Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 17:01, курсовая работа
Финансовая политика играет огромную роль в развитии национальной экономике РФ. После 1991 года Россия потерпела изменения в обществе: сформировалось новая экономическая система, проведена рыночная реформа, появились новые проблемы в области теории финансов и практике реализации финансовых отношений в современных условиях.
Финансовую политику определяют следующие этапы:
- определение ее целей и задач;
- выработка наиболее рациональных путей для достижения обеспечения необходимых ресурсов и их количества;
- определение конкретных действий и их реализация для достижения намеченных целей и задач;
- четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики для правильного осуществления поставленных целей;
Введение…………………………………………………………..…………2
Глава 1. Экономическое содержание и цели финансовой политики
государства
1.1. Понятие, составные части финансовой политики и ее цели и задачи………………………………………………………………………….5
1.2.Содержание финансовой политики ……………………………………10
1.3. Условия эффективности финансовой политике ……………………...11
Глава 2. Организация финансовой политики государства
2.1. Понятие финансового механизма ее рычаги и стимулы……...………………………...............................................................12
2.2. Формы финансового обеспечения и реализация финансовой политики…...…………………………………………………………………15
2.3. Современное состояние финансовой политики Российской Федерации……………………………………………………………………18
Глава 3. Типы финансовой политики государства
3.1.Классическая………………………………………………………….....22
3.2.Регулирующая………………………………………………………...…23
3.3.Планово-директивная…………………………………………………...25
Заключение…..……………………………….……………………………28
Список использованной литературы ………………
-разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу.
- соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепций, регулирующей роли государства в области финансов.
- осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.
1.3. Условия эффективности финансовой политики
Условия эффективности финансовой политики – своевременно и в необходимом объеме задействовать финансовые инструменты, а также должны быть подготовлены целый ряд законодательных и нормативных актов, направленных на расширение экономических свобод, создание благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательства.
Успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества, и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних факторов воздействия на ход реализации финансовой политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, состояния общественного сознания и психологии. Перечисленные факторы вызывают взаимозависимые процессы: с одной стороны весь процесс производства и распределения общественного продукта переходят в сферу товарноденежных отношений; с другой стороны финансы связывают в основном с распределением ВВП и национального дохода. Финансовые ресурсы совокупность фондов денежных средств находящих в распоряжении хозяйственного бюджета, денежные средства обслуживания финансовых отношений. С точки зрения различных сфер и звеньях финансовых отношений каждая из которых характеризуется особенностями в распределительном и использование денежных средств.
Глава 2. Организация финансовой политики государства.
2.1. Понятие финансового механизма ее рычаги и стимулы
Финансовый механизм является важной составной частью финансовой политики, при помощи которой происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм - это система форм, видов и методов организации финансовых отношений установленных государством. К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов, государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг. Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решениями различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Различают директивный и регулирующий финансовый механизм. Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.
Структура финансового механизма:
- финансовые методы (инвестирование, страхование, кредитование);
- финансовые рычаги (прибыль, процентные ставки, виды кредита, финансовые санкции и др.);
- правовое обеспечение (Законы, Указы Президента, постановления, приказы);
- нормативное обеспечение (инструкции, методические указания);
- информационное обеспечение (экономическая, коммерческая, финансовая информация).
С помощью целой системы финансовых рычагов государство может оказывать воздействие на развитие предприятий, целых отраслей в нужном обществу направлении используя финансовое стимулирование.
Так как финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения, то имея такой финансовый рычаг, как распределение денежных доходов, и умело управляя им, государство может стимулировать или сдерживать развитие того или иного процесса.
Конкретные рычаги и способы воздействия на экономические процессы:
- бюджет - это средства из бюджета на развитие той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделять;
- цены, тарифы, в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы. Это воздействие осуществляется посредством прямого участия государства в предпринимательскую деятельность – в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, в разработке сырьевых ресурсов и др.
Кроме того, у государства остаются широкие административные возможности вмешиваться в процесс ценообразования, устанавливать тарифы, оказывать влияние на финансовое состояние предприятий;
- налоги - это наиболее
мощный финансовый инструмент стимулирования
хозяйственной деятельности.
Стимулирующее влияние налогов
реализуется через систему изъятия, скидок,
преференций и других льгот, предоставляемых
участникам финансовых отношений,
в соответствии с выработанными
социально-эконо
- экспортно-импортные пошлины, тарифы. Государство, манипулируя уровнем (делает их низкими, льготными или высокими, невыгодными) экспортно-импортных пошлин, тарифов стимулирует или диссимулирует экспортно-импортные операции. Финансы это денежные отношения.
2.2. Формы финансового обеспечения и реализация финансовой политики.
Система отношений государственных финансов включает в себя следующие формы финансового обеспечения: госбюджет, внебюджетные фонды, финансы госпредприятий и госкредиты. Система финансов организаций и задача общежитие корпораций входят все предпринимательские структуры производственной и непроизводственной сферы и прочие субъекты хозяйства. Кредитные и банковские системы состоят из: Центрального банка, Коммерческих банков, Негосударственных страховых, пенсионных и инвестиционных институтов и фондов. Финансовый рынок государства состоит из рыночного хозяйства по операциям с капиталами, кредитами, валютой, с ценными бумагами. Международные финансы объединяют Международные финансовые государственные и негосударственные организации, Международные кредитные и банковские институты, Международный финансовый рынок.
Управление финансами организуют и осуществляют органы государственной власти, опираясь на законодательство:
- Федеральное Собрание, регламентирующее деятельность финансовой системы, устанавливающее взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов, утверждающее федеральный бюджет и финансовое законодательство;
- Правительство Российской Федерации, которое готовит проект госбюджета, выступает как оперативного и текущего управления финансами. Оно включает в себя министерства и ведомства, которые ответственные по направления развития экономики;
- Счетная палата РФ, контролирующая расходование и целевое назначение федеральных финансовых средств;
- Министерство финансов РФ, которое осуществляет общее руководство в Финансовой сфере и исполнении бюджета. Оно организует разработку бюджета и его исполнение, участвует в разработке плана финансовых ресурсов страны, осуществляется контроль финансово – хозяйственной деятельности организаций и предприятий всех форм собственности;
- Федеральное казначейство, организующее кассовое исполнение бюджет (входит в Минфин РФ);
- Министерство экономики РФ, которое руководит выработкой стратегии экономического развития и разрабатывает баланс финансовых ресурсов страны;
- Министерство по налогам и сборам РФ, которое контролирует взаимоотношения хозяйственных структур с государством;
- Министерство госимущества РФ, которое организует управление госимуществом с целью получения доходов неналогового типа и налогов, уплачиваемых госорганизациями и предприятиями;
- Федеральная комиссия по ценным бумагам осуществляется контроль деятельности участников фондового рынка;
- Система учреждений Центрально
- Предпринимательские структуры
являются субъектами
Реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1) На первом этапе разрабатывается научно обоснованные концепции развитии финансов на основе изучения требований экономическим законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.
2) На втором этапе определяется основные направления использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.
3) На третьем этапе происходит осуществление практических действии направленных на достижение поставленных целей и задач. На этом этапе начинается прямое влияние финансовой политики на экономику.
Существует два типа финансовой политики:
1) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно правительством. Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются:
— общественные работы и другие программы, связанные с расходами;
— социальные программы;
— правительственные закупки;
— государственные инвестиции;
— изменение расходов трансфертного или парораспределительного типа.
2)не дискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы. Под не дискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым. Дискреционная политика связанна с контролем над образованием и использованием централизация и децентрализации фонда денежных средств. Данная функция дает представляет о воспроизводстве процессе, позволяет предупредить отклонения в пропорциях распределения ВВП и национального дохода.