Типы и виды образовательных учреждений, их финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы контроля знаний, умений, навыков учащихся.
В ходе исследования выдвинута гипотеза:
«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ…………………6
1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся………………………..6
1.2 Функции и принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся..............................................................................................................8
1.3 Виды проверки……………………………………………………...12
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………………..14
2.1 Особенности нетрадиционных форм урока……………………….14
2.2 Формы контроля на занятиях технологии…………………………20
2.3 «Общественный смотр знаний» – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений, навыков………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

Контроль и оценка знаний, умений и навыков.docx

— 157.30 Кб (Скачать файл)

Для максимально быстрой проверки знаний используются графические диктанты, которые требуют от учащихся внимания, сосредоточенности, они показывают, насколько твердо учащиеся усвоили  изученный материал. Проводиться  диктант в очень быстром темпе, что снижает возможность списывания [13, с.47].

Например. Отвечая на вопрос «да» над  номером вопроса ставится дуга, если ответ отрицательный, то отрезок  остается свободным.

  1. Мерка полуобхват талии обозначается буквами «Сб».
  2. Направление долевой нити на выкройке обозначается стрелкой.
  3. Точки, лежащие на линии талии, обозначаются буквой «Н».
  4. Горизонтальные линии фартука – это линии низа и талии.
  5. Моделирование фартука – это украшение его тесьмой, вышивкой, изменение формы фартука.

Предметную область «Технология» нельзя освоить без знаний терминологии. Знание и понимание учащимися  терминов сохраняет время при объяснении на уроке, при выполнении работ, поэтому необходим контроль знаний терминологии. С этой целью можно проводить диктанты. На доске выписываются 3-5, 5-10 терминов, а учащиеся на листках разъясняют их значение. Или другой вариант этой же работы: зачитывается определение того или иного термина, а учащиеся должны его назвать.

Любой контроль знаний, умений и навыков  завершается оценкой и выставлением отметки по пятибалльной системе [2].

При оценке выполнения практических заданий учитель может руководствоваться  следующими критериями:

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением  технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением  технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий  вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с  отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено  небрежно или не закончено в срок;

«2» - ученик самостоятельно не справился  с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие  оформлено небрежно и имеет незавершенный  вид.

В исследованиях Н.Г. Дайри, посвященных методам проверки, установлены условия при которых проверка создает положительное отношение учащихся к этому виду работ и, следовательно, активизирует их познавательную деятельность. Такие условия создаются:

1) если, с точки зрения учащихся, проверка полезна, интересна,  помогает совершенствовать знания  и развивает навыки, т.е. широко  выполняет обучающую функцию;

2) если, каждый ученик  может ожидать, что его спросят  независимо от количества полученных  отметок;

3) если, знания и навыки  оцениваются требовательно и  справедливо;

4) если, замечания с места  поощряются и учитываются при  аттестации;

5) если, проверка не выражается  в нескольких вызовах ученика  за четверть, а происходит ежедневно.

Таким образом, контроль знаний является неотъемлемым компонентом  современного урока. Разнообразные  формы и методы контроля делают его  эффективным средством управления процессом учения, обучения и воспитания.

2.3 «Общественный смотр  знаний» – одна из форм нетрадиционного  контроля знаний, умений, навыков.

Многие годы единственной формой итоговой контрольной знаний, умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом личностный рост ребёнка оставался вне поля зрения педагога.

Изменения формы обучения влечёт за собой изменение в системе  контроля, которое позволит не только организовать контроль ЗУН, но и развить  интеллектуальные и творческие способности  учащихся.

Широкие возможности для  развития памяти, внимания, интереса к  предметам, мышления школьника, воспитания личности и коллектива в целом  дают нетрадиционные формы контроля. Одной из таких форм является общественный смотр знаний (ОСЗ), который проводится по определённым разделам программы [12, с.74].

Это мероприятие позволяет  одним учащимся продемонстрировать свои знания, а другим, общаясь с  ними в коллективной форме работы, приобретать знания. В результате передача знаний осуществляется в интересной и доступной для всех форме, и  делает учащихся успешными. Также это  мероприятие открывает простор  для проявления инициативы и творчества.

Меняется и характер взаимоотношений  учителя и учащихся. В процессе подготовки учащиеся ощущают себя помощниками  учителя, ассистентами, лаборантами, консультантами. Деятельностный подход увеличивает возможности индивидуального процесса познания. Каждый ученик, кроме минимума знаний, умений и навыков, приобретенных на уроке, получает и закрепляет те знания и умения, которые в наибольшей степени способствуют его способностям и потребностям.

Педагогическая целесообразность использования общественного смотра знаний заключается в том, что  участие в контроле знаний учителей и учащихся из других классов, поможет  превратить его в праздник знаний, поднять интерес учащихся к учёбе, повысить эффективность обучения, обобщить и систематизировать весь материал.

Общественный смотр знаний даёт возможность заинтересовать учёбой детей не только в плане «отметок», а показать учебную деятельность изнутри.

Возможности общественного  смотра знаний для учащихся приведены  на Рис.1.

Рис.1 Возможности ОСЗ  для учащихся

Для подготовки общественного  смотра знаний требуется 2-3 недели. Смотр  проводится между параллельными  классами. Наиболее оптимальное время  – начало IV четверти. К этому времени  у ребят накапливается определенный объем знаний, которые можно показать на ОСЗ.

Для того чтобы подготовиться  к общественному смотру знаний необходимо:

  1. Заранее отобрать основной материал по разделам.
  2. Вывесить перечень основных вопросов и упражнений в кабинете заранее за 2-3 недели.
  3. Выбрать жюри и разработать критерии оценивания учащихся, с которыми учащиеся должны ознакомиться.

Оценивание учащихся:

Все учащиеся получают оценку, которая выставляется жюри в конце  урока по сумме набранных отметок  за урок. Критерии оценивания приведены  в Таблице 1.

Таблица 1

Устная работа

- чёткость выводов

- речь

- логика

- умение формулировать  проблему

- выделение главного

- правильность ответа

Работа в парах

- уровень сопереживания

- умение общаться

- умение отстоять и  доказать свою точку зрения

Письменная работа

- верность решений 

- правильность оформления

При решении у доски

- правильность решения

- нестандартность решения

- использование нескольких  способов решения

- доказательность 

- эмоциональность

- рациональность


Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный  характер. Учащиеся приходят в праздничной  форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами  так, чтобы были видны доска и  класс. Впереди один ряд столов оставляется  свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам  со своим консультантом.

После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий смотра, у которого есть план смотра с указанием видов  работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.

Часть учеников выполняют  работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После  каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить  и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная  работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие  для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).

Результаты общественного  смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными  каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие  работу групп. Итоги общественного  смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.

В результате использования  ОСЗ происходит:

1) Развитие личности ребёнка  через формирование следующих  навыков и способностей: коммуникативность (общение, взаимовыручка при работе в группе, эмпатия).

2) Творческие способности  (через принятие нестандартных  решений, применение знаний на  практике, то есть реализуется  социализация учащихся).

3) Развиваются психологические  особенности (мышление, память, внимание, требовательность к себе).

Общественный смотр знаний – является одной из форм организации  коллективной деятельности учащихся при  обобщении, систематизации и проверки знаний. Такие уроки положительно влияют на познавательную активность учащихся, создают ситуацию успеха для всех, укрепляет уверенность  в своих силах, способствует активному  сотрудничеству.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С давних времён установлено, что в процессе познания важнейшим  условием усвоения является постепенность. Разбор любого учебного материала необходимо начинать с более общих отношений, постепенно переходить к усилению частностей, уточнению отдельных элементов  и лишь затем обобщать и делать выводы. Только при соблюдении последовательности, постепенности, терпеливости учащиеся могут сознательно приобретать и прочно усваивать новые знания.

Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым  звеном в цепи процесса обучения и  позволяет "отслеживать" результаты этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень  владения этими знаниями, поскольку  даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно  работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют  работать с кроссвордами, являются авторами кроссвордов, с удовольствием  выполняют разнообразные виды работ [12,с.18].

Контроль знаний, умений, навыков - это итог, результат, оценка работы ученика. На современном этапе  развития образовательной системы  существует две методические категории  оценки уровня овладения детьми изучаемым  материалом: критерии и нормативы.

Критерии характеризуют  качество усвоения учеником материала. Нормативы определяют допустимое количество ошибок и недочётов, позволяющие  считать школьника успевающим.

Таким образом, можно только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо виден уровень знаний, умений и навыков учащихся. Именно поэтому организация чётко спланированной, тщательно продуманной, гибкой, неформальной системы контроля является одним  из резервов повышения эффективности  процесса обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Амонашвили Ш.А. Лысенкова С.Н. Волков И.П. и др. Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1989. – 560с.
  2. Бабина Н.Ф. Воспитывающая роль оценки на уроках труда.// Школа и производство.1998. №3.
  3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. 1998.№ 4.
  4. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. – М.: Педагогика, 1981. – 192 с.
  5. Брагин В.Я. Стимулирование и оценка творческой деятельности учащихся.// Школа и производство. 2000.№7.
  6. Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. – Мн.: Амалфея, 2000. – 448с.
  7. Казакевич В.М., Поляков В.А., Ставровский А.Е. Основы методики трудового обучения. – М.: Просвещение, 1983. – 298с.
  8. Каневец О.Ф. Технология. Тетрадь для 5 класса. 1и 2 части. Вариант для девочек. – Саратов: Лицей, 2001. – 64с.
  9. Кожина О.А., Малюкова Н.Н., Алямовская Н.А. Тестовые задания для образовательной области «Технология».//Школа и производство. 1999. №2.
  10. Корнейчук З.Н. Взаимоконтроль учащихся на уроке.//Школа и производство. 1998.№5.
  11. Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. – М.: Владос, 2000. – 104с.
  12. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Воронеж: Учитель, 2004 – 168c.
  13. Лабзина А.Я., Васильченко Е.В., Савельева Н.В. Дидактический материал по обслуживающему труду. 4 класс. – М.: Просвещение, 1983. – 95c.
  14. Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Б. Методика трудового обучения (обслуживающий труд). – М.: Просвещение, 1985. – 224c.
  15. Милушкин А.А. Эффективная форма контроля. //Школа и производство. 1999.№5.
  16. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство БГПУ им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000 – 235с.
  17. Оболенкина Н.В.Оценка качества обучения: образовательная область «Технология». – Тамбов: ТОИПКРО, 2007. – 43 с.
  18. Падалко Н.В., Федорова В.Н., Шапошников Н.И. Методика обучения ботанике. Под общ.ред. Н.В.Падалко и В.Н.Федоровой. Пособие для учителя. Изд. 3-е, перераб. – М.: Просвещение, 1982. – 351с.
  19. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. – М: Высшее образование, 2008. – 540c.
  20. Скатова Н.Н., Тимошенко А.И. Коллективный способ обучения на уроках труда.// Школа и производство. 1998.№5.
  21. Старикова Е.В., Корчагина Г.А. Дидактический материал по трудовому обучению. – М.: Просвещение, 1996. – 53с.
  22. Тхоржевский, Д.А.Занятия по техническому труду: пособие для учителей труда 6 класс. / Д.А. Тхоржевский – М.: Просвещение, 1985. –155с.
  23. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – Донецк: Сталкер,1998. – 400с.

Информация о работе Типы и виды образовательных учреждений, их финансирование