Финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование состояния и перспектив развития финансов. В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть экономическую сущность, назначение финансов.
- Рассмотреть организационно-правовые основы бюджетов.
- Выявить особенности управления финансами.
- Провести анализ динамики бюджета РФ 2009-2014 гг.
- Охарактеризовать основные направления совершенствования налоговой и бюджетной политики РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Финансовая система РФ.…………………………………..………….....5
1.1 Финансы. Сущность. Функции...…………………………….……...….5
1.2 Структура финансовой системы РФ..……………………...………….10
1.3 Анализ финансовой деятельности государства…….………......…….20
Глава 2 Анализ динамики бюджета РФ на 2009 – 2012 годы.…..……….…...25
2.1 Основные характеристики проекта закона « О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов»…….…………….………25
2.2 Анализ и оценка динамики доходов бюджета…………….……….…29
2.3 Анализ и оценка динамики расходов бюджета………………………35
Глава 3 Перспективы развития бюджета и финансовой политики в целом....40
3.1 Проблемы формирования Федерального бюджета РФ ……………...40
3.2 Основные направления развития бюджетной системы РФ ………....44
Заключение……………………………………………………………………….48
Список использованных источников литературы…………………..…………51

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_2_0.docx

— 90.83 Кб (Скачать файл)

С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика. Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост расходов в указанной сфере в среднем на 8 процентов в год.

Увеличится объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено сокращением бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, в том числе на обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного фонда, переданного в собственность Российской Федерации в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

По другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим на изменение объема бюджетных ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения).

В целом объем бюджетных ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах.

Таким образом, трехлетний бюджет 2011-2013 годов - это бюджет компромиссов. Правительство не отказывается от своих прежних социальных обязательств, но не будет индексировать эти расходы, в целом, это отказ от бюджетной политики, когда расходы растут пропорционально ценам на нефть. А увеличение госдолга и затрат на его обслуживание - переход к новой парадигме покрытия дефицита. Но в принципе, российский бюджет остается прежним – он полностью зависим от мировых цен на сырье.

Ситуация, которая имеет место сегодня, требует по-новому расставить акценты и распределить их между прошлым и будущим. Необходимо принять меры для повышения точности прогнозирования доходов бюджета области и планирования бюджетных расходов. Прогноз должен определять исходные условия для формирования проекта бюджета области на трехлетний период, отражать уровень реализации поставленных целей и задач с учетом соответствующих финансовых ресурсов и принципов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат, что является критерием эффективности осуществляемой экономической и социальной политики администрации области и качества всей системы прогнозирования.

 

 

 

 

Глава 3 Перспективы развития бюджета и финансовой политики в целом.

 

3.1 Проблемы формирования  Федерального бюджета РФ 

Инфляция. Прогнозы по инфляции, скорректированные под влиянием мирового кризиса, не будут пересмотрены в связи с корректировкой бюджета на 2009 год. Депутаты остановились на предложенной правительством цифре — 8,5%. Она уже сегодня выглядит утопичной, учитывая ситуацию, сложившуюся с ростом цен в текущем году. Напомним, что изначально в бюджет 2008 года закладывалась цифра 7%. Но цены росли так быстро, что правительству и ЦБ не оставалось ничего другого, кроме как изменить прогноз до 10,5– 11,8%. К середине октября инфляция покорила и этот рубеж, поэтому теперь Минфин скорректировал годовой прогноз до 13%.

Между тем повлиять на инфляцию может углубление кризиса и его распространение на сферу производства и торговли. В этом случае начнется спад доходов населения и заметное снижение платежеспособного спроса. Тогда инфляция действительно может начать снижаться. Однако с другой стороны, стимулирующее воздействие на рост цен может оказать уже начавшаяся девальвация рубля. Ее следствием станет удорожание импортных товаров — как инвестиционных, так и потребительских, а также ряда услуг типа отдыха за границей. Как бы то ни было, на сегодняшний день никто из экономистов не верит в достижимость параметра 8,5% инфляции по итогам 2009 года. Независимые эксперты не сомневаются, что меньше 14% мы не увидим.

Политика в области бюджетных доходов и расходов. В новом трехлетнем бюджете Правительством Российской Федерации прогнозируется снижение зависимости доходной части федерального бюджета от уплаты ряда налогов и сборов на нефть, газ и нефтепродукты. Так, доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета должна возрасти с 52,6% в 2008 году до 63,9% в 2011 году, а по отношению к ВВП - с 11,2% до 12,1%. В то же время, снижение доли  нефтегазовых доходов планируется до 36,1% в суммарных доходах и до 6,9% ВВП.

Однако, как показывает практика исполнения бюджета, такие темпы роста ненефтегазовых доходов может оказаться трудновыполнимым. Так, при принятии федерального бюджета на 2008 год утвержденная доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составляла 35,9 %, а в настоящее время этот показатель на конец года прогнозируется на уровне 50 %.

Объем расходов в законе предусмотрено увеличить в 2011 году по сравнению с 2008 годом на 4,3 трлн. рублей, или на 61,2% в 2011 году.

Законом предусматривается увеличение непроцентных расходов в 2009 году по сравнению с предыдущим годом на 1,96 трлн. рублей, в 2010 году - на 1 259,7 млрд. рублей, в 2011 году - на 923,2 млрд. рублей.

Во второй половине 2008 года темпы экономического роста в России значительно замедлились из-за мирового финансового кризиса. Это привело к тому, что бюджет стал получать меньше налоговых поступлений от бизнеса. Кроме того, на мировом рынке упали цены на нефть, а правительство вынуждено было увеличить траты, чтобы справиться с последствиями кризиса в российской банковской системе и экономике в целом. Влияние мирового кризиса вызывает необходимость пересмотра всех доходных поступлений в бюджет.

Следующей проблемой в области доходов становится снижение дохода от внешнеторговой деятельности. Таможенные пошлины составляют до 40 % бюджета. Но по прогнозам Минфина Россия в 2009 году может сократить доходы от экспорта с $469 млрд до $269 млрд, доходы от импорта снизятся с $292 млрд до $245 млрд. Впервые с 1982-1983 годов мировая экономика будет иметь два года подряд снижение спроса на нефтепродукты и нефть. Нефтегазовые доходы бюджета РФ снизятся в 2009 году с планируемых 50% до 36%.

В Бюджетном послании  четко обозначены и основные приоритеты бюджетных расходов, главным из которых остается социальная направленность, создание механизмов повышения качества государственных услуг. В частности, подчеркивается, что «приоритетными направлениями бюджетных расходов должны быть сферы здравоохранения, образования, научных исследований и опытно-конструкторских разработок...».

Реализация этого приоритета требует переориентации и повышения эффективности использования ресурсов не только федерального бюджета, но и бюджетной системы в целом. Однако структура нового трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы в основном остается инерционной.

Зависимость российской экономики от мировых цен на нефть. Данная зависимость серьезно влияет на федеральный бюджет. Сегодня идет переход к другому тренду цен на нефть. Пик цен, скорее всего, уже пройден, хотя возможны политические и другие спекулятивные события, способные поднять цены на нефть. Долгосрочная цена на нефть в условиях кризиса находится в пределах 40-50 $ за баррель. В наших бюджетных расчетах заложена цена около 90-100$. Сейчас же цена нефти не превышает 50 долл., поэтому предложенные Минфином расчетные цены являются запредельными.

Естественно, возникает вопрос, удастся ли реализовать масштабные планы социальной поддержки, экономического развития, когда цены на нефть падают, а инфляция растет. Планы не пострадают, уверяет председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Васильев. Даже если цена на нефть  упадет до 40 - 50 долларов, то конструкция бюджета не прогнется. Будет задействован Резервный фонд, который и создавался на случай падения мировых цен на нефть, говорит Васильев. К концу 2009 года объем Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1Дефицит бюджета. Одной из главных проблем оценки исполнения бюджета 2008 и формирования бюджета 2009 гг. стало непринятие во внимание влияние финансового кризиса на отечественную экономику.

Первичный дефицит федерального бюджета России в декабре 2008 года составил 805 миллиардов рублей, или 20,4 процента от месячного ВВП. При этом в целом за год был зафиксирован профицит бюджета: правительство получило 9,26 триллиона рублей, а потратило 7,56 триллиона рублей.

Ранее сообщалось, что дефицит бюджета был зафиксирован и по итогам ноября 2008 года. Тогда государство потратило приблизительно на 270 миллиардов рублей больше, чем получило.

До осени 2008 года Минфин каждый месяц отчитывался о профиците бюджета. Этому способствовал устойчивый экономический рост и увеличение цен на нефть на мировых рынках, из-за чего экспортные пошлины на нефть в России постоянно росли.

Федеральный бюджет России на 2009-2011 года был принят осенью 2008 года и содержал ряд параметров, которые оказалось невозможно выполнить в условиях разразившегося финансового кризиса. Из-за этого уже к декабрю 2008 года Минэкономразвития представило новые бюджетные проектировки.

Президент России Д. Медведев 30 декабря подписал сразу несколько законов, направленных на стабилизацию дел в экономике страны. В частности, президент одобрил поправки в бюджет на 2009-2011 годы, которые позволят упростить доступ к государственным гарантиям, а также финансировать меры, направленные на борьбу с безработицей [12].

Кроме того, Дмитрий Медведев подписал закон о повышении той части ставки налога на прибыль, которая пойдет в бюджеты регионов, а не в федеральный бюджет. Теперь регионам будет отдаваться 18 процентов, а не 17,5 процента. Федеральный бюджет будет забирать себе не 2,5, а 2 процента.

Премьер-министр РФ Владимир Путин поручил Минфину внести изменения в бюджет 2009 года исходя из мировой цены на нефть в 41 доллар за баррель. «Минфин должен будет внести необходимые изменения в текущий бюджет на 2009 год исходя из цены на нефть в 41доллар за баррель», - заявил Путин 19 января на заседании Президиума правительства.

Кроме того, по словам Кудрина, правительственная комиссия по бюджетным проектировкам в феврале рассмотрит параметры федерального бюджета на 2010-2012 годы. Он пояснил, что формировать трехлетний бюджет Минфин будет после того, как определится окончательный объем бюджета на 2009 год.

При наибольших расходах дефицит бюджета составит 7,6 процента ВВП, а при более позитивном - 7 процентов ВВП, или 3,1 и 2,9 триллиона рублей соответственно. Сейчас в бюджете на 2009 год заложены доходы в размере 10,927 триллиона рублей, а расходы - в размере 9,025 триллиона рублей[15].

По прогнозам Минэкономразвития доходы бюджета в 2009 году составят 6,5 триллиона рублей. Что касается расходов, то на совещании у вице-премьера, состоявшемся 26 января 2009 года, было представлено два варианта: 9,6 триллиона рублей и 9,4 триллиона рублей.

По оценке Министерства финансов, дефицит российского бюджета в 2009 году может составить до 4 триллионов рублей, если стоимость нефти снизится до 32 долларов за баррель. Кроме того, на величину дефицита окажут влияние и антикризисные меры, предпринимаемые правительством. Приемлемым дефицит станет только в 2010 году и составит около пяти процентов ВВП, а в 2011-м - три процента ВВП. В 2009 г. дефицит бюджета по оценкам составит чуть больше 6 % [13].

 

 

3.2 Основные  направления развития бюджетной системы РФ

В последнее время были реализованы меры по следующим направлениям бюджетной политики:

- модернизация бюджетного процесса (комплексные поправки в Бюджетный кодекс РФ, в том числе переход к среднесрочному финансовому планированию, механизм использования нефтегазовых доходов, Резервного фонда, Фонда национального благосостояния и др.);

- внедрение механизмов бюджетирования по результатам (долгосрочные и ведомственные целевые программы, государственные и муниципальные задания);

- совершенствование межбюджетных отношений (закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами РФ и муниципальными образованиями, делегирование субъектам РФ исполнения федеральных полномочий и их финансовое обеспечение за счет субвенций из федерального бюджета, закрепление за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ).

Основные цели и задачи бюджетной политики на 2011—2014 гг. и дальнейшую перспективу включают:

- сохранение значения бюджетной политики как важнейшего инструмента макроэкономического регулирования (сбалансированное развитие экономики, снижение инфляции);

- усиление роли бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу (долгосрочная бюджетная стратегия на период до 2023 г., эффективность использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям);

Информация о работе Финансовая система РФ