Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 22:30, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение финансовой политики государства и ее экономического содержания.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-определить особенности финансовой политики и ее состав;
-охарактеризовать цели и задачи проведения избранной политики;
-описать финансовую систему РФ;
-рассмотреть методы финансовой политики;
-выявить основные типы финансовой политики государства.
Введение
Роль
финансовой политики в экономическом
и социальном развитии Российской
Федерации трудно недооценить. Проведение
рыночных реформ в России потребовало
коренного пересмотра ряда важнейших
теоретических положений
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ.
Финансовая политика практически любого государства строится отнюдь не только на базовых экономических принципах, но и с оглядкой на текущее положение в мировой экономике. В условия глобализации финансов в современном мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолировано и учитывать только внутреннее состояние экономики, но и должна ориентироваться на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.
Объектом исследования является действующая финансовая система Российской Федерации.
При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью данной работы является рассмотрение финансовой политики государства и ее экономического содержания.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
-определить особенности финансовой политики и ее состав;
-охарактеризовать
цели и задачи проведения
-описать финансовую систему РФ;
-рассмотреть методы финансовой политики;
-выявить
основные типы финансовой
1.Экономическое содержание и
цели финансовой политики
1.1.Понятие финансовой
Финансовая политика – совокупность методологических принципов, практических форм организаций и методов использования финансов, направленных на достижение эффективности в мобилизации, распределении и использовании финансовых ресурсов общества с целью выполнения государством его функций, поставленных целей и конкретных задач.
Финансовая политика позволяет соединить воедино возможности управления (регулирование со стороны государства), которые присущи финансам, с конкретными формами и методами организацией органов управления финансовой системы. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах:
- управление финансами с учетом специфики звеньев системы финансов;
- общность функций всех финансовых учреждений;
- общее
руководство центром при
Основными методологическими принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются:
- зависимость от конечной цели;
- макроэкономическая
сбалансированность всех
- соответствие
интересам всех членов
- использование экономических законов;
- учет
внутренних и внешних
Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развитие экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости). Цель финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п.
Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.
Финансовая политика – это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.
1.2.Содержание и задачи финансовой политики
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку
общей концепции финансовой
2) управление
финансовой деятельностью
Задачи финансовой политики:
1) обеспечение
условий для формирования
2) установление
рационального с точки зрения
государства распределения и
использования финансовых
3) организация
регулирования и
4) выработка
финансового механизма и его
развитие в соответствии с
изменяющимися целями и
1.3.Составные части финансовой политики
Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.
Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:
- источников
формирования доходов
- структуры расходной части бюджета;
- сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;
- доли
федерального бюджета из
- задач
управления государственным
- дефицита или профицита бюджета;
В свою очередь,
в составе бюджетной политики
приобретают относительную
- налоговая политика, которая направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики, деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью хозяйствующих субъектов и граждан). Главной целью налоговой политики является обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.
- таможенная политика, которая представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной политики, может ограничивать или расширять доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров и услуг из страны.
- инвестиционная политика;
- политика управления государственным долгом;
- политика бюджетного федерализма.
В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность приобретают:
- денежная политика - обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты;
- кредитная политика – обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы);
- финансовая политика на рынке ценных бумаг – управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курс покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов);
- ценовая политика – регулирование и корректировка цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур- монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.
Все
большее значение приобретает м
2.Организация
финансовой политики
2.1.Понятие финансового механизма
Финансовый
механизм является важной составной
частью финансовой политики, при помощи
которой происходит осуществление
всей деятельности государства в
области финансов. Финансовый механизм
представляет собой систему установленных
государством форм, видов и методов
организации финансовых отношений.
К элементам финансового
Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решениями различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны.
Различают
директивный и регулирующий финансовый
механизм. Директивный финансовый механизм,
как правило, разрабатывается для
финансовых отношений, в которых
непосредственно участвует
Структура финансового механизма:
1.Финансовые методы (инвестирование, страхование, кредитование);
2.Финансовые
рычаги (прибыль, процентные ставки,
виды кредита, финансовые
3.Правовое обеспечение (Законы, Указы Президента, постановления, приказы);
4.Нормативное обеспечение (инструкции, методические указания);
5.Информационное
обеспечение (экономическая,
Информация о работе Финансовая политика государства и ее экономическое содержание