Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Финансы государственных предприятий и организаций - это система де-нежных соотношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных ресурсов (основных и оборотных средств, заработной платы, фондов накопления и потребления, амортизационного фонда и т.п.)

Вложенные файлы: 1 файл

112937.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

Финансы предприятий  имеют четкую целевую ориентацию, которая накладывает отпечаток на все аспекты деятельности, включая организационный, коммерческий, инвестиционный, договорный и др. Это прибыльная работа, рациональная минимизация затрат, оптимизация финансовых потоков. Финансы предприятий затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на поощрение предпринимательской активности.

Финансовый механизм предприятий - это система управления их финансами, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов путем выпуска законодательных и нормативных актов и используемая предприятиями с учетом своих особенностей и задач.

Таким образом, если финансы  предприятий - объективная экономическая  категория, отражающая объективно существующие денежные отношения, то финансовый механизм, или финансовый менеджмент, - это система управления финансами предприятий.

В условиях рыночной экономики  финансы предприятий обеспечивают эффективное осуществление предпринимательской деятельности, которая, в свою очередь, явилась причиной и основой их существования.

Так, финансы предприятий  являются формой финансирования и кредитования предпринимательской деятельности. Их функционирование направлено на достижение общих целей эффективного развития предприятий. Финансы микроуровня являются объектом регулирования со стороны государственных и муниципальных законодательных и исполнительных органов власти и управления. Главный субъект принятия важнейших финансовых решений — собственник. Главное лицо, реализующее эти решения и решающее тактические задачи, — финансист предприятия. Предпринимательская же  деятельность  является самостоятельной, рисковой, направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Осуществляется зарегистрированными в качестве предпринимателей лицами. Она ориентируется на новую систему ценностей, изменяет приоритеты и тенденций развития. С ней связаны новые формы и методы финансовой работы, воздействия на эффективность хозяйствования. Свободное предпринимательство придает финансам предприятий характерные черты. Собственно процесс предпринимательства состоит из четырех четко выраженных стадий; 1) поиск новой идеи и се оценка; 2) составление бизнес-плана; 3) поиск необходимых ресурсов и 4) управление созданным предприятием. На каждой из этих стадий финансы имеют конкретную форму проявления и реализации. Предпринимательская деятельность четко разграничивает интересы субъектов  рыночных отношений. Финансы предприятий в рыночной экономике основаны  на обособленности оборота государственных финансовых  ресурсов  и финансовых ресурсов  субъектов хозяйствования различной формы собственности.[2, c.10-12]

В январе-августе 2005 года предприятиями и организациями  республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 75,7 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 10,9% больше, чем в январе-августе 2004 года. Оплаченная выручка составила 95,2% от всей выручки, или 72,1 трлн. рублей.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг за восемь месяцев 2005 года сложилась в размере 6,6 трлн. рублей, или 16,7% от произведенного валового внутреннего продукта (за январь-август 2004 года – 16,6%). По сравнению с январем-августом 2004 года прибыль от реализации продукции увеличилась в реальном выражении на 14,2%, рентабельность реализованной продукции и рентабельность продаж – на 0,2 и 1,6 процентных пунктов, составив 14,3 и 10,1% соответственно.

За восемь месяцев  текущего года хозяйствующими субъектами республики было получено 6,3 трлн. рублей прибыли до налогообложения в текущих ценах, или 16% ВВП за январь-август (в январе-августе 2004 года – 14,2%), рис.3 . По сравнению с тем же периодом 2004 года сумма прибыли до налогообложения возросла в 1,3 раза в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась в 1,4 раза, составив 4 трлн. рублей. Более 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятий промышленности[19].

Рис. 3. Прибыль до налогообложения организаций республики

В январе-августе 2005 года 2 062 организации, или 19,5% от их общего числа, по результатам деятельности получили чистый убыток. Сумма чистого убытка убыточных предприятий по всем отраслям экономики составила 407 млрд. рублей вместо 481 млрд. рублей в январе-августе 2004 года. Доля нерентабельных предприятий и организаций в реальном секторе экономики сократилась в 1,4 раза.

На 1 сентября 2005 года предприятия и организации республики имели просроченную задолженность в размере 5,2 трлн. рублей. За восемь месяцев текущего года ее сумма увеличилась в реальном выражении (скорректированная на индекс потребительских цен) на 1,4%. При этом просроченная задолженность по кредитам и займам, занимавшая 9,3% общей просроченной задолженности, возросла на 20,6% в реальном выражении и составила 490,5 млрд. рублей.

Основную долю суммарной  просроченной задолженности субъектов  хозяйствования республики занимала просроченная кредиторская задолженность – 90,7%. Ее сумма на 1 сентября 2005 года составила 4,8 трлн. рублей, или 23,7% всего объема кредиторской задолженности (вместо 26,8% на 1 сентября 2004 года). По сравнению с началом 2005 года она уменьшилась в реальном выражении на 0,2%.

Задолженность промышленных предприятий занимала 45,8% в общей  просроченной кредиторской задолженности по республике, предприятий сельского хозяйства – 21,5%, жилищно-коммунального хозяйства – 9,4%.

Сумма просроченной дебиторской  задолженности на 1 сентября 2005 года составила 4,1 трлн. рублей, или 27,8% общей суммы дебиторской задолженности вместо 29,2% на 1 сентября 2004 года. По сравнению с началом текущего года она увеличилась в реальном выражении на 4%.

Просроченная кредиторская задолженность по республике на 15,4% превышала просроченную дебиторскую задолженность, в том числе в промышленности – на 26,6%.

Сокращение удельного веса неденежной формы расчетов в оплаченной выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг в январе-августе 2005 года по сравнению с январем-августом 2004 года позволило увеличить платежеспособность предприятий. На 1 сентября 2005 года денежные средства на счетах предприятий составили 54,4% от суммы просроченной кредиторской задолженности, что в 1,3 раза выше, чем на ту же дату 2004 года.

Внешняя просроченная кредиторская задолженность за товары, работы и  услуги за январь-август текущего года в реальном выражении сократилась на 9,9% и составила на 1 сентября 2005 года 640,4 млрд. рублей. Внешняя просроченная дебиторская задолженность белорусским предприятиям была в 2 раза меньше.

Сумма накопленной просроченной кредиторской задолженности белорусских предприятий хозяйствующим субъектам стран СНГ (315,5 млрд. рублей) занимала 49,3% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и превысила просроченную дебиторскую задолженность предприятий стран Содружества предприятиям республики в 1,6 раза.

На просроченную кредиторскую задолженность белорусских предприятий  субъектам хозяйствования России, основного торгового партнера республики, приходилось 45,7% всей внешней просроченной кредиторской задолженности и 92,7% просроченной задолженности странам СНГ. Ее сумма составила 292,4 млрд. рублей, что на 15,7% меньше (в реальном выражении), чем на начало года. В просроченной задолженности предприятиям Беларуси просроченная задолженность российских предприятий (156,4 млрд. рублей) занимала 48,3% и 79,8% просроченной задолженности предприятий стран СНГ [19].

Таким образом, основу функционирования финансов предприятий в рыночной экономике составляет   именно предпринимательская деятельность, а важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования финансов предприятий, необходимое для выявления направлений воздействия финансов предприятий на развитие предпринимательского сектора экономики, выработки критериев его функционирования. При этом необходимо учитывать, что финансы не обособленны рамками предприятий, а постоянно взаимодействуют с бюджетом, внебюджетными фондами, банками и другими кредиторами, страховыми компаниями, институциональными инвесторами. 

 

 

 

 

 

         




Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь