Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:27, дипломная работа

Краткое описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………… 3
Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38
Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61
Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать файл)

     В 1991-1992 гг. в России произошла смена  политических ориентаций. В стране было объявлено о переходе на рыночные отношения, проведении в экономике  рыночных реформ.

     Был взят курс на либерализацию экономики. Правительство РФ объявило об освобождении (либерализации) цен от государственного регулирования с 1 января 1992 г. Одновременно Правительство стало предпринимать меры по ограничению и отмене системы централизованного материально-технического снабжения предприятий и отраслей, отмене государственного дотирования убыточных отраслей. Было отменено государственное планирование экономики. Государственные предприятия подверглись приватизации (переводу из государственной собственности в частную). На месте государственных предприятий возникли различного рода акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом, арендные и малые предприятия. Возникли структуры рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды, фирмы, концерны и т. п. Стало сокращаться производство.

     В условиях упадка производства образовался товарный дефицит. Либерализованные цены стали резко расти, вызывая социальное недовольство. Началась безудержная инфляция. Сократились расходы государства на здравоохранение, образование, культуру, социальное обеспечение. Экономика страны находилась в глубоком кризисе, проявлениями которого стали спад производства, рост цен, инфляция и безработица. Начался резкий спад инвестиционной деятельности, сопровождающийся оттоком российских капиталов за рубеж. В стране начал разрастаться кризис неплатежей. Государственный бюджет из года в год оставался дефицитным. Крупномасштабными стали внешние займы.

     Государственное регулирование экономики в период рыночных реформ было малоэффективным. Рыночная экономика усилила роль финансов на микроуровне и ослабила роль финансов в развитии экономики на макроуровне. Финансовая политика стала неустойчивой, зависящей от кризиса.

     Но, тем не менее, в финансовой политике государства с 1999 г. стали проявляться  перспективные направления, которыми предусмотрено:

  • добиться снижения дефицита бюджета путем регулирования налогообложения предприятий и граждан, таможенных тарифов, уменьшения государственных расходов на содержание аппарата управления. Принять меры для установления размера первичного профицита федерального бюджета на уровне 2,5-3% ВВП;
  • упорядочить и упростить систему налогообложения предприятий и физических лиц, значительно сократить количество налогов;
  • снизить уровень инфляции, создать свободу предприятиям в выборе предпринимательской деятельности;
  • оживить промышленное и сельскохозяйственное производство в стране, расширить подготовку специалистов, способных оживить производство и финансовые отношения;
  • поднять роль банков и других кредитных учреждений в мероприятиях по стабилизации экономики. Для этого следует провести реформирование банковской системы с тем, чтобы целью банков было не извлечение максимальной прибыли в своих корыстных интересах, а обслуживание предприятий и населения за минимальную плату;
  • упорядочить систему кредитных отношений. Развитие кредитных отношений должно служить расширению производства и сферы услуг;
  • осуществить концентрацию в руках государства (в федеральном бюджете) значительной части финансовых ресурсов страны для финансирования общегосударственных мероприятий в производственной и непроизводственной сферах;
  • обеспечить в перспективе социальную направленность государственного бюджета, выделение финансовых ресурсов на социальные потребности.
 

       1.3. Основные звенья  финансовой системы  Российской

       Федерации 

       Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

       Совокупность  финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

       Так, в частности, финансовую систему  Российской Федерации составляют следующие  фонды денежных средств и соответствующие  им правовые институты:

       1. Бюджетная система, состоящая  из федерального бюджета, бюджетов  субъектов Федерации и бюджетов  органов местного самоуправления.

       2. Государственные внебюджетные фонды  (регулированию которых посвящена  непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.)

       3. Фонды, консолидированные в бюджете.

       4. Внебюджетные децентрализованные  фонды.

       5. Фонды страхования.

       6. Государственный кредит.

       7. Финансы хозяйствующих субъектов  (ресурсовые фонды).

       8. Финансы населения.

       Все перечисленные финансовые институты можно разбить на две подсистемы. Это — общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а также финансы населения.

       Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

       Важная  роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

       Главным звеном финансовой системы государства  является государственный бюджет, который  представляет собой форму образования  и использования централизованного  фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.

       Через госбюджет государство концентрирует  у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

       В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.

       Важная  роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.

       Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия  имеют не только социальное, но и  экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

       Одним из звеньев общегосударственных  финансов являются внебюджетные фонды  — средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.

       Формирование  внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика  ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

       Организационно  внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.

       Обособленное  функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой — дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.

       Кредит  представляет собой систему денежных отношений, посредством которых  осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения и использование их на условиях возвратности.

       Фонды имущественного и личного страхования  обеспечивает возмещение возможных  убытков от стихийных бедствий и  несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

       Стоит напомнить, что до 1990 г. страхование  в России было построено на началах  государственной монополии. Это  означало, что только государство  могло совершать операции по страхованию  и только государство могло давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели. В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями.

       В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.

       Среди звеньев финансово-кредитной системы  особое место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в отдельное  звено, так как фондовый рынок  представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов — ценных бумаг.

       Задачей фондового рынка является обеспечение  процесса перетекания капитала в  отрасли с высоким уровнем  дохода. Фондовый рынок, как и кредитное  звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.

Информация о работе Финансовая система РФ