Финансовая политика России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая политика России в современных условиях».docx

— 52.76 Кб (Скачать файл)

 

ухудшение в 1997-1998г.г. платежного баланса страны вследствие снижения мировых цен на нефть, газ и  другие сырьевые ресурсы;

 

нарастание внутреннего  и внешнего долга, его неблагоприятная  структура с преобладанием сравнительно «коротких долгов»;

 

допуск нерезидентов на рынок  ценных бумаг;

 

отсутствие стимулов к  накоплению, что привело к конвертации  свободных средств населения  в доллары и нелицензируемому вызову капитала;

 

рост инфляционных ожиданий и взаимных неплатежей предприятий, кризис ликвидности коммерческих банков;

 

кризис фондового рынка  в Юго-Восточной Азии;

 

нестабильность политической ситуации в России и непродуманность  заявлений Правительства и Центрального банка РФ.

 

Последствия кризиса 1998 г. крайне тяжело отразились на экономике России, прежде всего на доходах населения, потребовали формирования в 2000—2001гг. принципиально новой финансовой политики, учитывающей эффект девальвации  рубля, способствующий развитию экспорта, сокращению импорта и созданию определенных условий для повышения конкурентоспособности  и соответственно росту производства отечественных производителей.

 

1.2 Задачи и основные  направления финансовой политики

 

Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным собранием, определенные успехи в экономическом развитии в 2000г. (рост ВВП более чем на 7%, инвестиций – более чем на 17%) создали благоприятные условия  для выборки стратегических и  тактических направлений финансовой политики начала XXI в [8].

 

Так, общая стратегическая задача развития – модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые темпы экономического роста на основе повышения конкурентоспособности  отечественных производителей и  структурным преобразованиям, соответствующим  мировым тенденциям. При этом приоритетные задачи финансовой политики:

 

формирование законодательных  основ, обеспечивающих благоприятный  инвестиционный климат и способствующих развитию предпринимательства;

 

существенное снижение налогового бремени и повышение эффективности  налоговой и таможенной системы;

 

создание условий для  развития финансовой инфраструктуры достижения среднесрочной финансовой стабильности;

 

достижение сбалансированности бюджетной системы и повышения  эффективности ее функционирования;

 

реформирование естественных монополий;

 

создание условий для  интеграции России в мировом сообществе.

 

Основными направлениями  финансовой политики: являются бюджетная, налоговая, таможенная, кредитно-денежная политика.

 

На каждом этапе социально-экономического развития страны государство выделяет определенные приоритеты для достижения, которых необходимо: проведение соответствующих  направлений финансовой политики.

 

Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степени  обеспечиваются бюджетной политикой, основные направления которой:

 

финансовое обеспечение  выполнением государством своих  функций;

 

поддержание финансовой стабильности в стране;

 

обеспечение финансовой целостности  федеративного государства;

 

создание условий для  социально-экономического развития.

 

Приоритетом бюджетной политики на современном этапе социально-экономического развития страны является обеспечение  собственной платежеспособности государства. Для этого необходимо привести обязательства  государства в соответствие с  имеющимися у него финансовыми ресурсами. Избыточные обязательства должны быть сокращены, не подлежащие отмене - выполнены. С этой целью определяется перечень предприятий, которые должны обеспечиваться услугами естественных монополий за государственный счет, остальные предприятия должны отключаться от пользования услугами естественных монополий в общем порядке, Тот же порядок пользования услугами естественных монополий должен быть распространен и на домашние хозяйства, которым в перспективе будет предоставляться минимальная социальная защита, и все расходы в основном будут осуществляться за счет собственных доходов домашних хозяйств или их семейных бюджетов.

 

В соответствии в Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (ст.170) приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному собранию РФ определяет в общем плане приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. В рамках этого послания Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе этой работы первоначальное содержание законов может претерпеть значительные изменения. Правительство РФ должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями либо уйти в отставку. В случае отказа от принятия закона о бюджете возможен роспуск Государственной Думы [1],[2].

 

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и  расходов, управление государственным  долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему  управления государственными финансами. Ключевые проблемы, которые характеризуют  текущее состояние бюджетной  системы, заключаются:

 

в несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной  системы;

 

недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников;

 

избыточности долгового  бремени;

 

неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;

 

незавершенности построения эффективной системы управления и контроля в системе государственных  финансов.

 

Отсюда определяются ближайшие  стратегические цели бюджетной политики, а именно:

 

существенное снижение относительных  издержек функционирования государства;

 

создание эффективной  системы межбюджетных отношений  на основе четкого разграничения  расходов между уровнями бюджетной  системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения  финансовой поддержки регионам;

 

приведение обязательств государства в соответствии с  его ресурсами путем отмены или  приостановления нефинансируемых  или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;

 

обеспечение бездефицитности федерального бюджета;

 

урегулирование кредиторской задолженности государства;

 

значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику;

 

максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидация целевых  бюджетных фондов федерального бюджета;

 

завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему  высокодотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы федерального казначейства;

 

обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг  для государственных нужд.

 

В ближайшей перспективе  существенно должны сократиться  расходы на субсидии на поддержку  предприятий жилищно-коммунального  хозяйства {в дальнейшем предполагается выделение адресных субсидий конкретным нуждающимся домашним хозяйствам). Предполагается уменьшение инвестиционных субсидий в дорожное строительство, на целевые комплексные программы, отдельным промышленным предприятиям на региональном и местном уровнях.

 

Важным направлением финансовой политики является налоговая политика. Основное звено системы мероприятий  по реализации налоговой политики –  повышение уровня справедливости и  нейтральности налоговой системы, предполагающее выравнивание условий  налогообложения для всех категорий  налогоплательщиков за счет отмены имеющихся  необоснованных льгот, неэффективных  налогов, прежде всего налога с продаж, корректировка порядка определения  налоговой базы по отдельным налогам.

 

Основные задачи налоговой  политики:

 

значительное снижение и  выравнивание налогового бремени;

 

упрощение налоговой системы;

 

минимизация издержек исполнения и администратирования налогового законодательства;

 

ликвидация налогов с  оборота;

 

снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

 

уменьшение налогообложения  внешнеторговых операций;

 

создание условий для  легализации прибыли предприятий;

 

сокращение количества налогов  и ограничение произвола налоговых  и таможенных органов при одновременном  повышении ответственности налогоплательщиков.

 

Частично эти задачи решаются принятием и введением в действие с 1 января 2001 г. части II Налогового кодекса  РФ. Наиболее существенные меры приняты  в направлении стимулирования предприятий  к начислению заработной платы, а  не «уводу ее в тень»: установлена  плоская (единая) ставка подоходного  налога (13%), снижены социальные начисления на фонд оплаты труда (введен единый социальный налог-взнос — 35,6% с применением  регрессивной шкалы). Поистине революционным  является снижение с 1 января 2002 г. налоговой  ставки на прибыль с 35 до 24% с одновременной  ликвидацией почти всех льгот.

 

В ближайшей перспективе  предполагается также значительно  упростить процедуры обжалования  решений и действий налоговых  органов, в том числе за счет создания специализированных коллегий адвокатов  по налоговым спорам в судах общей  юрисдикции и арбитражных судах.

 

Одним из важных направлений  налоговой политики является дальнейшее снижение налогового бремени. Эта задача может быть реализована через  снижение налоговой нагрузки на фонд, оплаты труда, снижение ставки НДС.

 

В целом: приоритетным направлением налоговой политики является упрощение  налоговой системы, сокращение числа  налогов и сборов, унификация правил исчисления отдельных налогов и  порядка их уплаты.

 

В будущем, по мере, развития финансово-экономического потенциала бюджетов субъектов Российской Федерации  и выравнивания экономических условий  функционирования субъектов, будут  созданы условия для отказа от деления налогов на собственные  и регулирующие и от понятия "нормативы  отчислений от налогов".

 

Все налоги и поступления  будут только собственными и поступать в соответствующие бюджеты: федеральный, региональные либо местные.

 

В области таможенной политики будут осуществляться изменения  с учетом переговорных позиций при  вступлении России во Всемирную Торговую Организацию и с учетом стимулирования интеграции российской экономики в  систему мировых хозяйственных  связей и ее структурной перестройки. В то же время предусматривается  и обеспечение выполнения фискальной функции таможенных пошлин путем  унификации таможенных тарифов и  штрафов, их существенного сокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенного  администрирования.

 

Денежно-кредитная политика будет осуществляться посредством  субсидий и других кредитно-финансовых институтов.

 

Денежно—кредитная политика формируется Правительством РФ и  Центральным банком РФ и ставит в  ближайшие годы следующие |приоритетные задачи:

 

сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия  для экономического роста, включая  снижение процентных ставок с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;

 

продолжение работы по совершенствованию  платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе  расчетов в режиме реального времени, развития безналичных расчетов, в  том числе за счет применения современных  банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных  карт,

 

контроль за денежным предложением посредством установления целевых объемов денежной массы, а также режим плавающего курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания и внутреннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации свободной ликвидности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны.

 

Субсидии являются достаточно распространенным явлением и в зарубежной практике государственного регулирования  экономики.

 

Наиболее часто встречающиеся  субсидии – ценовые и инвестиционные. Ценовые субсидии предоставляются  для снижения цен на конкретные товары и услуги, например на горючее и  минеральные удобрения для сельского  хозяйства, а инвестиционные компенсируют часть капиталовложений инвестора  в объект (отрасль, подотрасль, развивающийся район, научные исследования, освоение новых зарубежных рынков), намеченный государственной экономической программой.

 

Еще один вид субсидий - поддержка  нерентабельных субъектов хозяйствования, покрытие их убытков или финансирование независимо от их рентабельности. Значительное число государственных компаний в ряде стран хронически не покрывают  свои затраты. Поэтому государство  не только врывает дефицит от их текущей деятельности, но и выделяет субсидии на их модернизацию и расширение. Особо крупные бюджетные субсидии выплачиваются в странах ЕЭС  государственным железным дорогам, почте и телеграфу.

 

2. Основа современной финансовой  политики. Финансовый механизм

 

Современная финансовая политика в значительной степени определяется общими и специфическими особенностями  развития как отдельных стран, так и всего мира. Важнейшие из них в настоящее время следующие[9].

 

1. Повсеместное распространение  существующих и потенциальных  потребностей людей. Формирование  и реализация новых социальных  потребностей глобального характера  (глобальной власти, мирового лидерства  и господства и т.д.).

Информация о работе Финансовая политика России в современных условиях