Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 21:56, курсовая работа
Финансы субъектов РФ — одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики. Государственная региональная финансовая политика – это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы региона и выполнению его социально-экономических программ, ставящих своей целью рост уровня и качества жизни населения [16, с. 23.].
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 5
1.1. Определение финансовой политики на государственном уровне 5
1.2. Содержание и значение финансовой политики на региональном уровне 5
1.3. Цели и задачи региональной финансовой политики 7
2. НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ 10
2.1. Виды направлений финансовой политики 10
2.2. Финансовое планирование 21
2.3. Решение задач в направлениях финансовой политики 22
2.4. Тенденции финансовой политики России на современном уровне 24
3. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ 25
3.1. Финансовая политика Нижегородской области 26
3.2. Финансовая политика Калининградской области 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованной литературы.
Чтобы сравнивать региональные различия в душевых инвестициях, необходима корректировка на удорожание затрат в регионах. Существующий с советских лет коэффициент удорожания капитальных затрат имеет свои дефекты, поскольку он оценивает только затраты на строительство и не для регионов, а для укрупненных территорий. Например, он одинаково высок для Чукотки и Приморского края, хотя условия в них различны, а в Москве он ниже, чем в регионах Поволжья, что не соответствует реальным различиям в современной стоимости строительства. К сожалению, других корректирующих коэффициентов для инвестиций нет, а использование коэффициента стоимости фиксированного набора товаров и услуг не позволяет учесть все удорожающие факторы, поскольку этот коэффициент разработан Росстатом для сопоставления потребления населения.
Душевые
инвестиции, скорректированные на коэффициент
удорожания капитальных затрат, подтверждают
явное лидерство
Таблица 2
Лидерство нефтегазодобывающих регионов по душевным инвестициям
Лидеры | К средним по РФ, % | Аутсайдеры | К средним по РФ, % |
Нефтегазодобывающие | Депрессивные регионы | ||
Ненецкий АО | 1404 | Псковская область | 36 |
Ямало-Ненецкий АО | 897 | Ульяновская область | 36 |
Ханты-Мансийский АО | 412 | Брянская область | 33 |
Сахалинская область | 281 | Курганская область | 27 |
Республика Коми | 92 | Слаборазвитые регионы Юга | |
Томская область | 88 | Республика Адыгея | 31 |
Крупнейшие агломерации | Республика Дагестан | 30 | |
Ленинградская область | 202 | Республика Северная Осетия | 27 |
г. Москва | 172 | Кабардино-Балкарская республика | 24 |
г. Санкт-Петербург | 138 | Республика Ингушетия | 20 |
Московская область | 118 | Восточные регионы | |
Относительно развитые | Республика Алтай | 33 | |
Республика Татарстан | 122 | Камчатская область | 30 |
Липецкая область | 97 | Иркутская область | 30 |
Ярославская область | 87 | Еврейская авт. Область | 30 |
Республика Якутия | 84 | Республика Хакасия | 28 |
Приморские | Читинская область | 26 | |
Калинингpадская область | 116 | Приморский край | 23 |
Краснодарский край | 81 | Алтайский край | 21 |
С особыми условиями | Республика Бурятия | 21 | |
Чукотский АО | 234 | Республика Тыва | 7 |
Инвестиционный «бум» на Чукотке, а до этого в Калмыкии был обусловлен иным фактором - институциональным: территории этих регионов стали внутренними оффшорами, и доходы, полученные от «прописки» бизнеса, позволили нарастить инвестиции. Так, в Чукотском АО душевые инвестиции в 2002-2004 гг. превышали средний показатель по стране в 2,5-4,4 раза. Но срок особых привилегий не бывает долгим, для Калмыкии он завершился еще в начале 2000-х гг., а с 2005 г. и Чукотка перестала быть местом прописки трейдеров "Сибнефти", проданной "Газпрому". С потерей особых преимуществ душевые инвестиции в автономном округе резко сократились и в 2007 г. оказались на 9% ниже среднего уровня по стране.
Среднероссийский показатель сильно завышен из-за огромных инвестиций в Москву и нефтегазовые округа, поэтому группа относительно развитых регионов существенно отставала от лидеров, за исключением Татарстана с его особыми условиями финансирования из федерального бюджета. В середине 2000-х гг. подтянулись к среднему уровню инвестиции в приморские регионы Европейской России, расположенные на основных торговых путях. Однако половина регионов имеет душевые инвестиции менее 50% от средних по стране (с корректировкой на коэффициент удорожания капитальных затрат). Среди аутсайдеров депрессивные регионы, республики Юга и большинство восточных регионов, причем не только слаборазвитых: в Красноярском крае и Новосибирской области душевые инвестиции в среднем за 2002-2007 гг. составляли немногим более трети от средних по стране (с корректировкой на коэффициент удорожания капитальных затрат). В целом география инвестиций первой половины 2000-х годов усиливала экономическое неравенство регионов и отставание слаборазвитых территорий и востока страны.
Отношение душевых инвестиций в основной капитал в регионах к средним по РФ (среднее =100%) за 2002-2007 гг., с корректировкой на коэффициент удорожания капитальных затрат.
В 2007 г. лидерами по душевым инвестициям оказались в основном те регионы, в которых и в начале 2000-х гг. показатели были выше. Хотя некоторые изменения все же есть: возросли инвестиции в Якутии (до 110% от средних по стране в 2007 г. с корректировкой на удорожание) в связи с освоением новых месторождений углеводородов, снизились инвестиции в Татарстане после «бума» к тысячелетию Казани (до 97%), несколько лет теряет позиции Пермская область. Другие развитые регионы-лидеры «второго эшелона» по-прежнему инвестируются существенно хуже среднего уровня по стране, их экономика все еще развивается на старых советских мощностях и остро нуждается в модернизации. Недостаточно устойчив рост инвестиций и в перспективных приморских регионах: в 2007 г. в Калининградской области душевой показатель опустился ниже среднего по стране (до 97%), а в Краснодарском крае последние три года душевые инвестиции не превышают 75% от средних, несмотря на грядущую Олимпиаду (хотя следует учитывать, что коэффициент удорожания для края и всего юга достаточно высок - 1,3 раза). Таким образом, доминирующий вектор инвестиций в нефтегазовые территории и столичные агломерации сохраняется. Сохранился тот же медианный уровень - в половине субъектов РФ душевые инвестиции в 2007 г. были в два и более раз ниже среднероссийских, в том числе в промышленно развитых Красноярском крае, Иркутской области, Хакасии, Ростовской, Волгоградской, Тульской и других областях. Устойчивый минимум инвестиций имеют республики Северного Кавказа и юга Сибири (наряду с автономными округами), а также важнейшие с геополитической точки зрения дальневосточные регионы – Приморский край и Камчатка.
Финансовую региональную политику можно разделить на:
- краткосрочную (годовые бюджеты);
- среднесрочную (3-5 лет);
- долгосрочную (обычно на 7-10 лет).
Общая финансовая политика региона должна быть направлена на сочетание финансового обеспечения выполнения текущих задач и программ региона, выполнения среднесрочных и долгосрочных программ развития, на повышение финансовой самообеспеченности региона, на развитие финансовых рынков[№13.C. 101.]. На улучшение инвестиционного и предпринимательского климата. На выполнение всех финансовых обязательств региона.
Финансовое
прогнозирование и планирование
является составляющей общих программ
(планов) развития экономики региона.
Различают долгосрочное, среднесрочное
и ежегодное финансовое планирование
(составление и утверждение
Долгосрочное финансовое планирование базируется на прогнозировании территориальных доходов и расходов субъекта РФ на срок 5-10 лет.
Финансовое долгосрочное планирование базируется:
- на долгосрочной программе развития страны;
- на прогнозировании динамики доходов, собираемых в консолидированный бюджет региона;
- на прогнозировании налоговой политики на всех уровнях;
- на прогнозировании развития межбюджетных отношений и динамики будущих трансфертов;
- на долгосрочных программах экономического развития региона;
- на прогнозировании расходов консолидированного бюджета региона;
- на прогнозировании долгосрочных заимствований;
- на прогнозировании инвестиций в регион.
Среднесрочное
финансовое планирование базируется на
прогнозировании территориальных доходов
и расходов субъекта РФ на срок до 3-5 лет.
Базовые принципы среднесрочного планирования
те же, что и для долгосрочного планирования.
Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно-налоговой сфере необходимо обеспечить:
1)
бездефицитность бюджетов
2)
законодательное разграничение
полномочий между федеральными
органами государственной
3) возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;
4)
сбалансированность бюджетов
5) право — в пределах собственных финансовых ресурсов — самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;
6)
контроль за целевым
Основным элементом социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных гарантий — минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.
Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ.
Субъектам
РФ, которые не имеют достаточных
средств для обеспечения
Для
минимизации отрицательных
•
совершенствование налоговой
• введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда. В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости механизм их целевой поддержки путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.
На современном этапе в регионах наметились следующие тенденции:
-усиление регулирования развития экономики в регионах со стороны Правительства РФ с помощью трансфертов и иных реальных финансовых инструментов;
-медленные темпы диверсификации (реструктуризации) экономики;
-продолжающийся отток капитала из страны;
-продолжающийся отток человеческого капитала из страны;
-усиление вертикального регулирования экономики в регионах;
-усиление противоречий в межбюджетных отношениях на уровнях: субъект РФ -экономически сильное (донор) муниципальное образование (МО) и МО - экономически сильные города и крупные поселки, входящие в МО;
-сохранение криминализации экономики регионов.
-сохранение
разного уровня развития
Перед страной остро стоит проблема диверсификации экономики и создание эффективных современных производств, выпускающих конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью (высокотехнологичных производств). И стоит выбор: решать эту проблему традиционным методом - с помощью вертикального государственного управления, включая прямые государственные инвестиции в производства, льготы, сильную роль бюрократии в экономике. Или продолжать политику использования, главным образом, горизонтальных мер, которые направлены на создание привлекательного инвестиционного климата в стране и регионах. Однозначного ответа для России здесь пока нет.
Исследуя сущность и основные принципы региональной финансовой политики, стоит рассмотреть её подробнее на пример двух субъектов Российской Федерации. В связи с адаптацией к рыночной экономике после крупных перемен в формировании нового государства, финансовая политика регионов приобрела особый оттенок, касаясь всех направлений.