Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 21:09, курсовая работа
Финансы субъектов РФ — одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики. Государственная региональная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы региона и выполнению его социально-экономических программ, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения [16, с. 23.].
Финансовую региональную политику можно разделить на:
- краткосрочную (годовые бюджеты);
- среднесрочную (3-5 лет);
- долгосрочную (обычно на 7-10 лет).
Общая финансовая политика региона должна быть направлена на сочетание финансового обеспечения выполнения текущих задач и программ региона, выполнения среднесрочных и долгосрочных программ развития, на повышение финансовой самообеспеченности региона, на развитие финансовых рынков[№13.C. 101.]. На улучшение инвестиционного и предпринимательского климата. На выполнение всех финансовых обязательств региона.
Финансовое прогнозирование и планирование является составляющей общих программ (планов) развития экономики региона. Различают долгосрочное, среднесрочное и ежегодное финансовое планирование (составление и утверждение ежегодного бюджета).
Долгосрочное финансовое планирование базируется на прогнозировании территориальных доходов и расходов субъекта РФ на срок 5-10 лет.
Финансовое долгосрочное планирование базируется:
- на долгосрочной программе развития страны;
- на прогнозировании динамики доходов, собираемых в консолидированный бюджет региона;
- на прогнозировании налоговой политики на всех уровнях;
- на прогнозировании развития межбюджетных отношений и динамики будущих трансфертов;
- на долгосрочных программах экономического развития региона;
- на прогнозировании расходов консолидированного бюджета региона;
- на прогнозировании долгосрочных заимствований;
- на прогнозировании инвестиций в регион.
Среднесрочное финансовое планирование базируется на прогнозировании территориальных доходов и расходов субъекта РФ на срок до 3-5 лет. Базовые принципы среднесрочного планирования те же, что и для долгосрочного планирования.
Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:
1) бездефицитность бюджетов
2) законодательное разграничение
полномочий между федеральными
органами государственной
3) возможность при формировании
бюджетов определять и
4) сбалансированность бюджетов всех уровней;
5) право — в пределах собственных финансовых ресурсов — самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;
6) контроль за целевым
Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.
Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ.
Субъектам РФ, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.
Для минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована на:
• совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;
• введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда. В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.
На современном этапе в регионах наметились следующие тенденции:
-усиление регулирования развития экономики в регионах со стороны Правительства РФ с помощью трансфертов и иных реальных финансовых инструментов;
-медленные темпы диверсификации (реструктуризации) экономики;
-продолжающийся отток капитала из страны;
-продолжающийся отток человеческого капитала из страны;
-усиление вертикального регулирования экономики в регионах;
-усиление противоречий в межбюджетных отношениях на уровнях: субъект РФ -экономически сильное (донор) муниципальное образование (МО) и МО - экономически сильные города и крупные поселки, входящие в МО;
-сохранение криминализации экономики регионов.
-сохранение разного уровня развития регионов.
Перед страной остро стоит проблема диверсификации экономики и создание эффективных современных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичных производств). И стоит выбор: решать эту проблему традиционным методом - с помощью вертикального государственного управления, включая прямые государственные инвестиции в производства, льготы, сильную роль бюрократии в экономике. Или продолжать политику использования, главным образом, горизонтальных мер, которые направлены на создание привлекательного инвестиционного климата в стране и регионах. Однозначного ответа для России здесь пока нет.
Исследуя сущность и основные принципы региональной финансовой политики, стоит рассмотреть её подробнее на пример двух субъектов Российской Федерации. В связи с адаптацией к рыночной экономике после крупных перемен в формировании нового государства, финансовая политика регионов приобрела особый оттенок, касаясь всех направлений.
Кризис, начавшийся осенью 2008 году, проявился в регионах России с разной силой. Динамика промышленности за 2009 год и начало 2010 г. различалась от почти 30%-го спада до почти 40%-го роста при среднем спаде по России в 9%. Менее всего кризис затронул слаборазвитые и высокодотационные регионы, в легальной экономике которых преобладает сектор бюджетных услуг, стабильно финансируемый за счет федеральных трансфертов. Более стабильной была динамика промышленного производства на Дальнем Востоке, поскольку в самой удаленной части страны санация неконкурентоспособных производств произошла раньше, еще в период прошлого кризиса 1990-х годов. Кроме того, на востоке страны повышена доля теневой экономики (рыболовство, лесная промышленность), состояние которой невозможно измерить статистически
В среднеразвитых регионах глубина кризисного спада определялась структурой экономики, сильнее всего пострадали регионы машиностроительной и текстильной специализации, все они расположены в Европейской части страны. Их неконкурентоспособная промышленность, производящая продукцию для внутреннего рынка, выходит из кризиса очень медленно.
Среди развитых регионов, которые сильнее интегрированы в глобальную экономику, ранее всего испытали сильный кризисный спад (до -35-40%) регионы металлургической специализации. Но они быстрее восстанавливались в 2009 г. благодаря улучшению мировой конъюнктуры на рынке металлов. Спад в развитых регионах с диверсифицированной экономикой в целом был более умеренным, к середине 2010 года его удалось почти полностью преодолеть. Ведущие регионы нефтедобычи – самые благополучные по динамике промышленности, в них спад был минимальным, а в регионах с новыми проектами по добыче нефти и газа продолжался рост, в том числе в Сахалинской области - на 38% в 2009 г. по сравнению с 2008 г.
Все вышеперечисленные региональные особенности кризисных трендов, обусловленные базовыми факторами развития, в том числе устойчивыми институциональными факторами, вряд ли исчезнут до 2020 года. Они будут вновь проявляться в динамике развития регионов.
Правительство Нижегородской
области 22 июня одобрило основные направления
бюджетной и налоговой политики на 2011
год и на плановый период 2012 и 2013 годов,
которые определяют стратегию действий
правительства области в части доходов,
расходов бюджета, межбюджетных отношений
и долговой политики.
Как и в предыдущие годы, бюджетная
политика правительства области на среднесрочную
перспективу в первую очередь ориентирована
на реализацию основной цели, определенной
стратегией развития региона до 2020 года.
Итоги исполнения областного
бюджета в текущем финансовом году свидетельствуют
о наметившейся тенденции роста всех бюджетных
показателей.
За 5 месяцев 2010 года в областной
бюджет поступило 25,4 млрд рублей налоговых
и неналоговых доходов, что на 3,1 млрд рублей
превышает плановые назначения. В областном
правительстве считают, что исходя из
такой положительной динамики, есть веские
основания полагать, что данная тенденция
сохранится до конца текущего года. Тем
не менее, учитывая трудности с которыми
пришлось столкнуться в 2009 году при исполнении
бюджета, необходимо очень взвешенно подходить
к вопросу бюджетного планирования на
следующий год, чтобы минимизировать бюджетные
риски и обеспечить долгосрочную сбалансированность
бюджета.
Базовой основой при планировании
бюджета предлагается использовать консервативный
сценарий развития экономики Нижегородской
области.
Исходя из текущей экономической
ситуации бюджетная политика в среднесрочном
периоде будет направлена на реализацию
мер, направленных на смягчение последствий
экономического кризиса, сохранение и
развитие налогового потенциала, последовательное
снижение дефицита областного бюджета
и объема государственного долга, безусловное
и полное исполнение действующих расходных
обязательств, в первую очередь перед
гражданами, повышение эффективности
бюджетных расходов, доступности и качества
бюджетных услуг, создание условий для
исполнения органами местного самоуправления
закрепленных за ними полномочий, усиление
роли финансового контроля, в том числе
в вопросах оценки эффективности использования
бюджетных средств, качества финансового
менеджмента, анализа достигнутых результатов,
утверждаемых в государственных заданиях.
В области доходов важнейшей
задачей правительства на среднесрочную
перспективу является увеличение налогового
и неналогового потенциала Нижегородской
области путем обеспечения стабильных
условий деятельности инвесторов, оказания
государственной поддержки при реализации
высокоэффективных инвестиционных проектов,
взаимовыгодного сотрудничества с головными
компаниями, структурные подразделения
которых находятся на территории региона,
стимулированию увеличения ими налоговых
платежей в областной бюджет, взаимодействия
с крупными и средними предприятиями в
целях принятия мер по улучшению результатов
их финансово-хозяйственной деятельности,
сокращению задолженности по налоговым
платежам, своевременной уплате текущих
платежей, увеличению поступлений налогов
в бюджеты всех уровней, проведения целенаправленной
работы с предприятиями-недоимщиками
по погашению задолженности по платежам
в бюджет, обеспечения эффективного управления
государственной собственностью и увеличения
доходов от ее использования.
В области расходов бюджетная
политика будет направлена на повышение
качества бюджетных услуг и эффективности
бюджетных расходов, в том числе за счет
проведения инвентаризации и оптимизации
публичных обязательств, ограничения
принятия новых расходных обязательств,
приостановления роста расходов, не связанных
с обеспечением социальных выплат и деятельностью
объектов социальной инфраструктуры,
совершенствования форм социальной поддержки
населения, предоставления субсидий и
льгот социального характера с учетом
уровня доходов получателя, повышения
качества принимаемых областных целевых
программ, усиления их роли в целях подготовки
к переходу на программно-целевой принцип
планирования бюджета.
В соответствии с основной целью
бюджетной политики в 2011-2013 годах приоритетами
бюджетных расходов станут выплата заработной
платы работникам бюджетной сферы, реализация
мер социальной поддержки населения, финансирование
программ занятости и поддержки приоритетных
отраслей экономики, а также малого бизнеса,
предоставление межбюджетных трансфертов
бюджетам муниципальных районов и городских
округов.
Политика в части формирования
межбюджетных отношений будет направлена
на поддержание мер по обеспечению сбалансированности
и платежеспособности местных бюджетов.
Будет также проведена оценка
состава и объема субсидий, предоставляемых
органам МСУ для решения вопросов местного
значения, с целью усиления роли субсидий
в снижении различий в обеспечении населения
муниципальными услугами и повышения
качества предоставляемых услуг.
Наиболее значимым направлением
бюджетной политики правительства области
на среднесрочную перспективу станет
работа по совершенствованию правового
статуса государственных учреждений и
внедрению новых форм оказания и финансового
обеспечения государственных услуг, снижение
объема государственного долга, разработка
и реализация программы повышения эффективности
бюджетных расходов.
Калининградская область – самый западный регион России, который можно по праву назвать мостом дружбы и партнерства, соединяющим Россию и Европу. Одна из самых молодых и сравнительно небольших по территории, область входит в число наиболее динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Исключительное геополитическое положение, близость к морю, развитая инфраструктура – стали предпосылками для создания здесь Особой экономической зоны, главные преимущества которой – льготное налогообложение, упрощенный порядок виз для иностранных инвесторов и их представителей. Все это дает мощный импульс для социально-экономического развития региона.
Валовой региональный продукт (% от РФ) 145,9 млрд. рублей (2007 г.) - 0,4 % от ВВП России. Доходы на душу населения 12561 руб. в 2008 году.
Также выделяет этот регион и заинтересованность в нём инвесторов. В 2008 году инвестиции в основной капитал составили 67 млрд. рублей, что на 27,1% больше, чем в 2007 году. Инвестиции в машины, оборудование и транспортные средства составили 27,3 млрд. руб., здания (кроме жилых) и сооружения – 26,1 млрд. руб., жилища – 12,4 млрд. руб., прочие – 1,2 млрд. руб.
Наибольший объем инвестиций в основной капитал (треть от общей суммы) направлен в обрабатывающие производства, а именно: в производство пищевых продуктов, включая производство напитков и табака. Более 20% от общего объема инвестиций в основной капитал направлены в отрасли транспорта и связи.
В структуре инвестиций в основной капитал по источникам финансирования наибольший удельный вес занимают привлеченные средства – 72,8% (за аналогичный период 2007 г. – 69,76%), причем доля кредитов банков в общей сумме привлеченных средств занимает 32%, доля бюджетных средств – 31%. Собственные средства предприятий, направленные на инвестиции в 2008 году составили 27,2% от общей суммы инвестиций в основной капитал (против 30,3% в 2007 г.).
Развитие банковского сектора в последние годы способствовало тому, что постепенно сокращалась доля инвестиций в основной капитал предприятий за счет собственных средств и увеличивалась доля заемных средств в структуре инвестиций в основной капитал.
В 2008 году в экономику Калининградской
области поступило 376,0 млн. долларов иностранных
инвестиций, что на 25,8% больше, чем в 2007
году. Из них прямые иностранные инвестиции
составили 160,3 млн. долларов США (99,4% к уровню
2007 года), портфельные – 52,1 млн. долларов
США (ув. 2,2 раза к уровню 2007 года), прочие
иностранные инвестиции – 163,5 млн. долларов
США (143,5% к уровню 2007 года).
Иностранные инвестиции в основном направлены
в следующие виды деятельности: обрабатывающие
производства (63,2%), финансовая деятельность
(18,8%).