Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 15:55, контрольная работа
Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «Х». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом (Ф1) и Отчетом о прибылях и убытках (Ф2) за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях 1, 2).
Проведем подробный анализ прибыли и рентабельности на примере ОАО «Х». Для анализа воспользуемся Бухгалтерским балансом (Ф1) и Отчетом о прибылях и убытках (Ф2) за 2011 г. (данные формы представлены в Приложениях 1, 2).
Сначала находим следующие показатели:
∆П = П1 – П0,
где П1, П0 — значение прибыли соответственно в отчетном и базисном году, тыс. руб.;
Т = П1 / П0 x 100 %;
Уi = Пi / Вi x 100 %,
где i = 0 — базисный период;
i = 1 — отчетный период;
изменение структуры (∆Y):
∆Y = Y1 – Y0,
где Y1, Y0 — уровень соответственно отчетного и базисного периодов.
Все расчеты представлены в табл. 1.
Таблица 1. Анализ прибыли предприятия ОАО «Х» за 2010–2011 гг.
№ п/п |
Показатель |
Код строки |
2010 г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение (+/–) |
Темп роста (снижения), % |
Уровень к выручке в базисном периоде, % |
Уровень к выручке в отчетном периоде, % |
Отклонение уровня (+/–) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 = 5 – 4 |
7 = 5 / 4 x 100 |
8 |
9 |
10 = 9 – 8 |
1 |
Выручка (нетто) от реализации товаров,
продукции, работ, услуг (за минусом
НДС, акцизов и аналогичных |
2110 |
245 900 |
345 897 |
99 997 |
140,7 |
100,0 |
100,0 |
— |
2 |
Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг |
2120 |
190 234 |
178 345 |
–11 889 |
93,8 |
77,4 |
51,6 |
–25,8 |
3 |
Валовая прибыль |
2100 |
55 666 |
167 552 |
111 886 |
301,0 |
22,6 |
48,4 |
25,8 |
4 |
Коммерческие расходы |
2210 |
|||||||
5 |
Управленческие расходы |
2220 |
89 123 |
89 123 |
— |
25,8 |
25,8 | ||
6 |
Прибыль (убыток) от продаж |
2200 |
55 666 |
78 429 |
22 763 |
140,9 |
22,6 |
22,7 |
0,1 |
7 |
Доходы от участия в других организациях |
2310 |
— |
— |
|||||
8 |
Проценты к получению |
2320 |
— |
— |
|||||
9 |
Проценты к уплате |
2330 |
— |
— |
|||||
10 |
Прочие доходы |
2340 |
337 |
2745 |
2408 |
814,5 |
0,1 |
0,8 |
0,7 |
11 |
Прочие расходы |
2350 |
5500 |
16 100 |
10 600 |
292,7 |
2,2 |
4,7 |
2,5 |
12 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
2300 |
50 503 |
65 074 |
14 571 |
128,9 |
20,5 |
18,8 |
–1,7 |
13 |
Текущий налог на прибыль |
2410 |
12 625 |
16 268 |
3643 |
128,9 |
5,1 |
4,7 |
–0,4 |
14 |
В том числе постоянные налоговые обязательства |
2421 |
2800 |
2800 |
— |
0,0 |
0,8 |
0,8 | |
15 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
2430 |
4 |
14 |
10 |
350,0 |
0,002 |
0,004 |
0,002 |
16 |
Изменение налоговых активов |
2450 |
— |
||||||
17 |
Прочее |
2460 |
— |
||||||
18 |
Чистая прибыль |
2400 |
37 874 |
48 792 |
10 918 |
128,8 |
15,4 |
14,1 |
–1,3 |
Согласно табл. 1 в 2011 г. чистая прибыль увеличилась на 28,8 % по сравнению с 2010 г., что составило 10 918 тыс. руб. Однако уровень прибыли по отношению к выручке уменьшился на 1,3 %.
Таким образом, на основе данных табл. 1 можно делать следующие выводы:
При анализе прибыли важную роль играет анализ влияния факторов (факторный анализ), представляющий собой методику комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя. Отметим основные типы факторного анализа:
Следует отметить, что любой факторный анализ состоит из следующих этапов:
Общеизвестно, что изменение прибыли от реализации продукции обусловлено изменением следующих факторов:
Расчет влияния перечисленных факторов на прибыль ОАО «X» представлен в табл. 2–4.
Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции предприятия ОАО «Х»
№ п/п
Показатель |
2011 г. |
2010 г. | |||
условное обозначение |
тыс. руб. |
условное обозначение |
тыс. руб. | ||
1 |
Количество проданной продукции (товаров), шт. |
q1 |
69 |
q0 |
60 |
2 |
Цена продукции, тыс. руб. |
p1 |
5013 |
p0 |
4098,3 |
3 |
Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. |
В1 |
345 897 |
В0 |
245 900 |
4 |
Полная себестоимость от реализации продукции (стр. 2120 + стр. 2210 + стр. 2220 Ф2), тыс. руб. |
S1 |
267 468 |
S0 |
190 234 |
5 |
Себестоимость 1 ед. продукции, тыс. руб./шт. |
Sед. 1 |
3876,35 |
Sед. 0 |
3170,57 |
6 |
Прибыль от реализации продукции (стр. 2200 Ф2), тыс. руб. |
П1 |
78 429 |
П0 |
55 666 |
Таблица 3. Показатели деятельности ОАО «Х» за 2011 г. в сопоставимых ценах
№ п/п |
Показатель |
2010 г. |
2011 г. в сопоставимых ценах |
2011 г. | ||||
условное обозначение |
тыс. руб. |
условное обозначение |
формула расчета |
тыс. руб. |
условное обозначение |
тыс. руб. | ||
1 |
Выручка от реализации продукции (товаров), тыс. руб. |
В0 |
245 900 |
В' |
q1 x p0 |
282 785 |
В1 |
345 897 |
2 |
Полная себестоимость, тыс. руб. |
S0 |
190 234 |
S' |
218 769 |
S1 |
267 468 | |
3 |
Прибыль от реализации товарной продукции, тыс. руб. |
П0 |
55 666 |
П' |
64 015,9 |
П1 |
78 429 |
Таблица 4. Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции
Фактор |
Формула расчета |
Величина показателя, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Изменение отпускных цен на продукцию |
∆pР1 = В1 – В' |
63 112,0 |
277,3 |
Изменение в объеме продукции |
∆p2 = p0 x (S' / S0) – p0 |
8349,9 |
36,7 |
Изменение в структуре продукции |
∆p3 = p0 x((В' / В0) – (S? /S0)) |
0,0000 |
0,0000 |
Влияние на прибыль экономии от снижения по себестоимости продукции |
∆p4 = S' – S1 |
–48 698,9 |
–213,9 |
Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции |
∆pP5 = S0 x (В' / В0) – S? |
0,0 |
0,0 |
Совокупное влияние факторов |
22 763 |
100 |
Согласно табл. 4 методика расчета влияния факторов на прибыль от реализации продукции заключается в последовательном расчете влияния каждого фактора:
1. Расчет общего изменения прибыли (ΔП) от реализации продукции:
ΔП = П1 – П0.
2. Расчет влияния
на прибыль изменений
Δp1 = В1 – В' = q1 x p1 – q1 x p0,
где В1 = q1 x p1 — выручка от реализации продукции в отчетном периоде;
В' = q1 x p0 — выручка от реализации продукции в сопоставимых ценах.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Δp2):
Δp2 = П0 x (S'/ S0) – p0,
где S' — полная себестоимость в отчетном периоде в сопоставимых ценах;
S0 — полная себестоимость базисного года.
4. Расчет влияния
на прибыль изменений в
Δp3 = П0 x ((В' / В0) – (S' / S0)).
5. Расчет влияния на прибыль изменений полной себестоимости (Δp4):
Δp4 = S'– S1,
где S1 — полная себестоимость реализованной продукции в отчетном периоде.
6. Расчет влияния
на прибыль изменений
Δp5 = S0 x (В' / В0) – S'.
После этого можно рассчитать совокуп
Δp = П1 – П0 = Δp1 + Δp2 + Δp3 + Δp4 + Δp5.
Проведем расчеты для нашего примера:
ΔП = 78 429 – 55 666 = 22 763 тыс. руб.
Δp1 = 69 x 5013 – 69 x 4098,3 = 63 112 тыс. руб.
Таким образом, прирост цен на продукцию в отчетном периоде по сравнению с прошедшим периодом в среднем на 22 % (p1 / p0 = 5013 / 4098,3 x 100 % = 122 %) привел к увеличению суммы прибыли от реализации продукции на 63 112 тыс. руб.
Δp2 = 55 666 x(218 769 / 190 234) – 55 666 = 8349,9 тыс. руб.
Δp3 = 55 666 x (282 785 / 245 900 – 218 769 / 190 234) = 0.
Δp4 = 218 769 – 267 468 = –48 698,9 тыс. руб.
Δp5 = 190 234 x (282 785 / 245 900) – 218 769 = 0.
Δp = 63 112 + 8349,9 + 0 + (–48 698,9) + 0 = 22 763 тыс. руб.
Теперь, используя данные Отчета о прибылях и убытках, проведем факторный анализ рентабельности продаж, чистой рентабельности.
Отметим, что для анализа рентабельности продаж (R) можно использовать следующую факторную модель:
где П — прибыль от реализации продукции;
В — выручка от реализации продукции;
S — полная себестоимость.
При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:
ΔRВ = (В1 – S0) / В1 – (В0 – S0) / В0.
Соответственно, влияние
фактора изменения
ΔRS = (В1 – S1) / В1 – (В1 – S0) / В1.
Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:
ΔR = ΔRВ + ΔRS.
Используя данные табл. 2, 3 и формулы, проведем факторный анализ рентабельности предприятия ОАО «Х».
Таблица 5. Исходные данные для факторного анализа рентабельности продаж предприятия ОАО «Х»
Цена, тыс. руб. |
Количество проданной продукции (товаров), шт. |
Объем реализации, тыс. руб. |
Себестоимость, тыс. руб. | |||||||
в базисном году |
в отчетном году в ценах базисного года |
в отчетном году |
базисного года |
фактическая в ценах базисного периода |
отчетного периода | |||||
Выпускаемая продукция |
P0 |
p1 |
q0 |
q1 |
В0 |
В' |
В1 |
S0 |
S2 |
S1 |
4098,3 |
5013 |
60 |
69 |
245 900 |
282 785 |
345 897 |
190 234 |
218 769 |
267 468 |