Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 21:09, курсовая работа
Финансы субъектов РФ — одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики. Государственная региональная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы региона и выполнению его социально-экономических программ, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения [16, с. 23.].
Налоговая политика представляет собой определение налоговых платежей и льгот, определяющих налоговую систему региона и режим налогообложения предпринимательской деятельности.
Региональная налоговая политика – это деятельность региональных органов государственной власти по управлению различными элементами региональных налогов (ставки, льготы, период) участниками налоговых правоотношений, региональным налоговым законодательством.
Можно выделить две стадии для региональной налоговой политики:
1) формирование;
2) реализация.
На стадии формирования региональной налоговой политики происходит:
• определение целей и задач региональной налоговой политики в рамках общей экономической стратегии страны в целом и отдельного региона;
• разрабатывается региональное налоговое законодательство;
• рассматривается налоговая составляющая бюджетного процесса региона;
В результате формирования региональной налоговой политики определяется налоговая система соответствующего региона и механизмы управления ею.
На стадии реализации региональной налоговой политики происходит:
• обеспечение поступления налогов и сборов на всех уровнях бюджетной системы;
• апробирование и совершенствование регионального налогового законодательства;
• развитие кадровой составляющей региональной налоговой политики;
• в конечном итоге обосновывается необходимость внесения изменений в действующую региональную налоговую политику, или разработки новой региональной налоговой политики.
В ходе реализации региональной налоговой политики корректируется налоговая система региона; совершенствуются механизмы управления. Необходимо отметить, что формирование и реализация региональной налоговой политики тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии в соответствии с изменяющимися приоритетами экономической стратегии государства.
Важными элементами в процессе региональной налоговой политики являются:
• финансовое обеспечение региональной налоговой политики;
• материально-техническое обеспечение региональной налоговой политики;
• организационно-правовое и нормативное обеспечение региональной налоговой политики (законы, постановления, методические рекомендации и т. п.);
• кадровое обеспечение региональной налоговой политики;
• информационное обеспечение региональной налоговой политики.
Одной из сложнейших задач проводимой налоговой политики, считается реализация мер по созданию адекватной налоговой системы, обеспечивающей эффективное регулирование экономических процессов, связанных с формированием, распределением и использованием доходов.
Однако сложившееся в Российской Федерации распределение финансово-налоговой компетенции позволяет говорить о невозможности реализации субфедеральными органами власти современной региональной налоговой политики.
Таким образом, на сегодняшний
день стоит задача организационно-
Социальная политика представляет собой определение условий и требований к хозяйствующим субъектам ради достижения внеэкономических целей.
В условиях трансформации российской экономики особого внимания заслуживает социальная политика регионов России, в экономическом разрезе это - выработка мер по компенсации региональных различий. Как правило, мерами для решения такого рода задач служат адресные субсидии, льготные кредиты, субвенции и иные стимулы для повышения инвестиционной привлекательности депрессивных регионов. Как показывает мировая практика, благодаря притоку инвестиций, ранее отстающие регионы начинают ускорять свое развитие: данный процесс динамичен и требует повышенного внимания к себе со стороны государства. Однако, если этого не делать, то депрессивные районы и вовсе остановятся в своем развитии, из-за этого произойдёт отток населения и экономика пойдёт на спад. Таким образом, отправной точкой в процессе формирования региональной социальной политики являются потребности населения региона. Экономическое неравенство является основной причиной региональной дифференциации по уровню доходов и качеству жизни населения[10, с. 56.]. Конечно, экономический рост начала 2000-х годов позитивно повлиял на социальное развитие регионов, но в тоже время обострились, например, демографические и миграционные проблемы, требующие тонких подходов и особого инструментария. Выход из ситуации лежит в грамотном проведении социальной политики в регионах.
Федеральная социальная политика
должна быть направлена на обеспечение
единых минимальных социальных стандартов,
а также на реализацию установленных социальных
гарантий и соблюдение социальных прав
граждан, установленных Конституцией
РФ, независимо от возможностей региона.
Субъекты Российской Федерации
неуклонно отстаивают эту позицию на всех
проводимых Советом Федерации и нашим
комитетом мероприятиях: парламентских
слушаниях, «круглых столах» и т.д.
Для разработки концепции социального
развития регионов принципиально важное
значение имеет анализ сложившейся ситуации,
выявление наиболее кризисных точек и
проблемных зон, диагностика, определение
причин сложившейся ситуации. Необходим
не разрозненный анализ ситуации в социальной
сфере по отдельным направлениям социальной
политики, а комплексный взаимоувязанный
анализ социального развития региона
в целом. Недостаточно анализировать отдельные
сферы или все сферы по-отдельности, необходима
единая многоуровневая система, которая
будет отображать комплексное развитие
регионов в социальном разрезе.
Нельзя забывать, что одна из
основных задач региональной политики
Российской Федерации заключается в создании
условий сбалансированного развития каждого
региона России.
В рыночных условиях хозяйственная
роль и функции руководства регионов состоят
прежде всего в формировании взаимовыгодных
экономических отношений и качественных
показателей жизни населения. К сожалению,
на современном этапе развития страны
помощь государства в силу объективных
причин не обеспечивает выход ряда регионов
из бедственного положения. Одна из причин
состоит в том, что с падением Советского Союза,
в России было нарушено экономическое
взаимодействие регионов, их многолетние
структурные взаимосвязи. Нельзя отрицать,
что в любое время социальные задачи напрямую
связаны с экономическими целями, на их
достижение направлена экономическая
деятельность региона. В условиях России
с учетом ее огромной территории, большого
числа субъектов в этом плане важную роль
призваны сыграть сами регионы. При этом
роль государства определяется такими
принципами демократического общества,
как социальная справедливость и равноправие
граждан. Иначе говоря, оно обязано взять
на себя регулирование регионального
развития, с тем, чтобы выравнивать качество
жизни населения. Если на территории недостаточно
природных ресурсов для развития экономики,
то там необходимо создавать производства
на привозном сырье. Гарантии со стороны
государства состоят в том, чтобы субсидировать
граждан, доходы которых ниже необходимого
уровня жизни. В этом суть государственной
региональной политики в социальной сфере,
которая должна быть направлена на выравнивание
межрегиональных различий в доходах населения,
снижение безработицы, развитие социальной
инфраструктуры.
Формирование социальной политики
на уровне субъекта федерации – относительно
новое явление в России, поскольку до начала
рыночных реформ регион не являлся самостоятельным
носителем социально-экономических отношений
и практически не представлял собой самостоятельный
субъект региональной политики, хотя проблемы
социального развития на этом уровне существовали
всегда, и на этом же уровне осуществлялась
реализация социальной политики по сформированным
Центром правилам. Сегодня, наоборот, органы
государственного и общественного управления
региона становятся главным субъектом
социальной политики на своей территории.
Федеральная политика на практике
нередко реализуется довольно слабо, непоследовательно
и не ориентирована на местную специфику.
Все это вызывает необходимость уточнения
параметров социально-экономического
развития страны, перевода ее на качественно
иной уровень, разграничивающий полномочия
между федерацией, ее субъектами и местным
самоуправлением. Современная социальная
политика государства, должна представлять
систему научно обоснованных, скоординированных
по целям, задачам и конкретным исполнителям
организационно-экономических и правовых
мер. Она может стать эффективной лишь
при условии ее полного финансового обеспечения.
Инвестиционная политика представляет собой меры по поддержке инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, распределению бюджетных капиталовложений.
Инвестиционный процесс в годы экономического роста имел два доминирующих вектора, обусловленных наиболее значимыми конкурентными преимуществами – обеспеченностью нефтегазовыми ресурсами и агломерационным эффектом. Это показывает распределение инвестиций по регионам (табл. 1)[5, с. 34.]. Московская агломерация получает каждый шестой инвестиционный рубль в стране, Тюменская область (в основном ее автономные округа) – каждый восьмой. Доля в инвестициях второй агломерации (С.-Петербург и Ленинградская область) и, особенно, нефтегазодобывающих Ненецкого АО и Сахалинской области также значительно выше их доли в населении. Все остальные регионы из первой десятки входят в группу развитых, но их вес в инвестициях и населении сопоставим.
Таблица 1
Доля крупнейших регионов в инвестициях в основной капитал в 2006-2007 г., %
Доля в инвестициях , % |
доля в населении, % | ||
2006 г. |
2007 г. |
2007 г. | |
Москва |
12,4 |
11,1 |
7,3 |
Московская область |
5,0 |
5,9 |
4,6 |
Тюменская область |
12,1 |
12,0 |
2,3 |
в т.ч. Ханты-Мансийский АО |
6,7 |
6,0 |
1,0 |
Ямало-Ненецкий АО |
3,8 |
4,3 |
0,4 |
С.-Петербург |
4,0 |
4,7 |
3,2 |
Ленинградская область |
2,7 |
2,0 |
1,2 |
Краснодарский край |
3,3 |
3,6 |
3,6 |
Республика Татарстан |
3,5 |
3,3 |
2,6 |
Свердловская область |
3,0 |
3,0 |
3,1 |
Сахалинская область |
2,9 |
2,0 |
0,4 |
Республика Башкортостан |
2,3 |
2,3 |
2,8 |
Итого 10 лидеров |
51,2 |
49,9 |
31,0 |
Чтобы сравнивать региональные различия в душевых инвестициях, необходима корректировка на удорожание затрат в регионах. Существующий с советских лет коэффициент удорожания капитальных затрат имеет свои дефекты, поскольку он оценивает только затраты на строительство и не для регионов, а для укрупненных территорий. Например, он одинаково высок для Чукотки и Приморского края, хотя условия в них различны, а в Москве он ниже, чем в регионах Поволжья, что не соответствует реальным различиям в современной стоимости строительства. К сожалению, других корректирующих коэффициентов для инвестиций нет, а использование коэффициента стоимости фиксированного набора товаров и услуг не позволяет учесть все удорожающие факторы, поскольку этот коэффициент разработан Росстатом для сопоставления потребления населения.
Душевые инвестиции, скорректированные на коэффициент удорожания капитальных затрат, подтверждают явное лидерство нефтегазодобывающих регионов и крупнейших агломераций (табл. 2),[4,с.81.].
Таблица 2
Лидерство нефтегазодобывающих регионов по душевным инвестициям
Лидеры |
К средним по РФ, % |
Аутсайдеры |
К средним по РФ, % |
Нефтегазодобывающие |
Депрессивные регионы |
||
Ненецкий АО |
1404 |
Псковская область |
36 |
Ямало-Ненецкий АО |
897 |
Ульяновская область |
36 |
Ханты-Мансийский АО |
412 |
Брянская область |
33 |
Сахалинская область |
281 |
Курганская область |
27 |
Республика Коми |
92 |
Слаборазвитые регионы Юга |
|
Томская область |
88 |
Республика Адыгея |
31 |
Крупнейшие агломерации |
Республика Дагестан |
30 | |
Ленинградская область |
202 |
Республика Северная Осетия |
27 |
г. Москва |
172 |
Кабардино-Балкарская республика |
24 |
г. Санкт-Петербург |
138 |
Республика Ингушетия |
20 |
Московская область |
118 |
Восточные регионы |
|
Относительно развитые |
Республика Алтай |
33 | |
Республика Татарстан |
122 |
Камчатская область |
30 |
Липецкая область |
97 |
Иркутская область |
30 |
Ярославская область |
87 |
Еврейская авт. Область |
30 |
Республика Якутия |
84 |
Республика Хакасия |
28 |
Приморские |
Читинская область |
26 | |
Калинингpадская область |
116 |
Приморский край |
23 |
Краснодарский край |
81 |
Алтайский край |
21 |
С особыми условиями |
Республика Бурятия |
21 | |
Чукотский АО |
234 |
Республика Тыва |
7 |
Инвестиционный «бум» на Чукотке, а до этого в Калмыкии был обусловлен иным фактором - институциональным: территории этих регионов стали внутренними оффшорами, и доходы, полученные от «прописки» бизнеса, позволили нарастить инвестиции. Так, в Чукотском АО душевые инвестиции в 2002-2004 гг. превышали средний показатель по стране в 2,5-4,4 раза. Но срок особых привилегий не бывает долгим, для Калмыкии он завершился еще в начале 2000-х гг., а с 2005 г. и Чукотка перестала быть местом прописки трейдеров "Сибнефти", проданной "Газпрому". С потерей особых преимуществ душевые инвестиции в автономном округе резко сократились и в 2007 г. оказались на 9% ниже среднего уровня по стране.
Среднероссийский показатель сильно завышен из-за огромных инвестиций в Москву и нефтегазовые округа, поэтому группа относительно развитых регионов существенно отставала от лидеров, за исключением Татарстана с его особыми условиями финансирования из федерального бюджета. В середине 2000-х гг. подтянулись к среднему уровню инвестиции в приморские регионы Европейской России, расположенные на основных торговых путях. Однако половина регионов имеет душевые инвестиции менее 50% от средних по стране (с корректировкой на коэффициент удорожания капитальных затрат). Среди аутсайдеров депрессивные регионы, республики Юга и большинство восточных регионов, причем не только слаборазвитых: в Красноярском крае и Новосибирской области душевые инвестиции в среднем за 2002-2007 гг. составляли немногим более трети от средних по стране (с корректировкой на коэффициент удорожания капитальных затрат). В целом география инвестиций первой половины 2000-х годов усиливала экономическое неравенство регионов и отставание слаборазвитых территорий и востока страны.
Отношение душевых инвестиций в основной капитал в регионах к средним по РФ (среднее =100%) за 2002-2007 гг., с корректировкой на коэффициент удорожания капитальных затрат.
В 2007 г. лидерами по душевым инвестициям оказались в основном те регионы, в которых и в начале 2000-х гг. показатели были выше. Хотя некоторые изменения все же есть: возросли инвестиции в Якутии (до 110% от средних по стране в 2007 г. с корректировкой на удорожание) в связи с освоением новых месторождений углеводородов, снизились инвестиции в Татарстане после «бума» к тысячелетию Казани (до 97%), несколько лет теряет позиции Пермская область. Другие развитые регионы-лидеры «второго эшелона» по-прежнему инвестируются существенно хуже среднего уровня по стране, их экономика все еще развивается на старых советских мощностях и остро нуждается в модернизации. Недостаточно устойчив рост инвестиций и в перспективных приморских регионах: в 2007 г. в Калининградской области душевой показатель опустился ниже среднего по стране (до 97%), а в Краснодарском крае последние три года душевые инвестиции не превышают 75% от средних, несмотря на грядущую Олимпиаду (хотя следует учитывать, что коэффициент удорожания для края и всего юга достаточно высок - 1,3 раза). Таким образом, доминирующий вектор инвестиций в нефтегазовые территории и столичные агломерации сохраняется. Сохранился тот же медианный уровень - в половине субъектов РФ душевые инвестиции в 2007 г. были в два и более раз ниже среднероссийских, в том числе в промышленно развитых Красноярском крае, Иркутской области, Хакасии, Ростовской, Волгоградской, Тульской и других областях. Устойчивый минимум инвестиций имеют республики Северного Кавказа и юга Сибири (наряду с автономными округами), а также важнейшие с геополитической точки зрения дальневосточные регионы – Приморский край и Камчатка.