Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 04:39, курсовая работа
Исследуемая тема нашла отображение в трудах многих ученых- экономистов, а в частности А.М. Герасимовича, О. В. Дзюблюка, Г. Г. Ермоленко, А. Л. Лобанова, Р. Шевченко, М. Скоулза, Лаврушина, Зотова, Никитиной и Н. Соколинской. Эти экономисты в достаточной степени исследовали особенности и методики анализа кредитных операций банка, однако в области управления кредитными операциями их методики являются в достаточной степени устаревшими. На сегодняшний день наиболее популярными методами увеличения объемов кредитования являются, прежде всего, маркетинговые методы. Поэтому актуальность данной темы заключается в разработке новых подходов к управлению кредитными операциями банка.
Целью написания данной курсовой работы является анализ кредитных операций банка, организация и совершенствование кредитной деятельности коммерческого банка, а также разработка на этой основе практических мероприятий по увеличению объемов и повышению эффективности кредитных операций.
Введение
1.
Основы организации кредитных операций в коммерческом банке
1.1.
Сущность и виды кредитных операций
1.2.
Необходимость анализа и управления кредитными операциями
1.3.
Этапы кредитования
2.
Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка
2.1.
Эффективность управления ссудными операциями (на примере АКБ «Узпромстройбанка»)
2.2.
Влияние процентной политики на доходность кредитных операций
2.3.
Анализ кредитоспособности клиента
3.
Управление кредитными операциями
3.1.
Формы и методы управления кредитными операциями коммерческих банков
Заключение
Список использованной литературы
Каждая из перечисленных групп показателей отражает какой-либо аспект кредитоспособности предприятия (Формулы расчета этих показателей приведены в Приложении 2).
Коэффициенты финансового левереджа характеризуют соотношение собственного и заемного капитала клиента. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый сум собственных средств привлекает более одного сума заемных средств, это свидетельствует о снижении его финансовой устойчивости.
Коэффициенты эффективности, или оборачиваемости, рассчитываются в дополнение к коэффициентам ликвидности. Динамика коэффициентов оборачиваемости помогает оценить причину изменений коэффициентов ликвидности. Например, увеличение ликвидности предприятия может произойти за счет увеличения краткосрочной дебиторской задолженности. Если при этом снижается оборачиваемость, это свидетельствует о негативных тенденциях в работе предприятия, то есть невозможности повышения его класса кредитоспособности.
Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они являются существенным дополнением к коэффициентам финансового левереджа. Например, при повышении прибыльности работы предприятия ухудшение коэффициентов левереджа не означает понижения класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента.
Коэффициенты ликвидности показывают, способен ли в принципе заемщик рассчитаться по своим обязательствам, а также какая часть задолженности организации, подлежащая возврату, может быть погашена в срок. Для этого сопоставляются активы, сгруппированные по срокам, с соответствующими (по срокам) обязательствами. Значение коэффициента ликвидности не должно быть меньше единицы. Если для определенной по срочности группы активов и пассивов коэффициент больше единицы, это означает, что предприятие располагает средствами для погашения своих долговых обязательств в избыточном количестве. Анализируя баланс на ликвидность, можно оценить возможности заемщика быстро реализовать средства по активу и срочно покрыть его обязательства по пассиву.
По степени ликвидности все активы можно разделить на три класса. К первому классу относятся активы, уже находящиеся в денежной форме (агрегат в балансе А2). Это - остатки денежных средств в сумовой и валютной кассе, остатки денежных средств на расчетных счетах предприятия и прочие денежные средства. Ко второму классу ликвидных активов относится дебиторская задолженность краткосрочного характера, обусловленная нормальным течением производственного цикла, а также краткосрочные финансовые вложения (векселя первоклассных векселедателей, государственные ценные бумаги (агрегаты А4 и А6)). Третий класс ликвидных активов образуют запасы товарно-материальных ценностей, готовой продукции, а также дебиторская задолженность долгосрочного характера и прочие активы (агрегат А5).
Коэффициент обслуживания долга К17 определяется как отношение выручки от реализации к задолженности перед банком П12/(П2 + ПЗ). Он показывает, какая часть прибыли используется для оплаты процентных платежей по долгу: чем больше эта часть, тем ниже кредитоспособность клиента, поскольку меньшая часть прибыли направляется на капитализацию и другие цели развития предприятия.
Финансовое положение предприятия обуславливается в немалой степени и его деловой активностью. В критерии деловой активности предприятия включаются показатели, отражающие качественные и количественные стороны развития его деятельности: объем реализации продукции и услуг, широта рынков сбыта продукции, прибыль, величина чистых активов. В мировой практике с этой целью используется "золотое правило экономики предприятия", в соответствии с которым рассматриваются следующие величины: Тбп - темпы роста балансовой прибыли; Тр - темпы роста объема реализации; Тк - темпы роста суммы активов (основного и оборотного капитала) предприятия. Оптимальным является следующее соотношение указанных величин:
Тбп > тр > тк > 100%.
Более высокие темпы роста прибыли по сравнению с темпами роста объема реализации свидетельствуют об относительном снижении издержек производства, что отражает повышение экономической эффективности предприятия.
Более высокие темпы роста объема реализации по сравнению с темпами роста активов предприятия (основного и оборотного капитала) свидетельствуют о повышении эффективности использования ресурсов предприятия.
Соблюдение "золотого правила" означает, что экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом.
В процессе принятия управленческого решения о выдаче кредита используется ряд классификационных моделей, отделяющих фирмы-банкроты от устойчивых заемщиков и прогнозирующих возможное банкротство фирмы-заемщика. Такие модели являются средством систематизации информации и способствуют принятию окончательного решения о предоставлении кредита и контроля за его использованием. Наиболее распространенными являются "Z-анализ" Альтмана и Модель надзора за ссудами Чессера.
"Z-анализ" был введен Альтманом, Хальдеманом и Нарайаной и представлял собой модель выявления риска банкротства корпораций.
Цель "Z-анализа" - отнести изучаемый объект к одной из двух групп: либо к фирмам-банкротам, либо к успешно действующим фирмам.
Модель надзора за ссудами Чессера прогнозирует случаи невыполнения клиентом условий договора о кредите. При этом под "невыполнением условий" подразумевается не только непогашение ссуды, но и любые другие отклонения, делающие ссуду менее выгодной для кредитора, чем было предусмотрено первоначально.
Однако, используя математические методы при управлении ссудами банка, необходимо иметь в виду, что предоставление коммерческих кредитов не есть чисто механический акт. Это сложный процесс, в котором важны как человеческие отношения между сторонами, так и понимание технических аспектов. Математические модели не учитывают роль межличностных отношений, а в практике кредитного анализа и кредитования этот фактор необходимо учитывать.
Рейтинговая оценка предприятия-заемщика рассчитывается на основе полученных значений финансовых коэффициентов и является заключительным обобщающим выводом анализа кредитоспособности клиента.
Для рейтинговой оценки используются полученные на этапе общего анализа три группы коэффициентов, а именно: финансового левереджа, ликвидности, рентабельности, а также данные анализа деловой активности предприятия.
Коэффициенты финансового левереджа и ликвидности используются в рейтинге в связи с тем, что они имеют обусловленный экономически критериальный уровень, тогда как остальные группы финансовых коэффициентов - коэффициент эффективности, прибыльности, обслуживания долга, такого критериального значения иметь не могут из-за особенностей функционирования каждого отдельного предприятия. Коэффициенты эффективности, прибыльности, обслуживания долга дают скорее качественную оценку работы предприятия, тогда как коэффициенты финансового левереджа и ликвидности содержат в себе и качественный, и количественный аспект.
Рейтинговая оценка вычисляется следующим образом. Для рассмотрения берутся данные трех таблиц: коэффициенты финансового левереджа, коэффициенты ликвидности, коэффициенты прибыльности, а также анализа деловой активности ("золотое правило экономики предприятия").
Соблюдение критериального уровня каждого из коэффициентов финансового левереджа дает 10% для рейтинговой оценки, несоблюдение коэффициента - 0%. То же правило и в отношении коэффициентов ликвидности.
Если каждый из коэффициентов прибыльности имеет положительное значение (то есть предприятие имеет прибыль), это дает 5% для рейтинговой оценки. Если значение коэффициентов отрицательное (у предприятия убыток) - 0%.
Выполнение "золотого правила экономики предприятия" дает 5%, невыполнение – 0%.
Набранное количество процентов суммируется. Наибольшее возможное значение рейтинговой оценки – 100% (Табл. 1).
Таблица 1
Рейтинговая оценка предприятий
Оценка |
Характеристика |
100% |
Высокая кредитоспособность, отличное финансовое состояние |
80-90% |
Хорошее финансовое состояние, хороший уровень кредитоспособности |
60-70% |
Удовлетворительное финансовое состояние, удовлетворительный уровень кредитоспособности |
40-50% |
Предельное финансовое состояние, предельно допустимый уровень кредитоспособности |
0-30% |
Финансовое состояние хуже предельного, кредитоспособность ниже предельной |
Кроме того, следует принять во внимание, что бухгалтерский баланс и показатели, рассчитанные на его основе, являются моментными данными, тоесть характеризуют положение заемщика на дату составления отчетности, и в связи с этим анализ ликвидности баланса заемщика и финансового левереджа должен дополняться анализом рентабельности в целом и оборачиваемостью ресурсов. Данные показатели более полно характеризуют тенденции, сложившиеся в хозяйственной деятельности заемщика. Также для получения более объективной картины необходимо рассчитать названные коэффициенты по состоянию на различные даты, что позволит проследить динамику изменения финансового состояния предприятия.
Финансовая отчетность является лишь одним из каналов получения информации о заемщике. К другим источникам относятся также архивы банка, отчеты специализированных кредитных агентств, обмен информацией с другими банками и финансовыми учреждениями, изучение финансовой прессы.
В случае благоприятного заключения банк приступает к разработке условий кредитного договора. Этот этап называется структурированием ссуды. В процессе структурирования банк определяет основные характеристики ссуды: вид кредита; сумму; срок; способ погашения; обеспечение; цену кредита; прочие условия.
После принятия положительного решения банком составляется проект кредитного соглашения.
Кредитное соглашение представляет собой развернутый документ, подписываемый обеими сторонами кредитной сделки и содержащий подробное изложение всех условий ссуды.
Его основными разделами являются: свидетельства и гарантии; характеристика кредита; обязывающие условия; запрещающие условия; невыполнение условий кредитного соглашения; санкции в случае нарушения условий.
Не все кредитные соглашения содержат все указанные разделы, но некоторые моменты – характеристика кредита, обязанности кредитора и заемщика, что понимается под нарушением договора – обязательно присутствуют в документе о кредитной сделке.
Соглашение подписывают представители банка и компании, а если нужно – гарант. После этого комплект всех документов передается клиенту, а другой комплект с сопроводительными документами идет в кредитное досье банка.
Примерно так должен быть сформирован процесс кредитования в коммерческом банке. Но после выдачи кредита работа по нему не прекращается. Кредитный инспектор периодически должен проверять состояние кредита, чтобы вовремя быть в состоянии прореагировать на возможные ухудшения процесса возврата кредита. Все данные должны подшиваться в досье клиента для того, чтобы в будущем использовать их при поступлении дополнительных кредитных заявок от клиента.
Повышение эффективности кредитных операций – это главный показатель правильно спланированного и проводимого управления кредитными операциями.
В данной работе будет проанализирована эффективность проводимых кредитных операций в АКБ «Узпромстройбанк» по данным опубликованных годовых отчетов за 2010 и 2011 годы. Но нужно сразу оговориться, что провести полный и достоверный анализ не получится, так как некоторые данные не нашли отражение в отчетах. Поэтому будет представлена методика определения эффективности и расчет возможных показателей с их анализом.
Данные годового баланса и отчета о прибылях и убытках Узпромстройбанка приведены в Приложении 3.
В американских банках получила распространение концепция высокорентабельной банковской деятельности (в том числе и кредитной). Она содержит три компонента:
Чтобы максимизировать прибыль, банк должен опираться на четкую аналитическую базу. Для начала определим некоторые общие коэффициенты эффективности активных (в том числе кредитных операций) банка за 2010 и 2011 годы по Узпромстройбанку (не представлялось возможным получить данные о средних показателях, поэтому вместо них использованы данные на, соответственно, 01.01.11 и 01.01.12гг.):
По полученным коэффициентам видно, что в 2011 году банк повысил показатель использования своих активов в кредитных активах на 3 пункта.
При этом показатель использования привлеченных депозитов для кредитной базы сократился. Значительное превышение кредитов по сравнению с депозитами, а также рост капитала банка со 152 млрд. сумм до 194 млрд. сумм говорит о том, что значительная часть капитала направляется в кредитные вложения. По данному показателю можно судить об агрессивности кредитной политике банка. По оценкам экспертов если данный показатель выше 65%, то банк ведет агрессивную политику.