Таможенный союз Беларуссии, Казахстана, России: история создания, значение, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

В своей работе я бы хотела разобраться так ли это на самом деле, какие плюсы и минусы это как для России, так и для других стран. Эта темы является актуальной на сегодняшний момент, так как первая стадия союза начала работать с января 2010 года. Сама же идея союза появилась практически сразу после развала СССР. Поэтому в своей работе я акцентирую внимание на истории создания союза, значении союза для экономик стран-участниц, проблем, которые связаны с созданием союза и расскажу о влиянии его на конечного потребителя.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Создание ТС и его перспективы 4
1.1 История создания Таможенного союза 4
1.2 Концепции формирования ЕЭП 6
1.3 Таможенный союз - возможность для расширения рынков сбыта 6
Глава 2. Влияние ТС на экономики стран-участниц 9
2.1 Геополитические риски 9
2.2 Таможенный союз в Казахстане: плюсы и минусы 12
2.3 Таможенный союз для Белоруссии 14
2.4 Украина в таможенном союзе 15
глава 3. Значение Таможенного союза на экономику России 17
3.1 Чем прекрасен наш союз 17
3.2 Значение Таможенного союза для рядового потребителя 19
Заключение 24
Список использованной литературы 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Вложенные файлы: 1 файл

История создания Таможенного союза1.docx

— 78.42 Кб (Скачать файл)

Однако  все это отнюдь не обесценивает главного преимущества Таможенного союза, который может научить Россию играть по правилам, уважать партнеров, выстраивать конкурентные институты и проводить более взвешенную политику привлечения инвестиций. И с кем бы мы ни начали этому учиться, это все равно лучше, чем не учиться взаимодействию вообще9.

3.2 Значение Таможенного союза для рядового потребителя

Если  увеличивается конкуренция, падает ли цена? Если продукты ввозить без  пошлин, станут ли они дешевле? Если вы можете выгодно купить качественный товар, зачем покупать дорогой и некачественный? Для экономиста, который верит в рациональность нашего мира, ответы были бы очевидны. Но попробуйте c точки зрения покупателя разобраться в деятельности Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, и вы непременно зайдете в тупик. 

Больше  года назад три страны ввели единое таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, проложив путь к объединению своих  территорий в единое экономическое  пространство. Товары в этом пространстве должны перемещаться свободно, а внутренние границы — исчезать. Планируется, что к 1 июля текущего года таможенные заставы на границах с Белоруссией и Казахстаном опустеют, и мы получим первое по-настоящему интегрированное образование на постсоветском пространстве. 

Событие историческое, и с цифрами, как  нас уверяют, все в порядке. Белорусы отчитались, что в прошлом году на 46,1 процента увеличили свой экспорт в Россию, казахи поставили нам на 5 млрд. долларов больше товаров. "Кроме того, союз упрощает передвижение не только вещам, но и людям: теперь специалист из Казахстана, работая у нас, может получать зарплату почти на общих основаниях с россиянами,— поясняет заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.— Это открывает новые возможности, например для научного обмена". Главы правительств выражают свой оптимизм тем, что намекают на опыт ЕС, который мы удачно повторили. Руководители на местах тоже подсчитывают выигрыши: например, Калужская область объявила, что в первом месяце этого года больше чем на 60 процентов увеличила поставки своих товаров в Белоруссию. Даже пчеловоды Сибирского федерального округа объединили усилия, чтобы эффективно лоббировать свои интересы в Таможенном союзе. 

И только российский покупатель, наблюдая за ростом цен, не может понять своего счастья. 

— Дело в том, что на Белоруссию и Казахстан  приходится меньше 8 процентов нашего торгового оборота, в то время как на Евросоюз - более 50%, - говорит Алексей Портанский, директор информационного бюро по присоединению России к ВТО, профессор кафедры торговой политики НИУ ВШЭ. — Устранение торговых барьеров, конечно, дело хорошее, но в рамках данного Таможенного союза экономический эффект для России будет не столь значителен. Его создание — это по преимуществу политическое решение, и, чтобы удерживать партнеров, нам надо будет их постоянно чем-то заинтересовывать. Издержки, как всегда, лягут на плечи налогоплательщиков. 

Первое, что хотят переложить на россиян, это благородную в общем-то миссию по защите союзного производителя. За недолгое существование союза его  члены инициировали более десятка  повышений импортных пошлин, что  позволило недовольным окрестить  всю структуру "трехсторонним  договором по защите от импорта". 

— И российские, и белорусские сыроделы выступают  за увеличение цен на продукцию из стран дальнего зарубежья,— поясняет Татьяна Рыбалова, руководитель информационно-аналитического центра Национального союза производителей молока.— А что делать? После аномальной жары у нас цены на молоко естественно выросли, в то время как в Европе перепроизводство. Те же сыры они поставляют в Россию по ценам, способным разорить наших фермеров. Прирост поставок сыров массового спроса из Европы в прошлом году составил 38%! А наши производители продают товар по себестоимости, некоторые даже себе в убыток. Если государство не хочет их поддержать, расчет только на потребителя: ему придется платить дороже. 

Трудно  найти отрасль хозяйства, которая  сегодня бы в рамках Таможенного  союза не старалась вытеснить  зарубежных конкурентов. Из недавно  примкнувших — Российский союз кожевников и обувщиков, который борется с китайскими товарами, а также наши производители шин, которые собираются "переобуть" автомобили. Белорусы тоже знамениты своим протекционизмом и сейчас ведут борьбу сразу на два фронта — с украинской карамелью и европейским пивом. В стороне оказываются только казахи, которые очень зависят от импорта и хотят покупать там, где дешевле, то есть в Европе и Китае, а не в странах союза. Однако с ними "договариваются". 

— Конечно, защита своих производителей — это хорошо, но давайте посмотрим, чем она грозит тому же фермеру,— предлагает Алексей Портанский.— Предположим, ему нужно купить комбайн, и желательно такой, который не надо будет постоянно ремонтировать. Уверен, что он захочет приобрести пусть подержанный, но американский "Джон Дир", а не новый российский или белорусский аналог. Однако ему создадут такие условия, что придется брать отечественное. Но тогда для этого фермера разговоры о модернизации будут уже пустой болтовней. 

Проблема  для союзных стратегов, правда, в  том, что повышение пошлин — ресурс ограниченный. 

— Россия собирается вступать в ВТО, и тогда  нам придется снижать ставки,—  рассказывает Вячеслав Евсеев, директор Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования.—  Поэтому нужно придумывать альтернативные меры по защите своих производителей, одна из которых — это введение новых техрегламентов на продукцию. Они не только защищают потребителей от некачественных товаров, но и влияют на структуру импорта. 

Например, проект техрегламента "О безопасности рыбы и рыбной продукции" может закрыть дорогу на наш рынок латвийским шпротам, а также китайским и вьетнамским рыбным филе. 

Еще одна проблема, которая непосредственно  затронет рядового потребителя по итогам введения единого экономического пространства,—  это наплыв контрафакта. По сообщениям Погранслужбы ФСБ, 43 процента задержанной контрабанды приходится на границу с Казахстаном. Последствия исчезновения этой границы прогнозировать никто не берется.

— Предприятия  легкой промышленности уже делились с нами своим беспокойством: на складах  в Казахстане, по их сведениям, копятся  контрабандные товары, которые после 1 июля будут ввозиться на территорию России,— поясняет Вячеслав Евсеев.— Правительство говорит, что решит проблему. В частности, рассматривались варианты присутствия российских представителей на казахских пунктах пропуска, а также создание мобильных отрядов для дополнительной проверки на приграничных территориях с Казахстаном. Но ничего определенного нам пока не обещают. 

— Китайская  сельхозпродукция в большинстве  случаев оставляет желать лучшего,—  считает Андрей Славутин, директор "Координационного аналитического центра Агропромышленного комплекса".—  Их фермеры собирают по два-три урожая в год, что невозможно без неконтролируемого  применения удобрений, иногда, вредных  и опасных для здоровья. "Россельхознадзор" России неоднократно пресекал ввоз такой  продукции на нашу территорию, однако нет полной уверенности, что она  к нам не поступала. 

Качество  отдельных групп казахских товаров  тоже, кстати, вызывает вопросы. После 1 июля исчезнут фитосанитарные и ветеринарные ограничения на ввоз товаров между нашими странами — рады этому далеко не все. 

— В Казахстане много проблем с эпидемиологическим контролем, животные часто болеют,—  замечает Сергей Юшин, руководитель исполкома  Национальной мясной ассоциации.—  Это риск для нашей территории. Хотя, если исправить ситуацию, казахская  говядина пришлась бы кстати и снизила  прогнозируемый у нас рост цен. 

Скепсис производителей мяса сдерживается хотя бы тем, что они не видят в "союзниках" конкурентов и собираются даже увеличить  свой экспорт - прежде всего, мяса птицы. Но на большинство отраслей российского  сельского хозяйства такой оптимизм не распространяется: фермеры уверены, что поддержка отечественного и  поддержка "союзного" — не одно и то же. 

— Крупнейшим поставщиком молочной продукции  в Россию является Республика Беларусь, конкурировать с которой очень  сложно,— сетует Татьяна Рыбалова.—  Их аграрии получают колоссальную помощь от государства, о которой нашим  можно только мечтать. В рамках Таможенного  союза мы пытаемся договориться о  сопоставимых ценах, чтобы совсем не потерять молочное производство, но они  все равно в более выгодном положении. Их объемы произведенного молока позволяют выпускать натуральную  продукцию, а у нас в условиях нехватки сырья в производство идет не только сухое молоко, но и все  его фракции, кроме того растет использование  растительных жиров. Поэтому они  выигрывают у нас по качеству. 

— По сравнению  с белорусскими и казахскими производителями  сельхозпродукции наши находятся в  неравных условиях,— уверяет Андрей Славутин.— У нас закредитованность хозяйств превышает на 35-40% совокупный ВВП АПК России: то есть, даже продав всю свою продукцию, фермеры не смогут расплатиться по кредитам. Поэтому наши соседи по Союзу, имеющие гораздо большую господдержку, остаются в выигрыше. 

Чтобы защитить своих (теперь уже не от внешних, а  от внутренних "врагов"), Россия решила сохранить инструмент квотирования. Хотя формально экономическое пространство будет общим, каждой стране предполагается четко расписать, сколько товаров  и куда поставлять, облагая излишки "запретительными" пошлинами. Однако эксперты уверены, что такая мера может работать только на бумаге. Убрав  таможенные посты, Россия не сумеет точно  отследить, что ввозится и вывозится  с ее территории, и любая статистика будет ошибочной. Может быть, у  Комиссии Таможенного союза и  есть идеи, как решить проблему, но, как и во многих других случаях, ни эксперты, ни предприниматели об этих идеях ничего не знают. 

А значит, большинство из них обеспокоены  скорой интеграцией: начавшись на бумаге за здравие, на наших кухнях она может  кончиться иначе. Первый квартал 2011 года это подтверждает10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

История создания ТС насчитывает большой промежуток времени. Сам ТС является скорее политическим образованием, чем экономическим. Он нужен в основном для России, чтобы  защитить свои границы и иметь  надежных союзников у себя в регионе. Поэтому влияние союза на экономику  страны не столь радужное. Существуют проблемы по обеспечению контроля за ввозимыми из Белоруссии и Казахстана товарами.

Но как  мне кажется, эти проблемы в скором времени будут устранены, иначе смысл от создания союза, с точки зрения экономики, малопонятен. Для России это хорошая возможность создать вокруг себя дружелюбных соседей. Так же будет хорошо, если в союз вступят другие страны, например Украина, которые имеют давние отношения с РФ.

В целом, я  считаю, что создание такого пространства на территории бывшего СССР является нужным для развития экономии и отношений  между странами. Но при этом нужно  грамотно проводить построение такого пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Белорусская форточка// kommersant.ru: еженед. общественно-политический журнал «Огонек». 2011. 4 апр. URL:  http://www.kommersant.ru/doc/1610049 (дата обращения 25.04.2011).

 

  1. Геополитические риски//[Персональная страница А. М. Пучкова]. URL:http://www.puchkov.net/publications/customs-union/kazahstan/2.html (дата обращения 26.04.2011).

 

  1. История создания ТС// sngcom.ru: сайт комитета Совета Федерации по делам СНГ. URL: http://www.sngcom.ru/key-issues/customs-union/history (дата обращения 24.04.2011).

 

  1. Казахский бизнес опасается ТС//[Персональная страница А. М. Пучкова]. URL: http://www.puchkov.net/publications/customs-union/kazahstan/3.html (дата обращения 26.04.2011).

 

  1. Плюсы и минусы//[Персональная страница А. М.  Пучкова]. URL: http://www.puchkov.net/publications/customs-union/kazahstan/4.html (дата обращения 26.04.2011).

 

  1. Таможенный кодекс ТС. – М.: Рид Групп, 2010.

 

  1. Трое в одной таможне// kommersant.ru: еженед. общественно-политический журнал «Огонек». 2011. 4 апр. URL:  http://www.kommersant.ru/doc/1610048 (дата обращения 25.04.2011).

 

  1. ТС дает большие возможности// tamognia.ru: Информационно-аналитический портал "Таможня.ру". URL: http://www.tamognia.ru/news/new/1536756/ (дата обращения 24.04.2011).

 

  1. Украина пока не готова вступить в Таможенный союз// vesti.ru: интернет-канал «Россия». 2011. 7апр. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=442945&cid=6 (дата обращения 24.04.2011).

 

  1. Формирование ЕЭП//  economy.gov.ru: сайт Минэкономразвития РФ. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/formuep/index (дата обращения 25.04.2011).

 

  1. Чем прекрасен наш союз// kommersant.ru: еженед. общественно-политический журнал «Огонек». 2011. 4 апр. URL:  http://www.kommersant.ru/doc/1611870?isSearch=True (дата обращения 25.04.2011).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Таможенный союз в цифрах

 

Численность и удельный вес населения стран ТС

 

 

 

 

Объём ВВП стран ТС в 2010 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Мнения о ТС:

 

«Несмотря на всякого рода сложности, мы вышли на новый этап сотрудничества. Это очень значимое, долгожданное событие, которое родилось в результате очень непростых переговоров. Переговоры шли долго, хотя, если смотреть на процесс в историческом ключе, то это не так долго. Мы движемся достаточно уверенным темпом, вчера наши вице-премьеры спорили до хрипоты, сегодня мы встретились в узком составе и договорились. Распад СССР, который произошел в результате переговоров в белорусской Беловежской пуще, и возникновение Таможенного союза - события несопоставимые. Эти события направлены в разные стороны: в результате событий, произошедших в Беловежской пуще, возникли новые государства, а то, что совершилось сегодня, с международный правовой точки зрения означает возникновение Таможенного союза. Три страны впервые договорились передать часть суверенитета в наднациональный орган. В перспективе к трем странам будут присоединяться и другие страны, мы договорились всемерно способствовать этому процессу", - Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, 27.11.2009

Информация о работе Таможенный союз Беларуссии, Казахстана, России: история создания, значение, перспективы