Управление кредитными операциями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 04:39, курсовая работа

Краткое описание

Исследуемая тема нашла отображение в трудах многих ученых- экономистов, а в частности А.М. Герасимовича, О. В. Дзюблюка, Г. Г. Ермоленко, А. Л. Лобанова, Р. Шевченко, М. Скоулза, Лаврушина, Зотова, Никитиной и Н. Соколинской. Эти экономисты в достаточной степени исследовали особенности и методики анализа кредитных операций банка, однако в области управления кредитными операциями их методики являются в достаточной степени устаревшими. На сегодняшний день наиболее популярными методами увеличения объемов кредитования являются, прежде всего, маркетинговые методы. Поэтому актуальность данной темы заключается в разработке новых подходов к управлению кредитными операциями банка.
Целью написания данной курсовой работы является анализ кредитных операций банка, организация и совершенствование кредитной деятельности коммерческого банка, а также разработка на этой основе практических мероприятий по увеличению объемов и повышению эффективности кредитных операций.

Содержание

Введение
1.
Основы организации кредитных операций в коммерческом банке
1.1.
Сущность и виды кредитных операций
1.2.
Необходимость анализа и управления кредитными операциями
1.3.
Этапы кредитования
2.
Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка
2.1.
Эффективность управления ссудными операциями (на примере АКБ «Узпромстройбанка»)
2.2.
Влияние процентной политики на доходность кредитных операций
2.3.
Анализ кредитоспособности клиента
3.
Управление кредитными операциями
3.1.
Формы и методы управления кредитными операциями коммерческих банков

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ кредитных операций Курсовая.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)

Процентная  ставка по кредиту

=

Предельная стоимость привлеченных средств для кредитования заемщика

+

Операционные расходы банка, отличные от расходов по привлечению средств

+

Оценочная маржа для защиты банка  от риска неисполнения обязательств

+

Желаемая маржа прибыли банка.


 

 

Каждый из указанных компонентов может быть выражен в форме годовых процентов относительно суммы кредита.

 

2.3. Анализ кредитоспособности  клиента

Одним из наиболее важных и сложных вопросов, связанных с кредитованием, является вопрос изучения кредитоспособности заемщика. Поэтому в данной работе хотелось бы показать на практическом примере процесс анализа заявок на кредиты от двух потенциальных заемщиков – торговой фирмы А и промышленной фирмы Б.

Сначала на основании предоставленных балансов и Приложений к ним «Отчет о прибылях и убытках» (Форма 2) составим Агрегированные балансы и формы отчета о прибылях и убытках для приведения в удобную для анализа данных форму. После обработки данных получим результаты, показанные в таблицах 2 и 3. По полученным данным можно подвести уже некоторые итоги. Фирма А характеризуется более высокой суммой оборотных средств по сравнению с фирмой Б (5826 млн. сум. против 943 млн. сум.), но меньшим наличием основного капитала (206 млн. сум. у А против 1304 млн. сум. у Б). В то же время у фирмы А большие показатели кредиторской и дебиторской задолженности, что снижает уровень финансовой устойчивости предприятия. Фирма А имеет большую ссудную задолженность перед другим банком, что может уже насторожить кредитного инспектора. Ему следует связаться с другим банком и поинтересоваться о кредитной истории фирмы А в кредитном управлении этого банка.

 

Таблица 2.

Агрегированный баланс предприятия-заемщика

(млн. сум)

 

Агрегат

Статья баланса

Фирма А

Фирма Б

 

А1

 

А2

АЗ

 

А4

А5

А6

 

А6*

А7

А8

 

А9

 

 

 

П1

 

П2

 

П2*

П3

 

П3*

П4

П5

 

П6

П7

П8

П9

П10

П11

АКТИВЫ

Оборотные активы – всего

В том числе:

Денежные средства

Расчеты и прочие текущие активы – всего

Из них:

Расчеты с дебиторами в течение 12 месяцев

Товарно-материальные запасы (ТМЗ)

Прочие текущие активы

В том числе:

Краткосрочные ценные бумаги

Основной капитал

Иммобилизованные активы

В том числе:

Убытки

БАЛАНС (А1+А7+А8)

 

ПАССИВЫ

Обязательства – всего

В том числе:

Долгосрочные обязательства

Из них:

Долгосрочные кредиты банков

Краткосрочные обязательства

Из них:

Краткосрочные кредиты банков

Прочие обязательства

Собственный капитал

В том числе:

Уставный капитал

Резервный капитал

Прочие фонды

Нераспределенная прибыль прошлых лет

Нераспределенная прибыль отчетного года

Добавочный капитал

БАЛАНС (П1+П6)

 

5826

 

22

5804

 

4122

1634

0

 

0

203

18010

 

0

24039

 

 

8197

 

0

 

0

8197

 

1600

0

15840

 

417

0

15340

0

0

83

8614

 

943

 

304

290

 

94

603

0

 

0

1304

50

 

0

2297

 

 

387

 

0

 

0

364

 

80

0

1860

 

1600

16

260

0

7

0

1987


 

Таблица 3

Агрегированные показатели отчета о

прибылях и убытках (форма № 2)

(млн. сум)

Агрегат

Статья

Фирма А

Фирма Б

П12

П13

 

П14

П15

П16

П17

Выручка от реализации

Затраты на производство реализованной продукции

Собственный капитал - нетто П6-(А8+П12)

Отвлеченные из прибыли средства

Прибыль (убыток) отчетного периода

Брутто-доходы

335

 

168

-17928

5

30

335

4136,6

 

2524

-2586,6

1658

706,6

4138,6


 

В целом можно сказать, что полученные данные хорошо характеризуют вид деятельности потенциальных заемщиков. Наличие собственного капитала и меньшая сумма оборотных средств характеризуют промышленное предприятие, а относительно малое наличие собственного капитала и большая сумма оборотных средств - торгово-закупочную организацию, что соответствует заявленной уставной деятельности этих предприятий.

Затем определим показатели пяти групп коэффициентов:

Коэффициенты финансового левереджа, то есть показатели, характеризующие отношение собственного и заемного капитала у предприятий. После небольших расчетов по формулам, описанным выше  мы получим следующие данные (Табл. 4.):

Таблица 4.

Коэффициенты финансового левереджа

 

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

Оптимум

К1 – коэффициент автономии

Экономическое содержание: независимость от внешних источников финансирования

0,6589

0,8098

К2 – коэффициент мобильности средств

Экономическое содержание: потенциальная возможность превратить активы в ликвидные средства

0,3199

0,6965

К3 – коэффициент маневренности средств (чистая мобильность)

Экономическое содержание: реальная возможность превратить активы в ликвидные средства

-0,4070

0,6140

К4 – отношение собственного капитала к общей задолженности

Экономическое содержание: обеспечение кредиторской задолженности собственным капиталом

1,9324

5,1099

К5 – коэффициент обеспеченности собственными средствами

Экономическое содержание: наличие собственных оборотных средств у предприятия

-0,4073

0,5366


 

 

На основании полученных данных можно сделать следующие выводы: по полученным данным более надежным является положение фирмы Б, так как она выдерживает все показатели, и доля заемных средств составляет меньше половины средств предприятия. А значение отношения собственного капитала к общей задолженности превышает оптимальный показатель в 5 раз. Практически противоположная ситуация у другого потенциального заемщика - фирмы А. Из всех показателей удовлетворяют условиям только два - отношение собственного капитала к кредиторской задолженности и коэффициент автономии. Это также подтверждает занятие определенным видом деятельности. Следующими рассмотрим коэффициенты прибыльности (Табл. 5):

Таблица 5.

Коэффициенты прибыльности

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

К9 – коэффициент рентабельности выручки от реализации

Экономическое содержание: рентабельность продаж

0,0896

0,1708

К10 – коэффициент рентабельности общего капитала

Экономическое содержание: рентабельность общего капитала

0,0012

0,3076

К11 – коэффициент рентабельности акционерного капитала

Экономическое содержание: рентабельность акционерного капитала

0,0019

0,3799

К12 – отношение отвлеченных из прибыли средств к балансовой прибыли

Экономическое содержание: способность самофинансирования

0,1667

2,3464


 

По данным показателям предпочтительней положение фирмы Б. В данном примере мы не можем проследить за динамикой изменения данных показателей, что могло бы рассказать об изменениях в деятельности фирм, но и в данном случае в сочетании с показателями финансового левереджа мы можем говорить о более устойчивом положении фирмы Б.

Теперь перейдем к определению и изучению взаимосвязанных показателей ликвидности и оборачиваемости. Коэффициенты ликвидности и покажут нам, насколько покрывают эти ликвидные средства обязательства предприятий (Табл. 6 и 7).

Таблица 6.

Коэффициенты ликвидности

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

Оптимум

К13 – коэффициент покрытия задолженности

Экономическое содержание: способность рассчитаться с задолженностью в перспективе

0,7107

2,5907

К14 – коэффициент общей ликвидности

Экономическое содержание: способность рассчитаться с задолженностью в ближайшее время

0,5114

0,9341

К15 – коэффициент текущей ликвидности

Экономическое содержание: текущая ликвидность

0,0027

0,8352

К16 – соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

Экономическое содержание: способность рассчитаться с кредиторами за счет дебиторской задолженности

0,5029

0,2582


 

 

 

 

Таблица 7.

Коэффициенты эффективности (оборачиваемости)

 

Коэффициент

Фирма А

Фирма Б

К6 – отношение выручки от реализации к сумме немобильных средств

Экономическое содержание: фондоотдача – объем реализации на 1 рубль немобильных активов

0,0184

3,0551

К7 – коэффициент деловой активности

Экономическое содержание: эффективность использования совокупных активов

0,0139

1,8009

К8 – отношение выручки от реализации к сумме мобильных средств

Экономическое содержание: оборачиваемость мобильных средств

0,0575

4,3866


 

Данные показатели рисуют нам неприглядную картину положения фирмы А - ни один из показателей ликвидности не удовлетворяет оптимальному значению. И при этом показатели оборачиваемости также более низкие по отношению к фирме Б, у которой не соответствует требуемому уровню только показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности, но при этом размер этой задолженности ниже, чем у фирмы А. На основании выше изложенного можно сказать, что даже наличие большей суммы ликвидных активов у фирмы А не повышает класс кредитоспособности этого потенциального заемщика.

И, в заключение анализа по коэффициентам, определим показатель обслуживания долга, показывающего, какая часть выручки у предприятия относится на обязательства, то есть на кредиторскую задолженность. Опять мы видим, что у фирмы А практически нет свободных средств для развития предприятия, она практически еле "сводит концы с концами". Уже на данном этапе мы можем сделать вывод о том, что для банка предпочтительней кредитовать фирму Б, потому что при кредитовании фирмы А возникнет огромный риск невыполнения взятых на себя фирмой обязательств.

И в заключение анализа кредитоспособности клиентов проведем рейтинговую оценку заемщиков, которая также была описана ранее. На основании полученных данных фирме А присвоен рейтинг в 40% (предельный уровень кредитования), а фирме Б - 90% (хорошее состояние).

Полученными данными необходимо пользоваться кредитному инспектору для составления прогнозной оценки рискованности кредитования клиента, но особенность настоящей экономической ситуации в Узбекистане такова, что при решении вопроса о выдаче кредита обязательно должно учитываться также личное знакомство и беседа с потенциальным заемщиком. А иногда они имеют решающее значение в согласовании вопроса о выдаче кредита.

 

3. Управление кредитными операциями

3.1. Формы и методы управления  кредитными операциями коммерческих банков

Все методы управления кредитными операциями коммерческих банков можно разделить на две большие группы: это методы, используемые Центральным банком страны и методы управления, которыми пользуется каждый конкретный коммерческий банк. Так как объектом данной работы является коммерческий банк, то мы не будем подробно останавливаться на инструментах управления кредитными операциями со стороны государственных органов, ограничившись кратким описанием их. Это связано с тем, что использование тех или иных методов регулирования со стороны Центробанка влечет за собой возможное изменение в кредитной политике коммерческих банков.

Кредитно-денежная политика Центральных банков различных стран в зависимости от состояния экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и  наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум.

Для регулирования экономики ими используются следующие методы денежно-кредитной политики:

  • общие, которые оказывают влияние на рынок ссудных капиталов в целом.
  • селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредитования отдельных отраслей и крупных фирм.

К общим методам относятся такие инструменты кредитной политики, как::

Учетная (дисконтная) политика, являющаяся старейшим методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины ХIХ в. Возникновение этого инструмента было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, или ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и, в конечном счете, к сокращению кредитных операций.

В Узбекистане данный метод регулирования имеет большое значение, так как многие ставки по кредитам банков формируются на основе ставки рефинансирования Центробанка Узбекистана и могут даже изменяться вслед за изменением этой ставки.

Информация о работе Управление кредитными операциями