Таможенный союз Беларуссии, Казахстана, России: история создания, значение, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я бы хотела разобраться так ли это на самом деле, какие плюсы и минусы это как для России, так и для других стран. Эта темы является актуальной на сегодняшний момент, так как первая стадия союза начала работать с января 2010 года. Сама же идея союза появилась практически сразу после развала СССР. Поэтому в своей работе я акцентирую внимание на истории создания союза, значении союза для экономик стран-участниц, проблем, которые связаны с созданием союза и расскажу о влиянии его на конечного потребителя.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Создание ТС и его перспективы 4
1.1 История создания Таможенного союза 4
1.2 Концепции формирования ЕЭП 6
1.3 Таможенный союз - возможность для расширения рынков сбыта 6
Глава 2. Влияние ТС на экономики стран-участниц 9
2.1 Геополитические риски 9
2.2 Таможенный союз в Казахстане: плюсы и минусы 12
2.3 Таможенный союз для Белоруссии 14
2.4 Украина в таможенном союзе 15
глава 3. Значение Таможенного союза на экономику России 17
3.1 Чем прекрасен наш союз 17
3.2 Значение Таможенного союза для рядового потребителя 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Вложенные файлы: 1 файл

История создания Таможенного союза1.docx

— 78.42 Кб (Скачать файл)

2.3 Таможенный союз для Белоруссии

Таможенный  союз России, Белоруссии и Казахстана разрушил одни границы и заблокировал другие. Въехать сейчас в Белоруссию из Европы довольно хлопотное дело. Если вы путешествуете на машине, то рискуете простоять на польско-белорусской  или литовско-белорусской границе  пару суток. И это никак не связано с ужесточением президентом Лукашенко политического режима. Гигантские очереди создают белорусские автоперегонщики и автоперекупщики.

С 1 июля таможенные пошлины на иномарки в  России, Белоруссии и Казахстане выравниваются. Пошлины для белорусов на отдельные  категории машин вырастут чуть ли не в 12 раз, поэтому все спешат либо купить себе первую машину, либо поменять старую на новую модель. Тем более, что есть кому легко и быстро сбыть собственное автостарье.

КПП "Мядининкай" на литовско-белорусской границе  напоминает большой авторынок. За сутки  на нем регистрируют больше 1000 машин, которые следуют в Белоруссию и в Казахстан.

     Минск напоминает город, охваченный автомобильной лихорадкой. На единственном в городе и самом известном белорусском автомобильном рынке "Малиновка" в радиусе нескольких километров негде припарковаться.

"Проходная  на Россию" — главная приманка и код для покупателей и продавцов. "Проходная на Россию" — это значит, что машина соответствуют стандарту "Евро-4" и прошла таможенное оформление в Белоруссии до 1 января 2010 года, следовательно, может беспрепятственно быть ввезена в Россию без каких-либо дополнительных платежей.

Переоформляют машины в Минске всего в трех МРЭО. Еще в январе снять с учета  или поставить на учет машину там  можно было за полчаса. Белорусские  власти гордились тем, что победили бюрократизм в ГАИ. Но сейчас процедура занимает почти весь день. "Я встал в очередь в восемь утра. Час стоял на улице, только чтобы зайти в здание и получить талончик на право нахождения в официальной очереди,— рассказывает минчанин Максим, который продает машину.— Еще час в банк, чтобы оплатить пошлины, и два часа — сдать документы на снятие с учета". Максим доволен, он освободился к обеду, покупателю его машины повезло меньше. Ему сказали прийти за новым техпаспортом только через две недели.

Россиянам на переоформление белорусской машины в Минске придется потратить пару дней и немного заплатить посредникам "за ускорение". Но никто не ропщет, все довольны: за аналогичную машину в России они заплатили бы процентов  на 20 дороже.

   Когда летом прошлого года в Астане главы правительств стран — членов Таможенного союза подписали соглашение о порядке перемещения товаров через границу Таможенного союза физическими лицами, о феномене "белорусской форточки" никто не подозревал — ведь просто таможенные пошлины уравнивались. Но был еще подписан протокол об изъятиях из этого соглашения и документы о временном продлении национальных режимов ввоза по некоторым группам товаров до июля 2011 года. В соответствии с этим документом Белоруссия и получила один год в качестве переходного периода и национальный режим на ввоз автомобилей физлицами.

До какого-то момента вся эта история касалась только белорусов, но в конце 2010 года из-за введения единого таможенного пространства в Россию разрешили без пошлин ввозить те машины, которые были растаможены в Белоруссии до 1 января 2010 года. Границ-то уже нет — ни таможенных, никаких. И россияне ринулись за покупками к соседу. Поставить "белорусскую" машину в России на учет в ГИБДД можно легко, лишь бы был сертификат о том, что она соответствует экологическому классу "Евро-4" и в техпаспорте — отметка, что ввезена в Белоруссию до 2010 года. Сертификат можно купить в Москве по сходной цене — никто не придерется. Автомобили в Белоруссии смели буквально за три месяца, словно по стране прошелся тайфун.

Российская  страховая компания не принимает  белорусскую страховку, если за рулем  не находился владелец машины, и  весь ущерб от аварии ложится на того, кто был за рулем. Но это  уже нюансы, у нас обычно все  надеются на авось и верят в  удачу7.

2.4 Украина в таможенном союзе

Украина пока не готова вступить в  Таможенный союз, в который входят Россия, Белоруссия и Казахстан, но намерена до конца текущего года подписать  соглашение о создании зоны свободной  торговли с Европейским Союзом.

В последние годы Киев активно ведет  переговоры с ЕС о зоне свободной  торговли - ключевой составляющей стратегии  европейской интеграции - однако с  приходом к власти президента Януковича  в начале 2010 года более тесное сотрудничество с соседней Россией вновь стало  актуальным.

Главный переговорщик Украины с  ЕС заместитель министра экономики  Валерий Пятницкий заявил, что  вступление в Таможенный союз означает отказ от зоны свободной торговли с ЕС, а уполномоченный правительства по сотрудничеству с Россией Валерий Мунтиян призвал Киев вступить в Таможенный союз и уже после этого, на более выгодных позициях, вести переговоры с Брюсселем.

Однако Янукович в своем ежегодном  послании к парламенту дал понять, что Киев будет равноприближен к  обоим структурам.

"Считаю, что дальнейшее развитие  отношений с Таможенным союзом  будет опираться на новую договорную  базу - соглашение о свободной  торговле и возможное пакетное  соглашение о сотрудничестве  по формуле "3+1", - сказал Янукович.

"Это даст нам возможность  обеспечить реальный курс на  сближение европейского и евразийского  экономических пространств", - добавил  он.

Янукович заявил, что Украина  готова на компромисс в переговорах  о создании зоны свободной торговли с ЕС для скорейшего подписания соглашения.

"Уже в этом году мы стремимся  путем компромисса устранить  противоречия в позициях и  выйти на окончательное подписание  соглашения об ассоциации и  создании зоны свободной торговли", - сказал глава украинского государства.

В отличие от Брюсселя, неспешно ведущего переговоры с Киевом и пока отказывающего  ему в однозначных сигналах о  будущем членстве, Москва прямо дает понять, что Киев получит ощутимые экономические выгоды от присоединения  к Таможенному союзу.

Около трети украинского импорта  приходится на энергоносители, поступающие  из России, и даже незначительное их удешевление сделает украинские товары более конкурентоспособными на внешних рынках8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Значение Таможенного союза на экономику России

3.1 Чем прекрасен наш союз

Судя  по замыслам создателей Таможенного  союза, он в идеале должен стать началом  пути по формированию на части бывшего  СССР чего-то похожего на Европейское  экономическое сообщество образца 1980-х годов. На нынешнем, начальном, этапе проводится унификация таможенного  тарифа и таможенных процедур, а  контроль за экспортом и импортом выносится на внешние границы  Таможенного союза. При этом импортные  пошлины, взимаемые таможенниками  всех участников ТС, зачисляются на единый счет, а затем распределяются между бюджетами России, Казахстана и Белоруссии в пропорции 87,97, 7,33 и 4,70 процента. Затем предполагается создание Единого экономического пространства, функционирование которого началось с 1 января 2012 года. 

В перспективе  — такие известные по европейскому интеграционному процессу меры, как  унификация технических регламентов  и стандартов, признание сертификатов соответствия качества продукции, принятых в одной стране-участнице, другими  участниками, а также отмена пограничного контроля внутри единой таможенной территории. Иногда говорят и о возможности  для иностранцев путешествовать по всей территории ТС по визе, выданной одной из стран-участниц (что соответствует  принципам Шенгенского соглашения 1985 года). Все это указывает на большой интеграционный потенциал  принимаемых мер — а интеграция выгодна всем. 

Заметим: формирование Таможенного союза  открывает путь к российскому  рынку компаниям, по каким-то причинам не готовым работать в России, и  это хорошо: у отечественных бюрократов появится повод быть благосклоннее  к инвесторам. По сути, если какой-то производитель чувствует себя в  России некомфортно, он может развернуть свои мощности в Казахстане и беспошлинно  продавать свои товары у нас. Думается, если бы такая ситуация сложилась  в начале 2000-х годов, западную автосборку в нашей стране мы бы не увидели. 

Расширение  прав передвижения даст дополнительную степень свободы гражданам. Об этом не слишком часто говорят, но, к  примеру, россияне, которым из-за невыплаты  алиментов или процентов по кредитам сегодня формально закрыт выезд  из России, могут летать в Европу через Минск или ездить поездом  через Варшаву. Бюрократии в каждой из стран союза придется быть гибче. Со временем мы увидим более реальную картину инвестиционной и иной привлекательности наших стран, чем та, которую наблюдаем сегодня. 

Еще более  значительным станет эффект Таможенного  союза для развития институциональных  норм в России и других его участниках, когда появится не консенсусный механизм принятия решений, а будет сформирован полноценный орган управления союзом, заработает его высшая судебная инстанция и начнет унифицироваться законодательство о защите инвестиций и практика антимонопольного регулирования. В большинстве этих сфер лидером скорее всего станет Казахстан, на протяжении последних лет активно внедряющий в свои хозяйственные практики европейское законодательство, которое он и попытается распространить на общее таможенное пространство. Так что не исключено, что многие нормы Европейского союза будут переняты Россией не с Запада, а с Востока. 

Россия  в новых условиях выступает в  крайне противоречивой роли: будучи инициатором  и движителем Таможенного союза, она является и его тормозом, так  как не готова либерализовать свои сырьевые потоки так, как этого требуют  правила ТС, если понимать их буквально. Конфликт с Белоруссией в прошлом  году был спровоцирован отказом  России поставлять нефть белорусским  покупателям по внутрироссийским ценам. Существенное отличие Таможенного  союза от, например, того же ЕЭС состоит  в том, что в Европе в 1960-1970-х  годах пошлины на экспорт вообще отсутствовали, тогда как сегодня  в России они обеспечивают до 35 процентов  доходной части бюджета; кроме того, средний таможенный тариф на внешней  границе ЕЭС в начале 1980-х годов  составлял около 4,6 процента, а в  нашем случае он превышает 14 процентов. Поэтому сейчас в Таможенном союзе  на кону стоят гораздо большие  экономические интересы, чем в  Европе 40 лет назад, это значит, что  согласование позиций будет более  сложное, тем более что участники  очень непропорциональны по своей  экономической и политической мощи. 

Однако  в случае если позиция России начнет становиться более гибкой, а отечественные  политики и чиновники станут внимательнее прислушиваться к мнению партнеров, главную задачу Таможенного союза  — понуждение России к отказу от односторонних шагов — можно  будет считать выполненной. Элементы этого становятся заметными уже  сегодня: те же грузинские вина и боржоми  возвращаются на наши прилавки с белорусскими сертификатами соответствия, обесценивая  убогие тщания г-на Онищенко. 

Единственное  скептическое замечание, которое можно  сделать в адрес Таможенного  союза,— это сомнение в сверхоптимистичных оценках его выгод и перспектив расширения. По мнению российских официальных  лиц, создание ТС может повысить ВВП  стран-участниц на 15 процентов к 2015 году и принести России за этот срок около 400 млрд долларов. Это крайне маловероятно, учитывая, что в 2010 году весь товарооборот РФ с остальными участниками союза  составил 44,1 млрд долларов, а экспорт  из России — 28,8 млрд долларов. Чтобы  принести хотя бы 150-200 дополнительных миллиардов к 2015 году, экспорт из России в Казахстан и Белоруссию должен расти на 45-60 процентов ежегодно, что выглядит фантастически! Достаточно вспомнить, что снятие таможенных барьеров в Европе за период с 1967 по 1985 год  обеспечило среднегодовые темпы  прироста торговли между странами —  членами ЕЭС на 11 процентов. Говорится  о том, что Таможенный союз может дать России и ее партнерам статус равноправного участника торговых отношений с ЕС, этому тоже не стоит верить, так как члены ТС останутся в основном поставщиками сырья, тогда как внутри Европейского союза торговые потоки в 2009 году на 70,2 процента состояли из продукции одних и тех же товарных групп. Вряд ли стоит воспринимать всерьез и утверждения о том, что создание ТС приведет к сокращению срока транспортировки грузов из Китая и других стран Юго-Восточной Азии в Европу в несколько раз. Проблема состояла и состоит не в сложностях таможенного оформления, а в отсталости и дороговизне инфраструктуры: сегодня лишь 3,5 процента контейнерных перевозок между ЮВА и ЕС осуществляется через Россию или Казахстан, так как стоимость такой перевозки превышает морской тариф в среднем в четыре раза, а сохранность груза не гарантируется. Поэтому выгоды от реализации Таможенного союза будут не столь впечатляющими, как часто думают, и распределятся между его участниками, а не их партнерами за пределами общей таможенной территории. Не появится и общей валюты единого таможенного пространства: чтобы она возникла в Европе, торговле между странами ЕС пришлось достичь 64 процентов суммарного внешнеторгового оборота государств-участников, а на торговлю с Белоруссией и Казахстаном в прошлом году пришлось всего 7,05 процента российских торговых трансакций. 

Соответственно  и расширения Таможенного союза  я бы не ожидал: с запада он ограничен  Украиной, в 2008 году вступившей в ВТО  и держащей курс на сближение с  ЕС; в Центральной Азии кандидатом на участие может быть только Узбекистан, в то время как Киргизия и Таджикистан  специализируются в последнее время  на полулегальной торговле с Китаем (Киргизия, по данным таможенной статистики КНР, занимает в СНГ вторую строчку  после России по импорту китайских  товаров), открывать с ними границы  было бы ошибкой, тем более учитывая мизерный объем их внутреннего рынка. Не следует воспринимать всерьез  и заявления некоторых не граничащих с участниками ТС государств об их желании присоединиться к новой  структуре. 

Информация о работе Таможенный союз Беларуссии, Казахстана, России: история создания, значение, перспективы