Финансовая политика России в современных условиях и оценка ее результативности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 11:19, курсовая работа

Краткое описание

Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Содержание

Введение
1.Экономическое содержание финансовой политики государства
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики государства
1.2 Типы финансовой политики
2.Направления финансовой политики
2.1 Бюджетная политика
2.2 Налоговая политика
2.3 Таможенная политика
2.4 Денежно-кредитная политика
3.Экономический рост как ориентир финансовой политики
4.Заключение
5.Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект по предмету финансы и финансовый учет.docx

— 65.08 Кб (Скачать файл)

Современная макроэкономическая теория исходит из того, что бюджетная политика как направление финансовой деятельности оказывает серьезное воздействие на изменения объемов производства, занятости и цен. Как направление деятельности государства и элемент экономической политики она регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные и муниципальные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решение социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Идеи влияния бюджетной политики на экономическую активность достаточно обоснованно разработаны Дж.М. Кейнсом. Он предложил активно использовать государственный механизм для смягчения колебаний деловой активности и обосновал систему дефицитного бюджетного финансирования в условиях циклического или структурного дефицита государственного бюджета.

В западных экономических теориях политика бюджетного дефицитного (профицитного) финансирования рассматривается преимущественно в аспекте проблем экономического роста и обеспечения полной занятости. В российской бюджетной политике проблемы бюджетного дефицитного (профицитного) финансирования сегодня также предусматривают ту же тенденцию.

1. Происходит изменение  концепции государственного регулирования  финансов, включающее создание сбалансированного  бюджета (проекты бюджетов на 2009 и 2010 гг.), т.е. профицитный (дефицитный) бюджет уходит из практики бюджетной политики. Решаются задачи создания и поддержки института частно-государственного партнерства, имеющего значительный резонансный эффект в инфраструктурных отраслях экономики. Реализуются национальные проекты, а также федеральные, региональные и ведомственные целевые программы.

2. Модифицируются механизмы  реализации бюджетной политики, государство осуществляет расширение  собственного присутствия в экономике, ведущее к стимулированию бизнеса.

В теории государственных финансов выделяется два вида бюджетной политики:

1)стимулирующая;

2)сдерживающая (фискальная  рестрикция).

Ø  Стимулирующая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала.

Ø  Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) ограничивает циклический подъем экономики путем ограничения бюджетных расходов (снижения бюджетного дефицита или сведения его к нулю), увеличения налогов или комбинирования этих мер. В краткосрочной перспективе такой тип бюджетно-налоговой политики позволяет снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе, особенно при минимизации государственных инвестиций, сдерживающая бюджетно-налоговая политика в сочетании с жесткой денежно-кредитной и неэффективным управлением экономикой со стороны государства создает предпосылки для разрушения экономического потенциала национальной экономики.

Часто в финансах термины "бюджетная" и "налоговая политика" объединяются, и рассматривается единая бюджетно-налоговая политика (fiscal policy, англ.). Бюджетно-налоговая политика оперирует государственными расходами и налогообложением и является частью "управления совокупным спросом". Она относится к виду политики, которая выступает как непосредственный метод стимулирования или замедления темпов развития экономики.

Таким образом, бюджетно-налоговая политика - использование государственных расходов и налогообложения для стабилизации экономики. Сокращение государственных расходов ведет к непосредственному уменьшению спроса на товары и услуги, а повышение налоговых ставок изымает часть дохода у потребителей, что приводит к быстрому сокращению потребления и в итоге - к сокращению темпов Экономического роста. Одновременно следует отметить, что выработка и проведение бюджетно-налоговой политики - медленный и сложный процесс, так как она является результатом значительного количества компромиссов между законодательной, исполнительной властью и институтом президентства. Законы о вопросах налогообложения и государственных расходов должны быть рассмотрены в Государственной Думе, что требует дополнительных политических консультаций. После принятия Государственной Думой их утверждает Совет Федерации, а затем Президент, и в данном случае необходимо еще большее количество консультаций.

Таким образом, хотя воздействие бюджетно-налоговой политики на экономику проявляется почти немедленно, сам механизм ее осуществления чрезвычайно громоздок и ведет к частой корректировке направления экономического регулирования. При этом многие статьи государственных расходов, такие как образование, социальная защита являются непрерывно действующими, т.е. их величина в значительной степени зависит от норматива финансирования, а не от политических факторов, а значит, их нельзя изменить в соответствии с изменяющимися экономическими условиями. Это обстоятельство также усиливает негибкость бюджетно-налоговой политики. Обобщение результатов ее влияния - оценка величины бюджетного дефицита (профицита): значительный бюджетный дефицит означает, что государство тратит принципиально больше, чем получает в виде налогов и других доходов. Чистый эффект такой политики состоит в большем приросте спроса на товары и услуги (через систему государственных расходов), чем сокращении спроса на них (в результате налогообложения), т.е. в итоге - в стимулировании экономики.

Параметры развития бюджетной политики в Российской Федерации (стратегия развития государства)

Доходы бюджетной системы должны составить к 2020 г 33,1-33,7% ВВП (с учетом доходов от инвестирования средств Резервного фонда). Дополнительные доходы бюджетной системы за счет улучшения уровня администрирования оцениваются в 1,5-2,0% ВВП.

Динамика величины расходных обязательств и вытекающих из них расходов бюджетной системы будет определяться необходимостью решения следующих важнейших задач:

• увеличение соотношения между средней трудовой пенсией и средней зарплатой к 2020 г. в рамках сценария инновационного развития до уровня 30% по сравнению с 25% в 2010 г.;

• увеличение расходов на научные исследования, образование и здравоохранение одновременно с совершенствованием системы финансирования услуг в этих секторах экономики;

• преодоление инфраструктурных ограничений, что потребует некоторого увеличения государственных инвестиций, в том числе в рамках механизмов частно-государственного партнерства;

• развитие отраслевых систем оплаты труда.

В соответствия со сценариями экономического развития, обоснованными в стратегическом плане развития, в инновационном сценарии прогнозируется некоторый рост величины расходов БСРФ в 2015 г. до 32,8% ВВП и последующее снижение к 2020-му до 32,3% ВВП (без учета использования средств Фонда национального благосостояния), что в целом соответствует уровню 2010 г. Энерго-сырьевой и инерционный сценарии характеризуются более низкими расходами в процентах к ВВП. Это вытекает прежде всего из меньшего объема расходных обязательств, необходимых для реализации сценариев.

При таких параметрах бюджетных расходов обеспечивается долгосрочная устойчивость бюджетной системы, поскольку в этом случае к 2020 г. расходы будут покрываться располагаемыми доходами и нефтегазовым трансфертом, введенным в федеральный бюджет с 2008 г.

В 2011-2014 гг. для сохранения сбалансированности БС РФ предполагается сохранение величины нефтегазового трансферта на уровне 2010 г. (4,5% ВВП). Альтернативой может быть реализация мер налоговой политики, предусматривающих увеличение налоговой нагрузки и (или) государственных заимствований.

 

2.2 Налоговая политика

 

Рассмотренный выше подход единства бюджетной и налоговой политики и их объединение в бюджетно-налоговую политику имеет право на существование, но при характеристике, направлений финансовой политики государства необходимо также их отдельное рассмотрение. Точным представляется высказывание о системе налогообложения О.У. Холмса: "Налоги - это то, чем мы расплачиваемся за цивилизованное общество". Каждое правительство и государство должны оплачивать свои программы. В основном средства поступают за счет налогов, а их недостаток приводит к появлению дефицита, который восполняется посредством займов. Разрабатывая систему налогообложения, правительство принимает решение о том, каким образом необходимые ресурсы, полученные от населения и бизнеса, будут расходоваться на общественные нужды. Денежные средства, полученные от сбора налогов, являются механизмом, с помощью которого реальные ресурсы превращаются из частных благ в общественные.

В теории и практике выделяются следующие принципы налогообложения:

• получаемой выгоды, подразумевающий, что различные юридические и физические лица должны платить налог пропорционально выгодам, которые они получают от правительственных программ;

• платежеспособности, подразумевающий, что сумма налога, который должен быть уплачен, должна быть связана с доходом или уровнем благосостояния; обычно системы налогообложения, отвечающие этому принципу, называют перераспределяющими;

• горизонтального равенства, гласящий, что равноценные субъекты должны платить равные налоги;

• вертикального равенства, касающийся налогообложения субъектов с различными уровнями доходов, который часто в практике применения рассматривают как абстрактный;

• эффективности, стимулирующий юридических и физических лиц к деловой активности, а также обеспечивающий, по мнению ряда аналитиков государственных финансов, эффективное преодоление циклического развития экономики;

• справедливости, гласящий, что налоговое бремя должно быть связано с высокой перераспределительной функцией государства.

В целом любая система налогообложения - компромисс между возвышенными идеалами, изложенными в планах и документах правительства, и политическим прагматизмом. Еще Кольбер (министр финансов Франции) три века назад писал: "Повышение налогов подобно ощипыванию гуся: вам хочется получить максимальное число перьев с минимальным щипанием".

Налоги подлежат определенной классификации (табл. 2).

 

Таблица 2.

Принятая в фундаментальной науке классификация налогов

Классификатор

Вид налога

Уровень дохода субъекта налогообложения

Прогрессивный – размер увеличивается по мере роста доходов.

Пропорциональный – все налогоплательщики платят одинаковую сумму.

Регрессивный – сумма налога возрастает по мере снижения доходов.

Субъект налогообложения

Прямые – которыми непосредственно облагаются физические и юридические лица.

Косвенные – которыми облагаются физические и юридические лица опосредованно через систему покупки товаров и услуг.

Уровень власти – получатель налога

Федеральный – по юрисдикции относящиеся к федерации.

Региональный – по юрисдикции относящиеся к региону.

Местный – по юрисдикции относящиеся к муниципальному уровню.

Объект налогообложения

Зеленые – взимаются с загрязнения окружающей среды и других нежелательных побочных эффектов человеческой деятельности, которые имеют двойной эффект: правительство получает доход, а состояние окружающей среды улучшается за счет уменьшения отрицательных внешних эффектов.

Отрицательные – взимаются с положительных видов деятельности.


 

 

 

Современные тенденции развития налоговой политики в Российской Федерации

Налог на добавленную стоимость. Во всех вариантах сценарных условий реализации стратегии России предусмотрено сохранение до 2010 г. действующей ставки налога на добавленную стоимость (НДС). С 2007 г. вводится заявительный порядок возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам экспортерами.

В 2007-2010 гг. предполагается продолжить реформирование системы акцизного налогообложения.

Ставки акцизов на нефтепродукты на 2008 г. планируется сохранить на уровне 2007 г. (с 1 января 2007 г. введена уплата акцизов на нефтепродукты их предприятиями-производителями). В дальнейшем, по мере введения соответствующих технических регламентов на моторные топлива, будет произведена дифференциация ставок акциза на них и установлена более низкая ставка на топлива, отве9ающие высоким требованиям качества. В случае разработки технологических условий применения в России топлива, содержащего биоэтанол, возможно установление на него пониженных ставок акцизов.

По акцизам на табачную продукцию предлагается сохранить существующую систему комбинированных ставок по сигаретам. Начиная с 2007 г. адвалорная составляющая ставок акцизов на сигареты исчисляется не от отпускной цены производителя, а от розничной цены сигарет в торговой сети. В 2008-2010 гг. предлагается произвести индексацию специфической составляющей ставки акцизов на табачную продукцию темпами на 20% по отношению к ставке предшествующего года.

Предлагается в 2008-2010 гг. произвести индексацию специфических ставок акциза на спирт и спиртосодержащую продукцию в соответствии с прогнозируемыми значениями индекса потребительских цен на очередной год. Кроме того, предполагается отменить льготы по акцизам в части спиртосодержащей продукции с 1 января 2008 г., за исключением отмены льгот по лекарственным, лечебно-профилактическим и диагностическим средствам, в том числе изготавливаемым аптечными организациями.

Реформирование налогообложения прибыли организаций проведено с 2007 г. С 1 января 2007 г. по налогу на прибыль организаций разрешается в Полном размере уменьшать налоговую базу текущего года на сумму убытков, полученных в предыдущем году. Также с 1 января 2007-го при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходы на НИОКР включаются в Состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов.

В целях финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий в 2007 г. сохраняется нулевая ставка по налогу на прибыль организаций, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями. В 2008-2009 гг. данная ставка составит 6%, в 2010-2011 гг. - 12%.

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях и оценка ее результативности