Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:49, курсовая работа
Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Введение…………………………………………………………………….……..3
1. Понятие финансовой системы страны. Ее состав и структура…………...6
1.1. Понятие финансовой системы………………………………………….…..6
1.2. Состав и структура финансовой системы…………………………………7
2. Анализ и характеристика элементов финансовой системы РФ…………15
2.1. Финансы субъектов хозяйствования и их составляющие.…...………….15
2.2. Государственные и муниципальные финансы и их составляющие……26
2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы РФ или
структурный элемент других сфер……………………………………………..44
3. Направление изменения финансовой системы страны……….…..……..50
Заключение……………………………………………………………..………...54
Список используемой литературы……………….…………………….……….56
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что финансовых посредников не правильно выделять в отдельное звено.
В учебниках Родионовой и Галицкой встречается такое понятие как финансы общественных объединений, которые авторы выделят в отдельное звено финансовой системы.
Общественные объединения
Характерной особенностью использования собственности общественных объединений является то, что она не выступает источником доходов для отдельных их членов, что является характерным признаком некоммерческой организации. Все доходы общественных объединений идут на общее обслуживание, удовлетворение их уставных потребностей в целом, что отражается в организации финансов.
В Гражданском Кодексе (статья 117) даётся следующая характеристика общественных объединений:
«1. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
2. Участники (члены)
3. Особенности правового
На основе этого материала можно сделать заключение, что общественные объединения являются некоммерческими организациями и не могут выделяться как отдельное звено финансовой системы.
Автор Вавилов выделяет отдельное звено – финансы домохозяйств. Но далее в учебнике не разъясняется, что именно подразумевается под этим термином и почему автор выделяет её в отдельное звено. В разделе о субъектах хозяйствования Вавилов приводит более подробное описание финансов коммерческих, некоммерческих организаций и предприятий без образования юридического лица, а разъяснение финансов домохозяйств отсутствует.
Домохозяйство – это экономическая единица, состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.5
Также есть еще одно определение:
Домохозяйство – это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих или расходующих свои средства. Эти люди могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми и другими.
Из этих определений следует, что домохозяйства ведут какую-то деятельность по изготовлению продукции или, например, ведению сельского хозяйства. Но для того, чтобы снабжать ресурсами экономику, как сказано в первом определении, необходимо иметь на это разрешение, зарегистрироваться как предприятие, платить налоги и т.д. В законодательстве РФ не существует такой организационно-правовой формы как домохозяйство. А снабжать, например, какую-либо фирму ресурсами с целью получения прибыли и при этом не иметь никакого права на такую деятельность – это уже экономическое преступление.
Автор Ковалёва выделяет финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных и общественных хозяйствующих субъектов.
В сфере субъектов хозяйствования
существует такая организационно-правовая
форма как государственные и
муниципальные унитарные
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Под частными предприятиями автор понимает, скорее всего, предприятие без образования юридического лица.
ПБОЮЛ являются отдельным звеном финансовой системы в сфере финансов субъектов хозяйствования.
Граждане Российской Федерации
вправе заниматься предпринимательской
деятельностью без образования
юридического лица с момента регистрации
в качестве индивидуального
Индивидуальная
Финансы хозяйствующих субъектов без образования юридического лица – это денежные отношения, возникающие в связи с формированием денежных доходов и накоплений индивидуального предпринимателя и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, выполнение обязательств и удовлетворение иных собственных потребностей. Основное отличие индивидуальных предпринимателей от финансов юридических лиц, заключается в том, что в хозяйственный оборот могут непосредственно вовлекаться личные сбережения, и, наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.
Индивидуальный
Финансовые ресурсы предпринима
Принадлежность финансов общественных субъектов хозяйствования к финансам некоммерческих организаций была рассмотрена ранее.
Акционерное общество является организационно-правовой формой коммерческих предприятий. Поэтому финансы акционерных обществ не правильно выделять в отдельное звено финансовой системы.
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Отличительными чертами
- добровольность его образования, причем учредителями и участниками акционерного общества могут быть самые различные юридические и физические лица;
- возможность внесения участниками общества своих средств в уставный фонд в самых различных формах – в виде зданий и сооружений, оборудования, денежных средств, в том числе в иностранной валюте, интеллектуальной собственности и т.д.; однако при этом весь капитал акционерного общества и доля каждого их его участников обязательно переводится в акции.
Выпускаемые обществом акции являются не только инструментом мобилизации финансовых ресурсов, эффективным методом быстрого перелива финансовых средств из одних отраслей в другие, но и способом дробления («распыления») риска. Различия в самих акциях и условиях их оборота приводят к тому, что акционерная форма организации хозяйства является очень гибкой и бытро приспосабливаемой к любой сфере коммерческой деятельности. С позиций достигаемого эффекта акционерные общества являются главной формой хозяйствования в условиях рыночной экономики.
Акционерное общество обладает ограниченной ответственностью – не отвечает по имущественным обязательствам акционеров, а они несут ответственность по обязательствам общетсва в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций). Полученная обществом прибыль распределяется в соответствии с нормой распределения, в том числе используется на выплату дивидендов по акциям. Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год. Промежуточный дивиденд объявляется директором акционерного общества и имеет фиксированный размер; окончательный дивиденд объявляется общим годовым собранием по результатам года, с учетом выплат промежуточных дивидендов.
Финансы арендных субъектов хозяйствования
также следует отнести к
Аренда – это распоряжение и пользование каким-либо имуществом за плату в течение определенного срока, оговоренного договором аренды. В аренду могут передаваться земля, здания, сооружения, предприятия, средства производства и т.д. Аренда не влечет за собой изменения права собственности. Арендатор лишь временно на срок и в рамках, оговоренных договором, получает права собственника, за что и вносит арендную плату. Величина арендной платы включает амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества и часть дохода от использования имущества, устанавливаемую на договорной основе, но, как правило, не ниже банковского процента.
Арендное предприятие
Таким образом, на дискуссионный вопрос о составе сферы «финансы субъектов хозяйствования» можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций и финансы предприятий без образования юридического лица.6
2.2. Государственные и муниципальны
Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура включает следующие элементы:
1) Бюджетная система
как совокупность финансовых
планов органов власти
2) Система государственных
и муниципальных займов, являющаяся
способом мобилизации
В социально-экономическом
развитии общества государственные
и муниципальные финансы
- Планирования - формулировка целей и выбор путей их достижения. Реализуется через составление бюджетов;
- Организации - присутствует бюджетное устройство, бюджетная классификация, единые процедуры бюджетного процесса;
- Стимулирования - осуществление деятельности, направленной на реализацию целей;
- Контроля.
Можно выделить некоторые принципы организации государственных и муниципальных финансов:
- единство законодательной и нормативной базы;
- открытость и прозрачность;
- разграничения полномочий и предметов ведения;
- целевой ориентированности:
- научного подхода;
- экономичности и рациональности
- управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.
Часть этих принципов дублируют принципы бюджетной системы РФ.
В системе государственных
и муниципальных финансов (ГМФ) единая
бюджетная классификация
Территориальные финансы представляют собой систему экономических отношений, которая распределяет и перераспределяет Национальный Доход на экономическое и социальное развитие территорий, а также на выравнивание уровней жизни и социального развития локальных территорий (бюджетное регулирование в целях выравнивания доходной базы городов, районов, поселков и т.п. на основе единых стандартов проживания на территории).