Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:46, курсовая работа
Цель данной работы заключается в определении порядка формирования и использования финансовых ресурсов библиотек. Разработке предложений на основе этих данных по совершенствованию механизма финансового обеспечения деятельности библиотек РФ в интересах пользователей их услуг.
Введение
Глава 1. Роль и значение библиотек в культурном развитии населения РФ…………………………………………………………………………........6
1.1. Основные виды библиотек........................................................................6
1.2. Состав и роль ведомственных библиотек..............................................17
Глава 2. Источники финансирования государственных и муниципальных библиотек...............................................................................................................20
2.1. Порядок формирования и использования финансовых ресурсов библиотек...............................................................................................................20
2.2. Источники формирования и направления использования фондов развития библиотек...............................................................................................33
Глава 3. Источники финансирования ведомственных библиотек РФ..............37
Практическая часть...............................................................................................41
Заключение.............................................................................................................49
Список литературы................................................................................................52
Содержание
Введение
Глава 1. Роль и значение библиотек
в культурном развитии населения
РФ…………………………………………………………………………
1.1. Основные виды библиотек.......
1.2. Состав и роль ведомственных
библиотек.....................
Глава 2. Источники финансирования
государственных и
2.1. Порядок формирования
и использования финансовых
2.2. Источники формирования
и направления использования
фондов развития библиотек.....
Глава 3. Источники финансирования
ведомственных библиотек РФ....
Практическая часть............
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества – от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.
Развитие рыночных отношений оказало влияние на все сферы экономики России, в том числе и на библиотечное дело. Финансовое обеспечение деятельности современных российских библиотек характеризуется наличием множества недостатков, в первую очередь связанных с тем, что долгие годы наши библиотеки воспринимались государством лишь как институты непроизводственной сферы.
Совершенствование
механизма финансового
Таким
образом, актуальность темы
На современном этапе
Цель данной
работы заключается в
Объектом
исследования являются
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регламентирующие особенность финансирования библиотек.
Для достижения поставленной цели в данной курсовой работе будут рассмотрены следующие задачи:
- выявить экономическую
сущность библиотечной услуги
и обосновать источники ее
финансового обеспечения;
- охарактеризовать механизм финансового
обеспечения деятельности библиотек в
РФ на современном этапе;
- исследовать особенности финансового
обеспечения деятельности библиотек в
современной бюджетной политике РФ.
Глава 1. Роль и значение библиотек в культурном развитии населения РФ.
1.1. Основные виды библиотек.
Законодательство Российской Федерации о библиотечном деле включает Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон «О библиотечном деле», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области.
Библиотеки могут быть учреждены органами государственной власти всех уровней, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.
Федеральный закон от 29 декабря
1994 г. N 78-Ф3
"О библиотечном деле" (с изменениями
от 22 августа 2004 г., 26 июля 2007г., 23 июня, 27
октября 2008г.) является правовой базой
сохранения и развития библиотечного
дела в Российской Федерации. Он устанавливает
принципы деятельности библиотек, гарантирующие
права человека, общественных объединений,
народов и этнических общностей на свободный
доступ к информации, свободное духовное
развитие, приобщение к ценностям национальной
и мировой культуры, а также на культурную,
научную и образовательную деятельность.
Настоящий Федеральный закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.
В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются следующие основные виды библиотек:
1) государственные библиотеки,
учрежденные органами
2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления, а так же библиотеки различных ведомств, так называемые ведомственные библиотеки.
3) библиотеки Российской
академии наук, других академий,
научно-исследовательских
4) библиотеки предприятий, учреждений, организаций;
5) библиотеки общественных объединений;
6) частные библиотеки;
7) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а также международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Государственные и муниципальные библиотеки, получают статус юридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.
Статус других библиотек определяется их учредителями.
Национальными библиотеками Российской Федерации являются Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека, которые удовлетворяют универсальные информационные потребности общества, организуют библиотечную, библиографическую и научно-информационную деятельность в интересах всех народов Российской Федерации, развития отечественной и мировой культуры, науки, образования.
Национальные библиотеки Российской Федерации выполняют следующие основные функции: формируют, хранят и предоставляют пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественных документов, научно значимых зарубежных документов; участвуют в библиографическом учете национальной печати, являются научно-исследовательскими учреждениями.
Национальные библиотеки Российской Федерации действуют на основе настоящего Федерального закона и положений о них, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Национальные библиотеки
Российской Федерации относятся
к особо ценным объектам культурного
наследия народов Российской Федерации
и являются исключительно федеральной
собственностью. Изменение формы
собственности указанных
Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или иное отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра.
Региональные библиотеки выполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально для отдалённых регионов страны.
Органы государственной
власти субъектов Российской
Федерации и органы местного
самоуправления могут
- в республике - национальная
или республиканская
- в автономном округе, автономной области - окружная или областная библиотека;
- в крае, области - краевая, областная библиотека.
Центральная библиотека обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказывать методическую помощь библиотекам.
Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями.
Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу фонда такие библиотеки приближаются к специальным библиотекам.
1.2. Состав и роль ведомственных библиотек.
Ведомственные библиотеки не являются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся к соответствующему учебному заведению или ведомству.
Среди библиотечных систем страны необходимо назвать одну из крупнейших библиотек Российской академии наук. Она включает в себя 375 библиотек. Крупнейшими из них наряду с Библиотекой РАН (фонд — более 20 млн. единиц хранения ), являются библиотека Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН, фонд — 12 млн. ед. хр. ), Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в Новосибирске (10 млн. ед. хр. ) и Библиотека по естественным наукам (БЕН РАН) в Москве (12,5 млн. ед. хр. )
Особую систему образуют библиотеки высших и средних специальных учебных заведений. В нее входит около трех тысяч библиотек университетов, академии, институтов и колледжей. Крупнейшими и старейшими из них являются научные библиотеки Московского государственного университета (10 млн. ед. хр.) и Санкт-Петербургского государственного университета (8 млн. ед. хр.).
Систему библиотек сферы общего образования возглавляет Государственная научно-педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского (фонд— 1,6 млн. ед. хр.), а всего в эту систему входит более 63 тыс. школьных библиотек.
Возможно, наибольшие изменения претерпела одна из ранее самых обеспеченных и самых сильных систем — система научно-технических библиотек. С 1990 г. продолжается тенденция к сокращению их численности. Ликвидированы в большинстве случаев центральные научно-технические библиотеки территориальных центров научно-технической информации. Выжили лишь те из них, которые адаптировались к рыночным условиями и стали самоокупаемыми. Перестали существовать и некоторые отраслевые ведомственные библиотеки, что закономерно, так как количество библиотек и соответствующих сетей, охватывавших всю страну, определялось не столько реальными потребностями в столь гигантском количестве библиотек, созданных в советское время, сколько интересами той системы управления народным хозяйством, которая сложилась на рубеже 1920—1930-х гг., — системы, основанной не на общенациональных интересах, а на интересах ведомств.
Среди библиотек,
специализирующихся на сборе,
хранении и распространении
Обслуживанием высших органов государственной власти в России занимаются библиотека Администрации Президента Российской Федерации (фонд — 2 млн. ед. хр.) и Парламентская библиотека Российской Федерации (фонд—0,5 млн. ед. хр.).
Определенную положительную роль в модернизации современных российских библиотек играют и зарубежные библиотеки, которые открыты в 1990-е гг. в Москве, Санкт-Петербурге и ряде регионов России. Это библиотеки зарубежных культурных центров. Среди них наиболее активно проявили себя Немецкий культурный центр (известный также как “Гёте-институт”) и Французский институт. Эти библиотеки обеспечивают жителей регионов страны новейшей научной и другой литературой. В некоторых городах оба культурных центра создали на началах кооперации совместные читальные залы на базе центральных региональных библиотек, например, в Смоленске. В определенной степени проблемы, стоящие перед библиотеками, решаются на средства благотворительных зарубежных фондов, крупнейшим и наиболее активным из которых в России является Фонд Сороса (Институт “Открытое общество”), имеющий свои представительства в Москве, Санкт-Петербурге и в ряде регионов России. На средства этого фонда обеспечен выход федеральных и региональных библиотек (центральных библиотек регионов, библиотек университетов и других вузов) в Интернет, осуществлено их техническое переоснащение.