Управление средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 04:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение процессов управления средствами бюд-жета Фонда социального страхования РФ как важнейшего внебюджетного фонда в финансо-вой системе государства. Существование государственного социального страхования ‒ это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому и был создан Фонд социального страхования РФ, с помощью средств ко-торого государство концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспе-чивает надежную социальную защиту населения страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

     Законом установлено, что доходы бюджета  Фонда на 2007 год формируются за счет налогов, страховых взносов  и иных поступлений. Налоги и взносы на социальные нужды в доходах бюджета Фонда составляют 213 724 652,8 тыс. руб., или 75,3%, в том числе единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования, – 170 350 458,8 тыс. руб., или 60% всех доходов; страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – соответственно 43 374 194,0 тыс. руб., или 15,3%; налоги на совокупный доход – 7 048 732,0 тыс. руб., или 2,5%; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – 60 371 554,3 тыс. руб., или 21,3%, в том числе средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджету Фонда социального страхования на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, – 4 197 943,3 тыс. руб., или 1,5%.

     Таким образом, доходы бюджета Фонда социального  страхования на 2007 г. на 77,8% сформированы за счет налоговых доходов, на 21,3% –  за счет безвозмездных поступлений  от других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации и на 0,9% – за счет неналоговых доходов, а также штрафов, санкций и возмещения ущерба.

     Как следует из Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2008 год и  на плановый период 2009 и 2010 годы» от 21 июля 2007 г. № 183-ФЗ, на 2008 г. утверждается общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 305 665 591,3 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 27 211 299,0 тыс. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме  16 600 000,0 тыс. руб.

     Прогнозируемый  общий объем доходов бюджета  Фонда на 2009 г. определен в сумме 346 470 113,2 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 28 081 766,2 тыс. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. руб., и на 2010 год – в сумме 389 962 820,5 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 34 981 312,3 тыс. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. руб.

     Планируемые доходы бюджета Фонда по обязательному  социальному страхованию в 2008 г. с учетом остатка средств по данному  виду страхования на 1 января 2008 г. – в сумме 14 820 482,5 тыс. руб., в 2009 г. с учетом остатка средств по данному виду страхования на 1 января 2009 г. – в сумме 8 929 686,6 тыс. руб. и с учетом средств федерального бюджета на покрытие дефицита – в сумме 561 430,0 тыс. руб., а также в 2010 г. с учетом средств федерального бюджета на покрытие дефицита – в сумме 6 290 677,5 тыс. руб. позволят обеспечить финансирование всех расходных обязательств, предусмотренных бюджетом Фонда в предшествующие годы.

     Предусмотренные проектом бюджета Фонда доходы от единого социального налога рассчитывались исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду оплаты труда на 2008 г. – в объеме 8921,0 млрд. руб., на 2009 г. – в объеме 10 299,0 млрд. руб., на 2010 г. – в объеме 11 771,0 млрд. руб. и с учетом норм Налогового кодекса в редакции Федерального закона «О внесении изменений в ст. 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 6 декабря 2005 г. № 158-ФЗ на 2008 г. – в сумме 207 562 836,3 тыс. руб., на 2009 г. – в сумме 238 713 519,4 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме 268 816 946,9 тыс. руб.

     Общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки, пени и штрафы, предусмотрена в бюджете Фонда на 2008 г. – в объеме 44 119 043,4 тыс. руб., на 2009 г. – в объеме 50 933 935,8 тыс. руб., на 2010 г. – в объеме 55 530 848,6 тыс. руб.

     Доходы  от недоимки, пени и штрафов по взносам в Фонд (мобилизация просроченной задолженности страхователей по страховым взносам, образовавшейся на 1 января 2001 г.) оцениваются на 2008 г. – в сумме 450 000,0 тыс. руб., на 2009 г. – в сумме 420 000,0 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме 400 000,0 тыс. руб.

     Доходы  от налогоплательщиков, применяющих  специальные налоговые режимы, зачисляемые в Фонд, определены на 2008 г. – в сумме 8 678 768,6 тыс. руб., на 2009 г. – в сумме – 10 287 627,8 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме 12 203 894,7 тыс. руб., в том числе:

    • единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2008 г. – 4 992 523,2 тыс. руб., в 2009 г. – 6 056 969,4 тыс. руб., в 2010 г. – 7 391 661,3 тыс. руб.;
    • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2008 г. – 3 590 717,9 тыс. руб., в 2009 г. – 4 118 409,8 тыс. руб., в 2010 г. – 4 684 320,5 тыс. руб.;
    • единый сельскохозяйственный налог в 2008 г. – 95 527,5 тыс. руб., в 2009 г. – 112 248,6 тыс. руб., в 2010 г. – 127 912,9 тыс. руб.

     Из  проведенного анализа следует, что  доходы Фонда социального страхования  Российской Федерации в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличатся на 21 796 102,9 тыс. руб., или на 7,6% (с 283 869 488,4 в 2007 г. до 305 665 591,0 в 2008 г.).

     Исследование  системы доходов бюджета Фонда  социального страхования Российской Федерации свидетельствует о  том, что соотношение привлекаемых по различным каналам финансовых ресурсов складывается с учетом необходимости развития социального страхования как важнейшего механизма социальной защиты граждан и позволяет обеспечивать самостоятельность бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

2.2. Анализ состава  и структуры расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Особенности управления

     В соответствии с Федеральным законом  «О бюджете Фонда социального  страхования Российской Федерации  на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ бюджет Фонда социального страхования на 2007 г. утвержден по расходам в сумме 306 214 977,3 тыс. руб., из них на обязательное социальное страхование – 202 764 384,1 тыс. руб. и на покрытие дефицита Фонда – 23 997 158,0 тыс. руб.

     Расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 г. предусмотрены по следующим функциональным разделам и подразделам (в тыс. руб. и в % ко всем расходам Фонда):

    • общегосударственные вопросы – 9 732,5 и 0,003;
    • социальная политика – 290 734 829,2 и 94,9;
    • социальное обслуживание населения и меры социальной поддержки граждан – 7 628 591,2 и 2,5;
    • социальное страхование – 14 973 027,4 и 4,8, в том числе:

     - пособие по временной нетрудоспособности  по обязательному социальному  страхованию – 103 314 595,2 и 33,74;

     - пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1 602 943,1 и 0,52;

     - пособие по беременности и  родам – 27 288 054,0 и 8,91;

     - пособие по уходу за ребенком  до достижения им возраста полутора лет – 31 535 680,0 и 10,3;

    • пособие при рождении ребенка – 13 147 200,0 и 4,29;
    • молодежная политика и оздоровление детей – 14 973 027,4 и 4,89;
    • прикладные научные исследования в области социальной политики – 75 803,5 и 0,02;
    • оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников – 3 676 192,5 и 1,2;
    • единовременные страховые выплаты – 561 085,8 и 0,18;
    • переподготовка и повышение квалификации кадров – 497 388,2 и 0,16;
    • международное сотрудничество – 9 732,5 и 0,003;
    • строительство объектов общегражданского назначения – 669 600,0 и 0,22.

     Таким образом, предусмотренные расходы на социальную политику занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов бюджета.

     В Федеральном законе «О бюджете Фонда  социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годы» от 21 июля 2007 г. № 183-ФЗ на 2008 г. утверждается общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 18 213 756,0 тыс. руб. Прогнозируемый общий объем расходов бюджета Фонда на 2009 г. определен в сумме 356 067 380,0 тыс. руб. и на 2010 г. – в сумме 389 463 607,5 тыс. руб.

     Состав  и структура расходов бюджета  фонда социального страхования  на 2008 г. характеризуется следующими данными (в тыс. руб. и в % к общей сумме расходов Фонда):

    • общегосударственные вопросы – 3 110,4 и 0,001;
    • социальная политика – 307 800 848,8 и 95,03;
    • пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1 721 208,6 и 0,53;
    • пособие по беременности и родам – 29 157 015,0 и 9,0;
    • пособие при рождении ребенка – 13 464 000,0 и 4,16;
    • молодежная политика и оздоровление детей – 15 497 081,0 и 4,78;
    • оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников – 3 933 525,9 и 1,21;
    • переподготовка и повышение квалификации кадров – 42 465,9 и 0,01.

     Из  проведенного анализа следует, что  расходы Фонда социального страхования  Российской Федерации в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличатся на 17 664 370,0 тыс. руб. или на 5,8% (с 306 214 977,3 тыс. руб. в 2007 г. до 323 879 347,3 тыс. руб. в 2008 г.). В то же время расходы Фонда на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний увеличатся на 7,4%; на выплату пособий по беременности и родам – на 6,8%; на выплату пособий при рождении ребенка – на 2,4%; на молодежную политику и оздоровление детей – на 3,5%.

     Расходы бюджета Фонда социального страхования  Российской Федерации исследованы как составная часть государственных расходов. Можно выделить следующие признаки рассматриваемых расходов: а) являются централизованными расходами федерального уровня, которые обеспечивают выполнение социальной функции государства; б) предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное страхование; в) формируются в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации, обусловленными полномочиями федеральных органов государственной власти в сфере социальной защиты населения, исполнение которых предусматривается федеральным законом за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ.

     В зависимости от экономического содержания в структуре расходов бюджета  Фонда социального страхования  РФ четко обозначены текущие и  капитальные расходы. В бюджете Фонда доминируют текущие расходы, в то время как потенциал капитальных расходов практически не задействован.

      

Глава 3. Пути совершенствования  управления средствами бюджета Фонда  социального страхования Российской Федерации

     В целях совершенствования процесса управления средствами бюджета Фонда социального страхования РФ предполагается целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые позволят Фонду финансировать расходы на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

     Также в целях реализации положений статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», предусматривающей страховое обеспечение по виду обязательного социального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», следует найти возможность осуществления финансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принять в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения соответствующий федеральный закон.

     Немаловажным  аспектом совершенствования управления средствами бюджета Фонда являются возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности.

     Кроме того, необходимо принять меры по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития. Именно потому, что, как уже сказано было ранее, отсутствие полноценной законодательной базы негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в целом.

 

Заключение

Информация о работе Управление средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации»