Управление государственным и муниципальным долгом и проблемы его регулирования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 21:05, контрольная работа
Краткое описание
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств. Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3 1. Сущность государственного долга, его составляющие, классификация…5 1.1 Определение, составляющие, классификация, нормативно – правовая база по вопросу государственного долга Российской Федерации…………………5 1.2 Внутренний государственный долг………………………………………….8 1.3 Внешний государственный долг…………………………………………10 2. Основные направления стабилизации и повышения эффективности государственного внутреннего и внешнего долга РФ………………………13 2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации…13 2.2 Управление государственным долгом………………………………14 2.3 Обслуживание государственного долга………………………………18 2.4 Управление государственным и муниципальным долгом……………19
Затраты по размещению, выплате
доходов и погашению долговых обязательств
Российской Федерации осуществляются
за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного
внутреннего долга Российской Федерации
производится Банком России и его учреждениями,
если иное не предусмотрено Правительством
Российской Федерации, путем осуществления
операций по размещению долговых обязательств
Российской Федерации, их погашению и
выплате доходов в виде процентов по ним
или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим
специализированным финансовым институтом
функций генерального агента Правительства
Российской Федерации по размещению долговых
обязательств Российской Федерации, их
погашению и выплате доходов в виде процентов
по ним осуществляется на основе специальных
соглашений, заключаемых с федеральным
органом исполнительной власти, уполномоченным
Правительством Российской Федерации
выполнять функции эмитента государственных
ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции
генерального агента по обслуживанию
государственного внутреннего долга безвозмездно.
Долговые обязательства России
подлежат учету и регистрации в государственных
долговых книгах внутреннего и внешнего
долга РФ (в Кодексе указанные книги обозначены
единым понятием – Государственная долговая
книга РФ). Государственную долговую книгу
РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина
России от 23 августа 2013 г. №107н утвержден
Порядок ведения Государственной долговой
книги Российской Федерации в Министерстве
финансов Российской Федерации, который
разработан с целью определения процедуры
ведения Государственной долговой книги
РФ, обеспечения контроля за полнотой
учета, своевременностью обслуживания
и исполнения долговых обязательств и
устанавливает требования по структуре
Долговой книги, а также по порядку ведения
и хранения Долговой книги.
Правительство Российской Федерации
вправе определять объемы выпуска, формы
и методы эмиссии государственных ценных
бумаг, являющихся долговыми обязательствами
Российской Федерации, и осуществлять
их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению
верхнего предела государственного внутреннего
долга Российской Федерации.
Федеральным законом «О федеральном
бюджете на 2012 год и на плановый период
2012 и 2013 годов» от 24.07.12 г. №198-ФЗ установлен
верхний предел государственного внутреннего
долга Российской Федерации на 1 января
2011 г. в сумме 1804189605,1 тыс. руб., на 1 января
2012 г. и на 1 января 2013 г. – 2249062621,8 тыс. руб.
и 2817409429,4 тыс. рублей соответственно (в
ред. Федерального закона от 22.07.2012 №122-ФЗ)
.
Однако Бюджетный кодекс Российской
Федерации (п. 5 ст. 103 БК РФ) предоставляет
Правительству Российской Федерации право
осуществлять внутренние заимствования
с превышением установленного федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год предельного объема государственного
внутреннего долга, но вместо внешних
заимствований, если это снижает расходы
на обслуживание государственного долга
в рамках установленного федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год объема государственного
долга (суммы внутреннего и внешнего долга).
Анализ структуры государственного
внутреннего долга в период 2011–2013 годов,
проведенный Счетной палатой, показывает,
что увеличится доля государственных
ценных бумаг.
Объем внутреннего
долга в 2011–2013 годах увеличится в 2
раза и к концу 2013 года составит 2618,2 млрд.
рублей (или 91,7% внутреннего долга).
Более чем в 2 раза увеличатся
расходы на обслуживание внутреннего
долга в 2012 году по сравнению с 2011 года
и составят 170,9 млрд. рублей, что превышает
сумму расходов, предусмотренных в 2011
году на ЖКХ, охрану окружающей среды,
культуру, кинематографию и средства массовой
информации.
1.3 Внешний государственный
долг
В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса
внешний долг – это обязательства, возникающие
в иностранной валюте, за исключением
обязательств субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований перед Российской
Федерацией, возникающих в иностранной
валюте в рамках использования целевых
иностранных кредитов (заимствований).
В объем государственного внешнего
долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга
по государственным ценным бумагам
Российской Федерации, обязательства
по которым выражены в иностранной
валюте;
2) объем основного долга
по кредитам, которые получены
Российской Федерацией и обязательства
по которым выражены в иностранной
валюте, в том числе по целевым
иностранным кредитам (заимствованиям),
привлеченным под государственные
гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств
по государственным гарантиям
Российской Федерации, выраженным
в иностранной валюте.
Федеральным
законом «О федеральном бюджете на 2011
год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
от 24.07.2013 г. №198-ФЗ установлен верхний предел
государственного внешнего долга Российской
Федерации на 1 января 2011 года в сумме 41,9
млрд. долларов США, или 27,2 млрд. евро; верхний
предел государственного внешнего долга
Российской Федерации на 1 января 2012 года
в сумме 42,0 млрд. долларов США, или 28,2 млрд.
евро, и на 1 января 2013 года в сумме 42,2 млрд.
долларов США, или 29,5 млрд. евро (в ред.
Федерального закона от 22.07.2008 №122-ФЗ) .
Под государственными
внешними заимствованиями Российской
Федерации понимаются государственные
займы, осуществляемые путем выпуска государственных
ценных бумаг от имени Российской Федерации,
и кредиты, привлекаемые от кредитных
организаций, иностранных государств,
включая целевые иностранные кредиты
(заимствования), международных финансовых
организаций, иных субъектов международного
права, иностранных юридических лиц, по
которым возникают долговые обязательства
Российской Федерации, выраженные в иностранной
валюте.
Государственные внешние заимствования
Российской Федерации осуществляются
в целях финансирования дефицита (ненефтегазового
дефицита) федерального бюджета, а также
для погашения государственных долговых
обязательств Российской Федерации.
Право осуществления государственных
внешних заимствований Российской Федерации
и заключения договоров о предоставлении
государственных гарантий для привлечения
внешних кредитов (займов) принадлежит
Российской Федерации. От имени Российской
Федерации осуществлять внешние заимствования
может Правительство Российской Федерации
либо уполномоченное им Министерство
финансов Российской Федерации.
Внешняя задолженность Российской
Федерации унаследована от СССР после
его распада, когда РФ приняла на себя
долг в размере 102 млрд. долл., в дальнейшем
к этим обязательствам быстро стали прибавляться
новые долги, сделанные Российской Федерацией
уже в качестве независимого государства.
«В 2011 году
объем государственного внешнего долга
Российской Федерации снизился с 76,5 млрд.
долл. США (2201,4 млрд. рублей) по состоянию
на 1 января 2011 года до 52,0 млрд. долл. США
(1370,5 млрд. рублей) по состоянию на 1 января
2012 года, а его доля в государственном
долге Российской Федерации снизилась,
соответственно, с 71,6% до 56,3%, практически
сравнявшись с задолженностью по внутренним
обязательствам».
В условиях масштабного погашения
внешних государственных долговых обязательств
Российской Федерации значительный рост
совокупных долговых обязательств был
обусловлен интенсивным привлечением
заемных средств в корпоративный сектор
российской экономики, задолженность
которого выросла на 83,9 млрд. долл. США.
На начало 2012 года она составила 260,1 млрд. долл.
США (84,2% внешнего долга Российской Федерации
против 68,1% в начале 2011года), более чем
в 5 раз превышая совокупные долговые обязательства
органов гос ударственного управления
и денежно-кредитного регулирования (48,6
млрд. долл. США).
«За период с 1 января 2011 года
по 1 января 2012 года государственный внешний
долг Российской Федерации увеличился
на 149,2 млрд. долл. США. При этом долг банков
без участия в капитале увеличился в 11,2
раза и составил по состоянию на 1 января
2011 года 101,2 млрд. долл. США. Долг прочих
секторов увеличился с 22,3 млрд. долл. США
до 159,9 млрд. долл. США (в 7,2 раза)».
По заключению
Счетной палаты, абсолютный размер внешнего
долга в рублевом эквиваленте будет иметь
тенденцию к росту и составит к концу 2011
года – 1132,4 млрд. рублей, или 3,2% ВВП, к концу
2012 года – 1164,5 млрд. рублей (прирост к 2013
году – 2,8%), или 2,9% ВВП, к концу 2013 года
– 1232,9 млрд. рублей (прирост к 2014 году –
5,9%), или 2,8% ВВП. В структуре внешнего долга
уменьшится доля государственных ценных
бумаг, номинированных в иностранной валюте,
задолженности по кредитам правительств
иностранных государств и МФО, увеличивается
доля государственных гарантий. По заключению
Счетной палаты РФ тенденция увеличения
абсолютных размеров государственного
внешнего долга не соответствует Основным
направлениям долговой политики на 2011–2013
годы, одобренным Правительством Российской
Федерации 22 марта 2012 года. Вопросы управления
государственным внешним долгом в последние
годы стали одними из центральных в экономической
и политической жизни Российской Федерации.
Это было обусловлено как быстрым увеличением
объема государственного внешнего долга
Российской Федерации, так и значительным
ростом уровня расходов по его погашению
и обслуживанию.
2. Основные направления
стабилизации и повышения эффективности
государственного внутреннего и
внешнего долга РФ
2.1 Текущее состояние
государственного долга Российской Федерации
На протяжении последних лет происходит
постепенное снижение как относительных,
так и абсолютных показателей государственного
долга. Снижается значение процентного
соотношения величины госдолга Правительства
Российской Федерации по номинальной
стоимости к ВВП.
За период с 1 января 2011 года
по 1 января 2013 года государственный долг
Правительства Российской Федерации снизился
с 4,43 трлн. рублей (49,5% от ВВП) до 2,44 трлн.
рублей (9,1% от ВВП). При этом государственный
внешний долг Правительства Российской
Федерации за указанный период уменьшился
в 2,49 раза и составил по состоянию на 1
января 2013 года 1,37 трлн. рублей в пересчете
в национальную валюту Российской Федерации
(52,0 млрд. долл. США)
В 2011–2012 годах были досрочно
погашены ранее реструктурированные обязательства
перед странами – членами Парижского
клуба кредиторов (свыше 35 млрд. долл. США).
Кроме того, были досрочно возвращены
кредиты МВФ (3,3 млрд. долл. США) и кредиты
Внешэкономбанка, предоставленные Минфину
России за счет средств Банка России (4,3
млрд. долл. США).
В 2011 году тенденция существенного
сокращения объема государственного долга
Российской Федерации сохранялась на
прежнем уровне, прежде всего, за счет
двух разнонаправленных факторов: планового
и досрочного погашения государственного
внешнего долга Российской Федерации,
в том числе перед странами – членами
Парижского клуба кредиторов (22,6 млрд. долл.
США), и незначительного увеличения чистого
объема привлечения средств за счет размещения
государственных ценных бумаг Российской
Федерации на внутреннем рынке в объеме
177,6 млрд. рублей.
«Объем государственного долга
Российской Федерации на 1 января 2012 года
составил 2435,3 млрд. рублей, или 9,1% к валовому
внутреннему продукту в рыночных ценах,
сократившись на 641,4 млрд. рублей, или на
26,3%, по сравнению с началом 2011 года, когда
его объем составлял 3076,7 млрд. рублей,
или 14,2% к ВВП».
2.2 Управление государственным
долгом
Под управлением государственным долгом
в широком смысле понимается формирование
одного из направлений экономической
политики государства, связанной с его
деятельностью в качестве заемщика». Управление
государственным долгом заключается:
– в формировании политики в
отношении государственного долга;
– в установлении границ государственной
задолженности (в том числе в определении
общего объема бюджетного дефицита и,
следовательно, объемов заимствований,
необходимых для его финансирования);
– в определении основных направлений
и целей воздействия на микро- и макроэкономические
показатели;
– в установлении возможности
и целесообразности финансирования за
счет государственного долга общегосударственных
программ.
Под управлением государственным
долгом в узком смысле понимается совокупность
мероприятий, связанных с выпуском и размещением
государственных долговых обязательств,
обслуживанию, погашению и рефинансированию
государственного долга, а также регулированию
рынка государственных ценных бумаг.
Осуществление мероприятий
по управлению государственным долгом
требует от государства системного подхода
и определяет многоплановый характер
регулирования существующей задолженности.
В процессе
управления государственным долгом можно
выделить несколько функциональных элементов:
– непосредственно управление,
включающее, в том числе, определение порядка,
условий выпуска и размещения государственных
долговых обязательств;
– обслуживание посредством
осуществления операций по размещению
займов, выплате процентного дохода по
ним, рефинансированию и погашению;
– контроль за состоянием государственного
долга.
Система
управления государственным долгом –
это взаимосвязь бюджетных, финансовых,
учетных, организационных и других процедур,
направленных на эффективное регулирование
размера, стоимости и структуры государственного
долга.
Правительство Российской Федерации
в «Концепции единой системы управления
государственным долгом Российской Федерации»
придерживается максимально общей формулировки
основных целей управления государственным
долгом:
– сохранение объема государственного
долга на экономически безопасном уровне;
– сокращение стоимости обслуживания
государственного долга Российской Федерации;
– обеспечение исполнения обязательств
государства в полном объеме.
Система управления государственным долгом
Российской Федерации представляет собой
следующую совокупность основных мероприятий:
– разработка программы заимствований
Российской Федерации на следующий год,
которая является выражением экономической
политики государства в отношении сложившихся
государственных долговых обязательств;
– процедура принятия основных
параметров управления государственным
долгом Российской Федерации на очередной
год;
– исполнение принятой программы
управления государственным долгом в
течение планового года.
Основные
задачи, решение которых необходимо для
достижения целей управления государственным
долгом:
– своевременность и полнота
формирования источников финансирования
дефицита бюджета;