Финансовая политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования курсовой работы является анализ финансовой политики РФ.
Исходя из этого, в работе решаются следующие задачи:
–характеристика понятия, содержания и задач финансовой политики;
–определение роли финансового механизма
–анализ современной финансовой политики РФ.

Содержание

Введение. 2
1. Содержание и цели финансовой политики РФ. 3
2. Направления финансовой политики и их задачи в РФ на современном этапе. 10
3. Финансовый механизм как инструмент реализации финансовой политики и направления его совершенствования. 15
4. Современная финансовая политика Российской Федерации: её проблемы и пути решения. 18
Заключение. 22
Список литературы. 24

Вложенные файлы: 1 файл

фин политика рф.docx

— 47.79 Кб (Скачать файл)

Главные стратегические цели денежно-кредитной политики выражаются в повышении благосостояния населения и обеспечении максимальной занятости. Исходя из этой долгосрочной стратегии, основными ориентирами макроэкономической политики Правительства РФ обычно выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции.

Конечные цели денежно-кредитной политики Банка России формулируются в соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики. Главной задачей Банка России в среднесрочной перспективе является плавное снижение инфляции, для чего в каждый последующий год уровень инфляции должен быть ниже, чем фактически сложившаяся инфляция предшествующего года. Разработку денежно-кредитной политики осуществляет непосредственно Банк России.

Главное направление кредитно-денежной политики ЦБ РФ - снижение темпов инфляции. Для этого Банк России воздействует на денежную массу с помощью инструментов денежно-кредитной политики косвенного и прямого воздействия. Однако их группировка и национальные определения в РФ отличаются от общепринятых. Так, операции на открытом рынке называются инструментами абсорбирования, то есть изъятия денежных средств у банков.

Бюджетная политика. 

Бюджетная политика представляет собой целенаправленное воздействие  государства на экономику путем  изменения объема и структуры  государственных расходов, налогообложения  и государственной собственности, которые в совокупности являются инструментами ее проведения. Сама же бюджетная политика, основные параметры  которой находят свое отражение  в бюджете, выступает как инструмент управления государственными финансами.

Исходя из целей, которые  ставит перед собой государство, к основным направлениям государственной  бюджетной политики относятся:

- формирование доходной  и расходной частей бюджетной  системы, контроль за эффективностью, сохранностью и целевым использованием  бюджетных средств;

- управление бюджетным  дефицитом (профицитом);

- управление государственным  долгом;

- регулирование монополий;

- укрепление системы межбюджетных  отношений;

- обеспечение государственных  приоритетов в развитии отдельных  видов деятельности, в частности  инновационной, предоставление государственных  кредитов;

- регулирование социальных  процессов;

- управление государственной  собственностью;

- регулирование иностранных  инвестиций и внешнеэкономической  деятельности.

Данные направления бюджетной  политики не должны рассматриваться  в качестве локальных форм воздействия. Они являются элементами общеэкономической  функции государственного регулирования  рыночной экономики. Особое внимание при  этом уделяется координации государственных  мероприятий в области бюджетной  и денежной политики.

Социально-экономическая  результативность бюджетной политики характеризует соответствие общественных расходов и их результатов тем  целям, которые преследует государство, регулируя социально-экономические  процессы. Данные цели не всегда совместимы друг с другом и носят порой  противоречивый характер. Это явление  часто иллюстрируется «кривой Филипса», которая показывает, что одновременно с сокращением безработицы происходит рост инфляции, а снижение последней сопровождается ростом безработицы.

Таким образом, полное и одновременное  достижение всех целей бюджетной  политики, как и экономической  политики в целом, является трудновыполнимой задачей. Поэтому в зависимости  от конкретной ситуации бюджетная политика ориентирована на улучшение тех  или иных макроэкономических показателей.

Международная финансовая политика.

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает совокупность международных организаций. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межгосударственного обсуждения, согласования интересов и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные  и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами.

Эти организации объединяет общая цель - развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации противоречивой глобализирующейся мировой экономики. К организациям, имеющим глобальное значение, относятся специализированные институты ООН - МВФ и группа Всемирного банка, Всемирная торговая организация. 

Некоторые специализированные органы ООН занимаются проблемами международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Так, на Конференции ООН по торговле и развитию - ЮНКТАД обсуждаются валютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развития развивающихся стран.

В период между сессиями функции  ЮНКТАД выполняет Совет по торговле и развитию (две сессии в год). Валютные проблемы обсуждаются в  Комитете по «невидимым» операциям  и финансированию.

Он занимается также проблемами мировой торговли, официальной помощи развитию, доступа развивающихся  стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам и  внешней задолженности.

  1. Финансовый  механизм как инструмент реализации финансовой политики и направления  его совершенствования.

Большое значение имеет выработка финансового  механизма для выполнения финансовой политики.

Учет условий  в процессе проведения финансовой политики требует выявления соответствующих  приемов и методов, необходимых  для реализации поставленных задач  связанных с социальным обеспечением, регулированием налогов, развитием  научно-технического прогресса, решением проблем производственного процесса, обеспечение финансовыми ресурсами  целевых программ, развитие хозяйства  всех регионов.

Реализация  финансовой политики осуществляется с  помощью финансового механизма. Финансовый механизм включает в себя виды, формы и методы организации  финансовых отношений и способы  их количественного определения. Множество  финансовых взаимосвязей предопределяет различные формы и методы организации.

Финансовый  механизм делится на:

- финансовый  механизм организаций;

- страховой  механизм;

- механизм  функционирования государственных  органов;

- кредитную  политику.

В каждом из разделов выделяют структурные виды по звеньям  финансовой системы. Территориальное  деление:

- финансовый  механизм федерации;

- финансовый  механизм республики;

- финансовый  механизм местных органов.

По воздействию  на общественное производство:

- механизм  мобилизации финансовых ресурсов;

- механизм предоставления финансовых ресурсов;

- механизм стимулирования  общественного производства.

Каждый элемент  является составной частью единого  финансового механизма, но функционирующий  самостоятельно. И все элементы требуют  согласования. Все звенья различаются  степенью сложности и развитием  отдельных элементов.

Оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Важная составная  часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов.

Тенденции и перспективы  развития финансового механизма.

В связи с  переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной  собственности в нашей стране изменился финансовый механизм.

Это нашло  выражение, прежде всего, в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями  на налоговую основу. Изменились межбюджетные отношения. С организацией фондового  рынка изменился порядок перераспределения  средств субъектами хозяйствования на основе эмиссии корпоративных  ценных бумаг и их продажи и  покупки на фондовых биржах. С созданием  частных страховых компаний в  стране стал функционировать страховой  рынок и частные страховые  фонды. Из государственного бюджета  были выведены средства социального  страхования и созданы государственные  социальные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, медицинского страхования, социального страхования).

Однако процесс  преобразований в нашей стране еще  продолжается.

Можно сказать, в России осуществляется реформа  управления государственными финансами, которые оказывают воздействие  на функционирование как государственного, так и частного секторов экономики.

Ведущей реформой является реформа финансовой системы, так как финансы определяют вектор и качество результатов, на которые  нацелены реформы. Практика многих стран  подтверждает приоритетность проведения реформы финансовой системы государства (иначе реформы управления государственными финансами). Россия не является исключением.Исходя из этого, на первом месте стоит блок бюджетного планирования и прогнозирования. Бюджетная политика, второй по важности компонент, успешно функционирующей бюджетной системы, нацелена на решение в основном тактических и оперативных задач, решаемых в рамках традиционного ежегодного бюджета.

Однако задачи и цели бюджетной политики должны соответствовать долгосрочному  финансовому планированию и увязываться  с ним. Это необходимо, прежде всего, для обеспечения государством экономической  и финансовой стабильности в стране. Очевидно, что для государства  предпочтительнее заблаговременно  отслеживать потенциальные угрозы для экономической и финансовой стабильности, а значит, и своевременно разрабатывать, принимать и осуществлять эффективные меры по недопущению  турбулентного развития социально-экономического развития страны.

В современных  условиях развития сферы государственных  финансов представляется актуальной разработка методологии совершенствования  управления государственными финансами  на основе оценки результативности бюджетных  расходов, которую могли бы использовать органы государственной власти всех уровней, способствующей повышению  эффективности управления расходной  частью бюджета, а также обеспечению  социально-экономической стабильности и развитию территорий.

В настоящее  время центр реформы управления государственными финансами перенесен  на уровень субъектов Федерации  и муниципальных образований.

  1. Современная финансовая политика Российской Федерации: её проблемы и пути решения.

 

 Экономическая деятельность практически любого государства  имеет несколько ключевых компонентов, которые определяют её роль на мировой  арене, а также внутреннюю экономическую  стабильность.

Процесс формирования экономической  политики является наиболее сложным  компонентом в ходе управления государством. Одной из наиболее значимых составных  частей является финансовая политика, которая играет определяющую роль.

При её помощи обеспечивается регулирование финансовых потоков, циркулирующих как внутри государства, так и за его пределами.

Если рассматривать финансовую политику России, то в первую очередь  необходимо отметить тот факт, что  её формирование осуществлялось с некоторыми особенностями, которые характерны для нашей страны.

В первую очередь это значительные по протяженности размеры страны, что является главной причиной расширения банковской структуры по территории страны. С их помощью государство  осуществляет не только регулирование  финансовых потоков, но помимо этого  и контроль за ними, а при необходимости  и перераспределение в те регионы  страны или секторы экономики, где  в этом есть довольно острая потребность.

Рассматривая финансовую политику на современном этапе её развития, необходимо отметить её системный  характер. Причем системность характерна не только для финансовой политики, но и целого ряда других компонентов, которые обеспечивают эффективную  деятельность государства.

Как и любая система, финансовая политика состоит из ряда важных компонентов, значение которых довольно существенно. В частности ключевыми составляющими  для проводимой в настоящее время  в России финансовой политики являются институты бюджетно-налогового направления, а кроме этого целый набор  инструментов. Именно с их помощью  обеспечивается реализация и контроль за функциями, которые выполняет  государство в ходе проведения финансовой политики.

Финансовая политика во многом носит для России решающий характер, поскольку мероприятия в её рамках обеспечивают является формирование финансовой стабильности в стране и эффективны условий ведения бизнеса.

В настоящее время в  российской федерации решается ряд  важнейших задач в рамках финансовой политики. Наиболее важными их них  являются следующие:

Создание необходимых  условий для концентрации значительного  по объему потока финансовых ресурсов. Это одна из приоритетных задач, которую  решают в настоящее время правительственные  структуры, а также министерство финансов.

Выполнение этой задачи в  настоящее время стало основным направлений работы данного министерства, а также специалистов аппарата правительства, работающего в экономическом  блоке. Связано это главным образом  с негативными тенденциями, которые  наблюдается в экономической  сфере в мире.

Их влияние отразилось и на экономических процессах, происходящих в России, поэтому грамотная политика на современном этапе имеет большее  значение. Её роль заметна возросла. Теперь она должна не только обеспечивать эффективное функционирование государства, но и обеспечивать в её развития в условиях кризиса.

Информация о работе Финансовая политика РФ