Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 04:58, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение процессов управления средствами бюд-жета Фонда социального страхования РФ как важнейшего внебюджетного фонда в финансо-вой системе государства. Существование государственного социального страхования ‒ это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому и был создан Фонд социального страхования РФ, с помощью средств ко-торого государство концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспе-чивает надежную социальную защиту населения страны.
Законом установлено, что доходы бюджета Фонда на 2007 год формируются за счет налогов, страховых взносов и иных поступлений. Налоги и взносы на социальные нужды в доходах бюджета Фонда составляют 213 724 652,8 тыс. руб., или 75,3%, в том числе единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования, – 170 350 458,8 тыс. руб., или 60% всех доходов; страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – соответственно 43 374 194,0 тыс. руб., или 15,3%; налоги на совокупный доход – 7 048 732,0 тыс. руб., или 2,5%; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – 60 371 554,3 тыс. руб., или 21,3%, в том числе средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджету Фонда социального страхования на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, – 4 197 943,3 тыс. руб., или 1,5%.
Таким образом, доходы бюджета Фонда социального страхования на 2007 г. на 77,8% сформированы за счет налоговых доходов, на 21,3% – за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и на 0,9% – за счет неналоговых доходов, а также штрафов, санкций и возмещения ущерба.
Как
следует из Федерального закона «О
бюджете Фонда социального
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2009 г. определен в сумме 346 470 113,2 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 28 081 766,2 тыс. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. руб., и на 2010 год – в сумме 389 962 820,5 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 34 981 312,3 тыс. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. руб.
Планируемые доходы бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию в 2008 г. с учетом остатка средств по данному виду страхования на 1 января 2008 г. – в сумме 14 820 482,5 тыс. руб., в 2009 г. с учетом остатка средств по данному виду страхования на 1 января 2009 г. – в сумме 8 929 686,6 тыс. руб. и с учетом средств федерального бюджета на покрытие дефицита – в сумме 561 430,0 тыс. руб., а также в 2010 г. с учетом средств федерального бюджета на покрытие дефицита – в сумме 6 290 677,5 тыс. руб. позволят обеспечить финансирование всех расходных обязательств, предусмотренных бюджетом Фонда в предшествующие годы.
Предусмотренные проектом бюджета Фонда доходы от единого социального налога рассчитывались исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду оплаты труда на 2008 г. – в объеме 8921,0 млрд. руб., на 2009 г. – в объеме 10 299,0 млрд. руб., на 2010 г. – в объеме 11 771,0 млрд. руб. и с учетом норм Налогового кодекса в редакции Федерального закона «О внесении изменений в ст. 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 6 декабря 2005 г. № 158-ФЗ на 2008 г. – в сумме 207 562 836,3 тыс. руб., на 2009 г. – в сумме 238 713 519,4 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме 268 816 946,9 тыс. руб.
Общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки, пени и штрафы, предусмотрена в бюджете Фонда на 2008 г. – в объеме 44 119 043,4 тыс. руб., на 2009 г. – в объеме 50 933 935,8 тыс. руб., на 2010 г. – в объеме 55 530 848,6 тыс. руб.
Доходы от недоимки, пени и штрафов по взносам в Фонд (мобилизация просроченной задолженности страхователей по страховым взносам, образовавшейся на 1 января 2001 г.) оцениваются на 2008 г. – в сумме 450 000,0 тыс. руб., на 2009 г. – в сумме 420 000,0 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме 400 000,0 тыс. руб.
Доходы от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, зачисляемые в Фонд, определены на 2008 г. – в сумме 8 678 768,6 тыс. руб., на 2009 г. – в сумме – 10 287 627,8 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме 12 203 894,7 тыс. руб., в том числе:
Из проведенного анализа следует, что доходы Фонда социального страхования Российской Федерации в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличатся на 21 796 102,9 тыс. руб., или на 7,6% (с 283 869 488,4 в 2007 г. до 305 665 591,0 в 2008 г.).
Исследование
системы доходов бюджета Фонда
социального страхования
В соответствии с Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ бюджет Фонда социального страхования на 2007 г. утвержден по расходам в сумме 306 214 977,3 тыс. руб., из них на обязательное социальное страхование – 202 764 384,1 тыс. руб. и на покрытие дефицита Фонда – 23 997 158,0 тыс. руб.
Расходы
бюджета Фонда социального
-
пособие по временной
- пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1 602 943,1 и 0,52;
- пособие по беременности и родам – 27 288 054,0 и 8,91;
- пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – 31 535 680,0 и 10,3;
Таким образом, предусмотренные расходы на социальную политику занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов бюджета.
В
Федеральном законе «О бюджете Фонда
социального страхования
Состав и структура расходов бюджета фонда социального страхования на 2008 г. характеризуется следующими данными (в тыс. руб. и в % к общей сумме расходов Фонда):
Из
проведенного анализа следует, что
расходы Фонда социального
Расходы
бюджета Фонда социального
В зависимости от экономического содержания в структуре расходов бюджета Фонда социального страхования РФ четко обозначены текущие и капитальные расходы. В бюджете Фонда доминируют текущие расходы, в то время как потенциал капитальных расходов практически не задействован.
В
целях совершенствования
Также в целях реализации положений статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», предусматривающей страховое обеспечение по виду обязательного социального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», следует найти возможность осуществления финансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принять в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения соответствующий федеральный закон.
Немаловажным аспектом совершенствования управления средствами бюджета Фонда являются возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности.
Кроме того, необходимо принять меры по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития. Именно потому, что, как уже сказано было ранее, отсутствие полноценной законодательной базы негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в целом.