Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 01:57, реферат

Краткое описание

В каждом государстве имеется несколько сфер финансовых отношений, каждая из них имеет свои специфические особенности, которые проявляются, прежде всего, формах и методах мобилизации финансовых ресурсов и их использовании. И каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном общей финансовой системы.
Таким образом, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но связанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Характеристика финансовой системы РБ, ее основные звенья……….4
2. Совершенствование финансовой системы Республики Беларусь…...10
Заключение………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система Республики Беларусь.docx

— 79.62 Кб (Скачать файл)

По своему содержанию страховые  отношения имеют ряд специфических  особенностей. В отличие от финансов, которые связаны с распределением и перераспределением финансовых ресурсов, страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений. Эти отношения обусловлены наличием вероятности наступления непредвиденных событий, т. е. страховых случаев, которые влекут за собой возможность нанесения материального или иного ущерба национальной экономике и населению.

С 1992 г. наряду с государственным  страхованием широкое развитие получило негосударственное страхование, осуществляемое акционерными страховыми компаниями. В последние годы как государственные, так и негосударственные страховые  организации вводят в практику новые  формы страхования — страхование  ответственности, страхование риска  непогашения кредитов и др.

Важным звеном общегосударственных  финансов является государственный  кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации  временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами  в процессе формирования и использования  общереспубликанского фонда денежных средств.

Объективная необходимость  существования государственного кредита  кроется в постоянной нехватке средств  государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества, в наличии  бюджетного дефицита.

Государственный кредит может  быть внутренним и внешним. В Республике Беларусь преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Однако в последние годы в связи  с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов правительство  респуб¬лики все шире привлекает внешний, т. е. международный, государственный кредит.

В других странах СНГ состав финансовой системы, их функции в  основном такие же, как и в Республике Беларусь. Вместе с тем в отдельных  государствах СНГ имеются некоторые  отличия в формах и методах  организации финансовых отношений. Например, в Российской Федерации  по сравнению с Республикой Беларусь намного выше удельный вес предприятий (около 85 %), в которых финансовые отношения строятся на коллективной (акционерной, частной) форме собственности. Есть некоторые различия в Республике Беларусь по сравнению с Россией и другими государствами СНГ в организации налоговых взаимоотношений предприятий с государственным бюджетом, в формировании и использовании внебюджетных фондов и т. д. Однако в связи с наметившейся тенденцией все большей экономической интеграции между отдельными республиками бывшего СССР указанные выше различия в перспективе будут в определенной

 

2  Совершенствование финансовой системы РБ

 

Совершенствование финансовой системы Республики Беларусь, повышение  ее надежности и инвестиционного  потенциала требуют развития финансового  рынка.

Основные цели и направления  совершенствования финансовой системы  Республики Беларусь на современном  этапе — формирование конкурентоспособного и информационно прозрачного  финансового рынка, повышение его  емкости за счет роста капитализации, притока внутренних и внешних  инвестиций его участников, а также  обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры

Для обеспечения устойчивого  экономического роста в республике и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг  и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно–финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов. Созданы достаточные предпосылки для развития основных элементов инфраструктуры финансового рынка и формирования в Беларуси биржевой и депозитарной систем, отвечающих мировым стандартам.

При этом главными задачами банковского сектора будут повышение  его устойчивости и эффективности, рост потенциала и совершенствование  банковских инструментов.

Для решения задач банковского  сектора необходимы:

- расширение спектра банковских  услуг и повышение их качества, внедрение современных стратегий  продаж банковских услуг на  розничном и корпоративном сегментах  банковского рынка;

- совершенствование институциональной  структуры банковского сектора  за счет снижения его концентрации, привлечения частных инвесторов, оптимизации филиальной сети  банков, развития банковской инфраструктуры;

- повышение информированности  населения и организаций об  условиях предоставления банковских  услуг, новых банковских продуктах,  рисках банковской деятельности;

- улучшение качественных  параметров деятельности банков, обеспечивающих способность противостоять  внутреннему и внешнему дестабилизирующему  воздействию и адекватно выполнять  свои функции в экономике (снижение  проблемных активов банков до 4 процентов);

- обеспечение жесткого  контроля за сохранностью частных  вкладов граждан Республики Беларусь, своевременностью и полнотой  выполнения банками обязательств  перед вкладчиками .

- совершенствование пруденциальных требований и надзорных процедур на всех уровнях надзорного процесса путем внедрения международных стандартов, развития методов надзора, ориентированного на оценку и ограничение рисков, а также методов надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе;

- повышение требований  к допуску на рынок банковских  услуг;

- дальнейшая либерализация  валютного законодательства, совершенствование  деятельности банков в сфере  предотвращения легализации доходов,  полученных преступным путем,  и финансирования террористической  деятельности.

Развитие национальной платежной  системы будет направлено на повышение  ее надежности и безопасности. Решение  данных задач базируется на совершенствовании  нормативной правовой базы, ценовой  политики, организационной и программно–технической инфраструктуры автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии и совершенствовании систем стандартизации и сертификации. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков к концу 2015 года будет не ниже 99,5 процента от ее дневного фонда рабочего времени

Развитие сектора страхования  будет направлено на повышение емкости, надежности, конкурентоспособности, эффективности  национального страхового рынка  и уровня капитализации страховых  организаций.

Для этого потребуется:

  1. стимулирование развития добровольных видов страхования, особенно относящихся к страхованию жизни;
  2. совершенствование национальной системы страхования экспортных рисков;
  3. развитие инфраструктуры страховых организаций, в том числе в малых и средних городах;
  4. повышение качества страховых услуг и внедрение новых страховых продуктов, востребованных на рынке;
  5. внедрение современных, соответствующих международным принципам стандартов надзора и регулирования страховой деятельности.

Ожидается, что страховые  взносы на душу населения возрастут  более чем в 6 раз, отношение активов  сектора страхования к ВВП  к концу пятилетия достигнет 2 процентов .

Развитие сектора ценных бумаг и производных финансовых инструментов будет направлено на превращение  его в эффективный механизм перераспределения  ресурсов и аккумулирования денежных средств на инвестиционные проекты.

Предполагается:

    • формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг и его наполнение разнообразными финансовыми инструментами;
    • развитие институтов финансового посредничества на рынках ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
    • совершенствование системы регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в соответствии с принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам и стандартам Европейского союза;
    • обеспечение условий для развития интеграционных процессов, способствующих совершенствованию и расширению сфер взаимодействия национальных рынков ценных бумаг и производных финансовых инструментов с мировыми финансовыми институтами и структурами.

Развитие сектора производных  финансовых инструментов в Республике Беларусь будет основано на создании условий для обращения на национальном рынке всего спектра производных  финансовых инструментов, активно используемых в мировой практике, а также  участии национальных резидентов в  схемах заимствования на иностранных  рынках с использованием данных инструментов .Планируется дальнейшее расширение разновидностей производных финансовых инструментов (форвардных, контрактных, фьючерсов, опционов, варрантов, конвертируемых ценных бумаг, операций СВОП, РЕПО).

Посредством развития лизинга  предусматривается решение следующих  задач: модернизация и техническое  развитие производственного сектора  экономики, создание условий для  ускоренного развития стратегически  важных отраслей, приобретение высокотехнологичного оборудования, стимулирование притока  капитала в производственную сферу, продвижение продукции отечественных  производителей на зарубежные рынки.

Развитие инвестиционных фондов будет направлено на создание эффективного механизма инвестирования средств в национальную экономику. Это потребует:

  1. внедрения принципа единства стандартов инвестирования применительно ко всем формам институциональных инвесторов;
  2. разработки нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность инвестиционных компаний, управляющих компаний;
  3. определения основных принципов взаимодействия национальных и зарубежных инвестиционных фондов и компаний;
  4. создания институтов коллективных инвесторов в форме инвестиционных фондов различных видов (открытых, закрытых, инвестиционных, паевых, пенсионных, венчурных, инновационных)

Внедрение на финансовом рынке  механизмов в виде компенсационных (гарантийных) фондов будет важным элементом  системы защиты законных прав и интересов  инвесторов.

Создание и развитие указанных  фондов направлено на снижение инвестиционных рисков (прежде всего риска банкротства  финансовых организаций и риска  недобросовестного исполнения обязанностей при оказании услуг инвесторам), выравнивание условий совершения инвесторами операций с финансовыми активами. Особенно благоприятную роль они должны сыграть в части финансовой поддержки предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Финансовая система это  совокупность финансовых отношений, связанных  с товарообменом. Финансовая система  позволяет наиболее эффективно достичь  одной из главных целей, ради которых  создавалось государство – разделение труда. На современном этапе выделяют четыре основных составляющих финансовой системы:  государственный бюджет, местные финансы, финансы государственных  предприятий и специальные правительственные  фонды.

Государственный бюджет –  основное звено финансовой системы  в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством.

Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления  использования финансов. С помощью  финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования  финансовых ресурсов, достижение более  высокого уровня жизни.

За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении финансовой системы, отвечающей современным  рыночным требованиям. Фактически она  прошла трансформацию от административно-командных  механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания  построенной на рыночных принципах  налоговой системы и бюджетных  расходов, обеспечивающих главным образом  функционирование государственной  системы социальной защиты, бюджетных  организаций и государственного сектора экономики.

Однако имеется ряд  проблем, которые требуют дальнейшего  совершенствования бюджетного законодательства с целью сокращения и повышения  эффективности расходов бюджета  на принципах финансовой дисциплины и устойчивости, эффективного распределения  ресурсов и технической результативности бюджетного процесса, усиления контроля целевым использованием бюджетных  средств, привлечения внебюджетных источников финансирования расходов. Также необходимо и дальше совершенствовать налоговую систему.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь