаропотоков.
Таможенный кодекс Таможенного
союза увеличивает по сравнению с ранее
действовавшим законодательством срок,
в течение которого таможенные органы
могут осуществлять проверку таможенных
операций. Теперь вместо одного года этот
срок составит три года с момента выпуска
товара. В этой связи особенно важно, чтобы
таможенные операции были проведены профессионалами,
чтобы исключить возможные сложности
при проверках после таможенного оформления3.