Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 07:27, дипломная работа

Краткое описание

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………… 3
Глава I: Теоретические основы финансовой системы
1.1. Финансы как целостная экономическая категория…………………….…….5
1.2. Финансовая политика государства…………………………………….………8
1.3.Основные звенья финансовой системы Российской Федерации………..….13
1.4.Финансовые связи и отношения………………………………………...…….21
1.5.Роль финансов в регулировании экономики……………………………..…..28
1.6.Место финансов предприятий в финансовой системе………...…………….33
1.7.Централизованные и децентрализованные финансы…………………….….38
Глава II: Анализ современной финансовой системы РФ и ее отдельных аспектов
2.1.Характеристика финансовой системы РФ……………………………..……..42
2.2.Анализ финансовой деятельности государства: задачи и методы……….....46
2.3.Анализ состояния доходов населения.…………..….………………..………54
2.4.Перспективы финансового благосостояния населения России………….….61
Глава III: Расчетная часть (с помощью статистических и графических методов)
3.1.Использование показателей вариации в расчете общих статей расходов федерального бюджет РФ…..…………………………………………………...………….68
3.2.Расчет показателей динамики расходов отдельных статей федерального бюджета РФ……..……………………………………………………………………….…..72
3.3.Анализ изменений в объеме, направлениях и структуре расходов федерального бюджета РФ за 2001-2004 годы………………………………………...…..79
Заключение…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 831.00 Кб (Скачать файл)

      В регулировании территориальных  пропорций принимают участие  главным образом государственные  и местные финансы, а также  частично финансы предприятий. Само регулирование осуществляется путем предоставления дотаций и субвенций нижестоящим бюджета м формирования и использования территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита и т.п. Влияние финансов предприятий на территориальную структуру общественного производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств в затраты на развитие городов и новый населенных пунктов и т.д.

      Широкое использование финансов для регулирования  стоимостной структуры общественного производства не означает, что из этого процесса могут быть исключены другие рычаги. Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Следуй добиваться более полного и правильного использования каждого из них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут своего быстрейшего решения.

      Низкая  эффективность бюджетного дотирования  предопределила резкое его сокращение в условиях либерализации цен; дотации  сохранились лишь по ограниченному кругу товаров. Но даже и такое их применение далеко не бесспорно, ибо мировой опыт функционирования рыночной экономики свидетельствует о другом - государственная финансовая помощь предоставляется отнюдь не слабым, а экономически сильным предприятиям; бюджетные средства используются как катализатор хозяйственной активности, а не способ поддержания на плаву нерентабельных предприятий. Поэтому и нам необходимо пересмотреть сложившуюся практику использования стоимостных рычагов регулирования воспроизводственных пропорций - цены, финансов, кредита с тем, чтобы каждый из экономических инструментов функционировал в той сфере распределительных отношений, которая объективно предопределена его общественным назначением и выполняемыми функциями. Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия позволит активнее использовать финансы (в том числе бюджет) на главных направлениях экономической стратегии для регулирования отраслевых и территориальных пропорций, обеспечения структурных сдвигов в экономике, формирования государственных резервов, повышения эффективности всего общественного производства.

     Финансы предприятий имеют исключительно  важное значение в структуре финансовой системы, ибо без преувеличения  именно они составляют основу финансовой системы. Государственный бюджет и финансы фондов аккумулируют и перераспределяют громадные ресурсы, однако они все же меньше финансов предприятий. Это следует уже хотя бы из того, что бюджеты государства и фондов на девять десятых формируются за счет части средств предприятий, а целое всегда больше частного. Финансы предприятия можно определить как фонды ресурсов, которые аккумулируются отдельным хозяйствующим субъектом для последующего распределения - государству, работникам, инвесторам (акционерам), контрагентам (в том числе участникам страхового рынка).

         Принципы корпоративных финансов  представляют собой основополагающие  правила, на которых базируется  деятельность предприятия, по  крайней мере, ее экономическая  часть. Строго говоря, они представляют собой принципы функционирования экономической экономики в целом, и в этом смысле связывают финансы предприятий с другими звеньями финансовой системы. 

    1. Место финансов предприятий  в финансовой системе.
 

     Финансы предприятий имеют определенный иерархический уровень и составляют основу финансовой системы страны. Это децентрализованные финансы.

Гражданский кодекс (ГК) РФ признает юридическим  лицом организацию, которая имеет  в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. ГК РФ установлено, что самостоятельный баланс или смета необходимы для юридического лица.

     Представляется  возможным назвать финансами  предприятий замкнутые перераспределительные  отношения между подразделениями и видами деятельности одного юридического лица с определенной целью или некоторым множеством целей (адаптации к изменению рыночной среды, обеспечения конкурентных преимуществ, ускорения научно-технического прогресса, гармонизации отношений в коллективе и др.) в реальных условиях функционирования, а также взаимоотношения с бюджетами разных уровней, инвестиционная и эмиссионная деятельность юридических лиц.

     В условиях рынка финансы субъектов  хозяйствования представляют собой  денежные отношения, связанные с  формированием и распределением финансовых ресурсов. Эти ресурсы  формируются за счет таких источников, как собственные и приравнянные к ним средства (акционерный капитал, паевые взносы, прибыль от основной деятельности, целевые поступления и др.); средства, мобилизуемые на финансовом рынке в результате операций с ценными бумагами; средства, поступающие в порядке перераспределения (бюджетные субсидии, субвенции, страховые возмещения и т.п.).

     Известна  точка зрения, что финансовые отношения  возникают при распределении  выручки предприятий. Приверженцы  этого подхода считают, что финансы  предприятий опосредуют процессы деления выручки на составные части, имеющие специфическое целевое назначение: себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и др.

       Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, других затрат.

     Основными группами затрат, образующих себестоимость  продукции (работ, услуг) являются: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

Конкретный  перечень затрат по производству и  реализации продукции, включаемых в  себестоимость продукции, утвержден  главой 25 налогового Кодекса РФ (термин 25 гл.- Расходы уменьшающие налогооблагаемую базу). Этот состав затрат в конечном итоге определяет величину объекта налогообложения при налогообложении прибыли.

          Прибыль от реализации продукции - это разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов) и затратами на ее производство и реализацию.

     Предприятие может иметь и другие виды прибыли:

- прибыль  от реализации основных средств  и иного имущества предприятия;

- доходы  от внереализационных   операций.

     В состав доходов от внереализационных  операций включаются:

- доходы, получаемые от долевого участия  в совместных предприятиях;

- доходы  от сдачи имущества в аренду;

- доходы  по акциям, облигациям и иным  ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

- суммы,  полученные в виде экономических  санкций и в возмещение убытков;

- другие  доходы  от операций,   непосредственно   не  связанных с производством  и реализацией продукции.

        Балансовая прибыль - это совокупность прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества, доходов от вне реализационных операций, уменьшенная на сумму расходов по ним.

     Прибыль является главной формой денежных накоплений предприятий.

       Прибыль - важнейший источник расширения и модернизации основных фондов предприятий, прироста собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, обеспечения социальных потребностей. Прибыль - важнейший источник доходов всех уровней бюджетной системы.

     Факторами роста прибыли являются: увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, улучшение ассортимента и качества продукции.

Государством  установлены основополагающие принципы распределения прибыли и очередность:

- выполнения  обязательств по оплате труда;

- выполнения  финансовых обязательств перед государством;

- стимулирования  разработки новых товаров, конкурентоспособных на международных рынках;

- развития  производства, капитальных вложений, в том числе за счет предоставления  налоговых льгот.

      Состав  налогов и процентные ставки налогов устанавливают Налоговый кодекс и другие нормативные документы.

      Предприятие может уплачивать следующие основные виды налогов:

- федеральные  налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль   и  др.);

- республиканские  налоги и налоги краев, областей, автономных образований (налог на имущество предприятий, плата за воду и др.);

  • местные налоги (земельный налог, налог на рекламу и др.).

     Чистая  прибыль предприятий - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после уплаты налогов.

     При финансовом менеджменте на базе прибыли предприятие может создавать фонды, исходя из производственной целесообразности. При этом руководствуются принципами:

1) использования  всей чистой прибыли или ее  части;

2) отражения  операций по финансированию работ  и затрат, не включаемых в себестоимость, по мере их возникновения как использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (вне-фондовые финансовые отношения), без формирования специальных фондов для их финансирования;

3) создания  специальных фондов (фонда накопления, фонда потребления) как за счет прибыли предприятий, так и за счет средств, полученных из других источников (безвозмездные пожертвования, средства бюджета, средства централизованных фондов вышестоящих организаций и добровольных объединений).

        Фонд накопления используется на приобретение и строительство основных средств производственного и непроизводственного назначения; уплату процентов за пользование банковским кредитом сверх ставок, установленных законодательством; финансирование НИОКР; расходы по уплате штрафных санкций; частично на подготовку и переподготовку кадров.

       Фонд потребления используется на выплату дивидендов, благотворительность, на оказание материальной помощи, выплату надбавок пенсиям,  а также премий, не связанных с производственными результатами, на оплату медикаментов, путевок   для  работников членов их семей.

     Первоначальное  формирование производственных фондов происходит за счет Уставного капитала.

      Уставный капитал - это совокупность вкладов (в денежном выражении) участников (собственников) в имущество при создании предприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

Источниками  формирования Уставного капитала могут  выступать:

-   бюджетные ассигнования;

- средства  централизованных фондов и резервов финансово-промышленных групп, холдингов, ассоциаций, ведомств;

- акционерный  капитал;

- вклады  других предприятий и др.

       Производственные фонды - это совокупность основных и оборотных фондов. Кругооборот этих фондов имеет различный характер. Разница в характере кругооборота основных и оборотных средств порождает различия в составе денежных фондов, обеспечивающих этот кругооборот, порядке их образования и использования.

       Основные фонды включают строения и оборудование, которое многократно используется в производственном процессе. Эти фонды постепенно в течении ряда производственных циклов переносят свою стоимость на изготавливаемую продукцию. Такой перенос стоимости обеспечивается амортизацией.

       Амортизация - это экономический механизм постепенного переноса стоимости основных фондов на готовый продукт и формирования денежного фонда для замены изношенных основных средств на новые.

       Ускоренная амортизация - это целевой метод создания финансовых ресурсов для более частого обновления оборудования в отраслях с высокими темпами научно-технического прогресса (например, вычислительной техники). Для этого используют более быстрое по сравнению с нормативными сроками перенесение балансовой стоимости основных фондов на издержки производства и обращения.

Информация о работе Финансовая система РФ