Федеральный бюджет и его особенности на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ бюджетной политики РФ и анализ состояния Федерального бюджета РФ на современном этапе развития. Актуальность исследования особенностей развития федерального бюджета на современном этапе обусловлена тем, что бюджет является ведущим звеном финансовой системы и основной финансовой категорией, предопределяющей жизнеспособность государства и его структур. Данная работа состоит из двух частей. Первая часть посвящена исследованию теоретических основ и особенностей формирования Федерального Бюджета РФ, принципов и особенностей бюджетной политики РФ. Вторая часть представляет собой анализ структуры федерального бюджета на основе статистических данных за 2011 и 2012 года.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы и особенности формирования Федерального Бюджета РФ 5
1.1 Бюджетная политика РФ 5
1.2 Основные принципы и особенности Федерального бюджета РФ 8
1.3 Бюджетный процесс 11
Глава 2. Исследования проводимой бюджетной политики России на современном этапе 14
2.1 Анализ состава доходов бюджета за 2011 год. 14
2.2 Основные статьи расходов бюджета за 2011 год. 18
2.3 Оценка исполнения федерального бюджета на март 2012 21
Заключение 23
Список литературы: 25
Приложения…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 373.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО  Российский Государственный

Социальный Университет

Филиал РГСУ в г. Обнинске

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: « Финансы»

Тема: « Федеральный  бюджет и его особенности 

На современном этапе  »

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнила студентка курса

                                            Очного отделения

              Специальность «Финансы и кредит»

 

               Проверил: преподаватель

                                     

 

 

 

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………...3

Приложения………………………………………………………………………....27 
Введение

 

       Стабильность  финансового положения, возможности  развития, как отдельного человека, так и всего общества в определенной  степени зависят от экономической  и социальной политики государства. 

       Выполнение возложенных  на государство функций и задач, невозможно без  наличия эффективного финансового механизма управления и контроля. Таким механизмом является финансовая система, основа которой государственный бюджет.

        Государственный бюджет – финансовый план государства, система образования и расходования денежных средств, для финансирования деятельности государства. Это ведущее звено финансовой системы страны, основа деятельности государственных органов власти.

       Государство с помощью бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, перераспределяет ограниченные ресурсы, сосредотачивая средства бюджета на развитие  приоритетных отраслей экономики, регионов. Бюджет и бюджетная система не просто регистрируют и контролируют то, что создано в процессе производства, но и активно воздействуют на этот процесс, ускоряя или замедляя его. Именно научно обоснованный и правильно составленный бюджет является основой развития науки (путем выделения грантов на научные исследования, поддержкой научных исследований и разработок), производства (предоставление субвенций, субсидий).  Структура различных статей бюджета отражается и на нашем благосостояние. Дефицит бюджета побуждает государство увеличить налоговое бремя, профицит же способствует дополнительному финансированию производства, увеличению социальных выплат.

 

 

       Целью данной  курсовой работы является изучение  теоретических основ бюджетной  политики РФ и анализ состояния  Федерального бюджета РФ на  современном этапе развития.

       Актуальность исследования особенностей  развития  федерального бюджета на современном этапе обусловлена тем, что бюджет является ведущим звеном финансовой системы и основной финансовой категорией, предопределяющей жизнеспособность государства и его структур.

       Данная работа  состоит из двух частей. Первая часть посвящена исследованию теоретических основ и особенностей формирования Федерального Бюджета РФ, принципов и особенностей бюджетной политики РФ. Вторая часть представляет собой анализ структуры федерального бюджета на основе статистических данных за 2011 и 2012 года.

      В процессе написания данной  работы мной были использованы  различные методы научного исследования: подбор необходимой литературы, изучение различных публикаций и статей поданной тематике; метод группировки и сравнения, анализ и синтез полученной информации. Использование дедуктивного метода позволило сделать общие выводы по всей тематике.

      Информация о Федеральном  Бюджете РФ и его особенностях  на современном этапе  была  подобрана из различных литературных  источников и с помощью ресурсов интернета. В процессе работы были использована информация из Конституции, Бюджетного  Кодекса РФ, статистические данные Минфина, Росстата, Федерального казначейства; различных учебников по финансовой теории.

 

  Глава  1. Теоретические основы и особенности   формирования Федерального Бюджета РФ

1.1 Бюджетная  политика РФ

Особенностью современной экономики  является быстрое и динамичное развитие, часто протекающие в условиях финансовой неопределенности. В этих условиях для достижения стабильного экономического развития, процесс планирования и контроля не может обойтись без формирования бюджета как инструмента гибкого управления, при помощи которого решаются большинство финансовых вопросов, как  на микро, так и на макро уровне.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.1

Основой бюджета выступают  денежные отношения, возникающие у  государства с юридическими и  физическими лицами по поводу перераспределения доли национального дохода для реализации экономической, социальной и финансовой политики государства.

Главное, первоначальное звено финансовой системы - государственный бюджет.  Как будут протекать экономические и социальные процессы в обществе во многом зависят от структуры доходов и расходов бюджета. Однако, доходы и расходы бюджета выступают регулятором социально-экономических процессов не автоматически, а через осуществляемую государством бюджетную политику. Как бюджет является главным финансовым документом государства, так и бюджетная политика- основа  налоговой, денежно- кредитной, инвестиционной, валютной политики  государства. 

               Бюджетная политика- совокупность мероприятий и механизмов в сфере бюджетных отношений, путем использования  использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц.

          Бюджетная политика показывает основные задачи и цели государства в области финансов. От качества и правильности организации федерального бюджета, заложенных в него параметров, зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность.

         Главная цель проводимой бюджетной политики – улучшение благосостояния народа, повышение уровня и качества жизни. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и уровня занятости населения, реализовывать конституционные права граждан на пенсионное обеспечение, медицинскую помощь,  достойное образование. Социальное спокойствие - основа успешного развития страны.

          Основа бюджетной политики - концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов. Основными, из которых являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; обеспечение обороноспособности и безопасности страны, поддержка передовых технологий, реализация прав и свобод граждан, развитие научного потенциала.  

         Направлениями бюджетной политики являются: сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают: налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

 Бюджетная политика осуществляется  на правовой основе в виде законов и постановлений высших органов управления страны через бюджетное планирование; прогнозирование и контроль.

 Основные направления бюджетной политики в долгосрочной перспективе сформированы в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г». Конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в бюджетном послании Президента РФ.

В соответствие с этими документами, основная задача бюджетной политики РФ на современном этапе - это использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования. Это будет достигнуто путем решения следующих задач:

1)созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

2)разработки  и внедрению инструментов поддержки инноваций, прежде всего в таких областях, как:  энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

3)обеспечение долгосрочной устойчивости  и сбалансированности пенсионной  системы; В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения,

4)поддержка  малого бизнеса. Вследствие уменьшения доли государственного сектора в рыночной экономики, предпочтительной формой поддержки является софинансирование определенных проектов, либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации экономики.

5)повышение  качества человеческого капитала; путем роста научного потенциала нашей страны, улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.

6)обеспечение  нацеленности бюджетной системы  на достижение конкретных результатов. На основе «Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года», с 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала - то есть фактического объема денежных ресурсов, сосредотачиваемых в руках государства. К критериям эффективности бюджетной политики можно отнести: уровень инфляции в стране;  уровень безработицы; уровень собираемости бюджетных доходов  величину бюджетного дефицита и государственного долга; динамику валового внутреннего продукта;

1.2 Основные принципы и особенности  Федерального бюджета РФ

 

Федеральный бюджет является основным звеном бюджетной системы РФ финансовой базой функционирования государства и осуществления им возложенных на него функций. Именно  федеральный бюджет несет в общество информацию о основных направлениях деятельности правительства,  экономической политики  государства, показывает экономическое положение страны и позволяет спрогнозировать ее возможности развития в будущем.

Основная  задача федерального бюджета - перераспределение ограниченных финансовых ресурсов между как отраслями экономики, так и отдельными категориями граждан. За счет средств бюджета формируется большая часть платежеспособного спроса. Это достигается тем, что из бюджета выплачиваются трансфертные платежи, заработная плата государственным служащим, приобретаются товары и услуги, осуществляются инвестиции и капиталовложения. Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие экономические показатели  — объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.

Федеральный бюджет участвует и в процессе производства, так как именно государственный бюджет определяет  финансовые возможности предприятия, путем установления налогов, размеров инвестиций. Именно бюджет не только регистрируют и контролируют то, что создано в процессе производства, но и ускоряет либо замедляет его. Это основной источник реформирования экономики, развития прибыльных и перспективных отраслей.

Бюджет  отражает, насколько, социально ориентирована  политика государства. Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с низкими доходами, решение жилищных проблем.

Составление и  структура федерального бюджета  РФ, как это предусмотрено главой 5 БК РФ, базируется на следующих принципах:

1.Принцип  единства бюджетной системы означает единство правовой базы РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы.

2.Принцип  разграничения доходов и расходов означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти различных уровней.

3.Принцип  самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) органов всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

4.Принцип  полноты отражения доходов, расходов  и источников финансирования  дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

5.Принцип  сбалансированности бюджета означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита.

6.Принцип  результативности и эффективности- необходимости достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7.Принцип  прозрачности (открытости) означает: обязательную открытость для общества проектов бюджетов.

8.Принцип  достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

9.Принцип  адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Информация о работе Федеральный бюджет и его особенности на современном этапе