Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование состояния и перспектив развития финансов. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть экономическую сущность, назначение финансов.
- Рассмотреть организационно-правовые основы бюджетов.
- Выявить особенности управления финансами.
- Провести анализ динамики бюджета РФ 2009-2014 гг.
- Охарактеризовать основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Финансовая система РФ.…………………………………..………….....5
1.1 Финансы. Сущность. Функции...…………………………….……...….5
1.2 Структура финансовой системы РФ..……………………...………….10
1.3 Анализ финансовой деятельности государства…….………......…….20
Глава 2 Анализ динамики бюджета РФ на 2009 – 2012 годы.…..……….…...25
2.1 Основные характеристики проекта закона « О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»…….…………….………25
2.2 Анализ и оценка динамики доходов бюджета…………….……….…29
2.3 Анализ и оценка динамики расходов бюджета………………………35
Глава 3 Перспективы развития бюджета и финансовой политики в целом....40
3.1 Проблемы формирования Федерального бюджета РФ ……………...40
3.2 Основные направления развития бюджетной системы РФ ………....44
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованных источников литературы…………………..…………51
- в связи с индексацией ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный доходы федерального бюджета увеличатся на 47,5 млрд. рублей;
- в результате индексации ставок водного налога и платы за пользование водными объектами увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 3,7 млрд. рублей;
- в связи с установлением государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием и государственной аккредитацией образовательных учреждений и научных организаций, доходы федерального бюджета увеличатся на 0,1 млрд. рублей;
- в результате установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета от поступления акцизов на нефтепродукты увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 84,3 млрд. рублей;
- в связи с отменой пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на Ванкорском месторождении Восточной Сибири, доходы федерального бюджета увеличатся на 97,3 млрд. рублей;
- в результате установления ставок вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, в размере 56% от ставки пошлины на нефть увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 5,9 млрд. рублей;
- в связи с повышением ставки вывозной таможенной пошлины на никель доходы федерального бюджета увеличатся на 6,5 млрд. рублей;
- в результате установления ставки вывозной таможенной пошлины на медь увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 8,8 млрд. рублей.
В связи с внесением вышеуказанных изменений доходы федерального бюджета в 2012 году увеличатся на 338,3 млрд. рублей (0,6% к ВВП), в 2013 году – на 530,0 млрд. рублей (0,9% к ВВП).
Таблица 5. Сравнение прогноза доходов федерального бюджета на 2011 год с оценкой 2010 года, млрд. рублей
Показатель |
Оценка 2010 года |
Прогноз 2011 года |
Отклонение прогноза 2011 года от оценки 2010 года |
Доходы |
7 860,9 |
8 844,6 |
983,7 |
в %% к ВВП |
17,4 |
17,6 |
0,2 |
Нефтегазовые доходы, |
3 737,2 |
4 090,0 |
352,8 |
в %% к ВВП |
8,3 |
8,1 |
-0,2 |
Доходы без учета нефтегазовых доходов, |
4 123,7 |
4 754,6 |
630,9 |
в %% к ВВП |
9,1 |
9,5 |
0,4 |
Прогноз доходов федерального бюджета в 2011 году
В 2011 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 8844,6 млрд. рублей (17,6% к ВВП).
Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2011 году в сумме 4 090,0 млрд. рублей (8,1% к ВВП). Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2011 году прогнозируются в сумме 4 754,6 млрд. рублей (9,5% к ВВП).
В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 4 845,0 млрд. рублей (9,6% к ВВП), неналоговых доходов – в сумме 3 998,3 млрд. рублей (8,0% к ВВП), а также безвозмездных поступлений – в сумме 0,7 млрд. рублей (0,001% к ВВП) и целевых отчислений от всероссийских государственных лотерей – в сумме 0,6 млрд. рублей (0,001% к ВВП).
По сравнению с оценкой 2010 года прогнозируемые в 2011 году доходы увеличатся на 983,7 млрд. рублей (таблица 5).
2.3 Расходы федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета:
1 безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
2 обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
3 индексация в 2011 году денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;
4 обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
5 обеспечение закупок новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
6 обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;
7 постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках;
8 подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).
При этом при формировании объема бюджетных ассигнований реализованы следующие подходы:
- концентрация ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах с уточнением объемов бюджетных ассигнований на исполнение отдельных расходных обязательств, оптимизацией расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти;
- рассмотрение вопросов финансового обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. №1468 (в части передачи на федеральный бюджет милиции общественной безопасности), в том числе за счет обмена полномочиями между уровнями государственного управления, и вопросов реформирования денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, при подготовке проекта федерального бюджета на 2012–2014 годы;
- определение бюджетных ассигнований, необходимых для индексации в 2011 году на 6,5% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 апреля 2011 года, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников с 1 июня 2011 года, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2011 года;
- сохранение в 2011–2013 годах действующих в текущем году условий денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих с учетом сокращения численности федеральных государственных служащих в течение 2011–2013 годов на 20% и сохранения 50% расчетной экономии по фонду оплаты труда в распоряжении соответствующих федеральных органов государственной власти;
- увеличение в 2011 году бюджетных ассигнований на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц исходя из расчетного объема бюджетных ассигнований на исполнение указанных обязательств в 2010 году и индекса роста потребительских цен в 2011 году 6,5 процента;
- продления
до 2014 года приостановки действия
нормативных правовых актов об
увеличении численности
При формировании проекта федерального бюджета на 2011–2013 годы внесены изменения в классификацию расходов бюджетов, в том числе:
а) отнесение межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации по их функциональной направленности на соответствующие разделы классификации расходов бюджетов;
б) обособление в отдельные разделы функциональной классификации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (из раздела «Общегосударственные вопросы»); физическую культуру и спорт (из раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт»), поддержку средств массовой информации (из раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации»);
в) отнесение расходов на развитие туризма, имущественные взносы в государственные корпорации «Олимпстрой» и «Роснанотехнология» в раздел «Национальная экономика».
С учетом вышеперечисленных подходов структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 6).
Таблица 6. Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей [13].
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
проект |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году | ||
ВСЕГО |
10 232,8 |
10 658,6 |
104,2 |
11 237,9 |
105,4 |
12 175,6 |
108,3 |
Условно-утвержденные |
419,3 |
798,4 |
190,4 | ||||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
10 232,8 |
10 658,6 |
104,2 |
10 818,6 |
101,5 |
11 377,2 |
105,2 |
в том числе: |
|||||||
Общегосударственные вопросы |
800,2 |
863,8 |
107,9 |
794,5 |
92,0 |
771,7 |
97,1 |
Национальная оборона |
1 276,8 |
1 517,1 |
118,8 |
1 655,7 |
109,1 |
2 098,6 |
126,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 109,1 |
1 215,5 |
109,6 |
1 193,4 |
98,2 |
1 182,8 |
99,1 |
Национальная экономика |
1 600,3 |
1 760,2 |
110,0 |
1 747,7 |
99,3 |
1 637,8 |
93,7 |
Продолжение таблицы 6
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||||
проект |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году |
проект |
%% к предыдущему году | ||
Охрана окружающей среды |
13,3 |
16,8 |
126,7 |
17,4 |
103,5 |
16,7 |
95,8 |
Образование |
444,0 |
516,6 |
116,4 |
516,0 |
99,9 |
519,4 |
100,7 |
Культура, кинематография |
74,6 |
82,0 |
110,0 |
78,8 |
96,0 |
76,0 |
96,5 |
Здравоохранение |
430,1 |
466,1 |
108,4 |
481,7 |
103,3 |
432,9 |
89,9 |
Социальная политика |
3 316,4 |
2 940,5 |
88,7 |
3 185,8 |
108,3 |
3 437,5 |
107,9 |
Физическая культура и спорт |
34,0 |
42,5 |
125,0 |
28,8 |
67,8 |
26,0 |
90,1 |
Средства массовой информации |
54,8 |
61,3 |
111,8 |
62,3 |
101,8 |
56,0 |
89,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
280,3 |
389,9 |
139,1 |
518,4 |
132,9 |
600,7 |
115,9 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации |
575,6 |
569,8 |
99,0 |
443,8 |
77,9 |
442,4 |
99,7 |