Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:56, реферат
Анализ доходов и расходов государственного бюджета Японии, проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Специальные фонды и финансы государственных предприятий.
1. Бюджет центрального правительства Японии...........................................4
1.1. Бюджетный процесс.............................................................................4
1.2. Доходы государственного бюджета....................................................5
1.3. Расходы государственного бюджета...................................................9
1.4. Бюджетный дефицит и государственный долг Японии....................12
2. Бюджеты местных органов власти............................................................14
3. Специальные счета Японии.......................................................................17
3.1. Специальные фонды............................................................................17
3.2. Финансы государственных предприятий...........................................18
Список литературы.........................................................................................21
Министерство общего и профессионального образования
Российской
Федерации
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ
И УПРАВЛЕНИЯ
Институт
экономики, учета
и статистики
Кафедра
финансов
РЕФЕРАТ
по
курсу: Финансовые системы
зарубежных стран
Финансовая
система Японии
Исполнитель:
магистрант
гр. ММ-33 ______________________________
Руководитель:
______________________________
Новосибирск
1999
СОДЕРЖАНИЕ
Список
литературы....................
Развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.
В Японии принята и реализуется национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе.
Изучение
финансовой системы Японии представляет
интерес для российских специалистов
в области экономики и
Финансовая
система Японии состоит из бюджета
центрального правительства (общий счет),
бюджетов местных властей и специальных
счетов, включающих как специальные фонды.
так и счета предприятий, служб, корпораций,
принадлежащих центральным и местным
органам власти.
1.1.БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.
Доходы
и расходы бюджета имеют
Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.
С
сентября по декабрь бюджетный департамент
рассматривает поступившие
После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.
Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.
Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.
Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.
Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.
Общий
отчет представляется правительству,
которое, в свою очередь, отправляет
его на рассмотрение ревизионного бюро.
После того. как ревизионное бюро даст
заключение, отчет утверждается правительством
и передается на рассмотрение и утверждение
в парламент.
1.2.ДОХОДЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Доходная
часть бюджета Японии состоит
из налоговых и неналоговых
Таблица 1
Доходы государственного бюджета Японии
в 1960-1991 г.г., %
1960/61 | 1970/71 | 1978/79 | 1990/91* | |
Налоги | 90,1 | 91,4 | 64,6 | 83,8 |
Неналоговые поступления | 9,9 | 8,6 | 35,4 | 16,2 |
|
2,0 |
0,2 |
0,1 |
|
|
- | 4,6 | 32,0 | |
|
7,9 | 3,8 | 3,3 | |
ИТОГО: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
* Рассчитано
по : Черник Д.Г. Налоги Японии
// Финансы.- 1992.- №12.- С.56
Налоговая
система Японии характеризуется
множественностью налогов. Их имеет
право взимать каждый орган территориального
управления. Но все налоги страны зафиксированы
в законодательных актах. Всего
государственных налогов в
Таблица 2
Структура налогов в Японии в 1960-1998г.г.,%
Налоги | 1960/61* | 1970/71* | 1778/79* | 1990/91** | 1997/98** |
Прямые | 54,3 | 66,0 | 69,2 | 73,7 | 63,8 |
в т.ч подоходный налог | 21,7 | 31,2 | 35,6 | ||
юридических лиц |
31,8 |
33,0 |
32,0 |
29,3 |
24,3 |
Косвенные | 45,7 | 34,0 | 30,8 | 26,3 | 36,2 |
в т.ч. налог на потребление | 7,4 | 16,5 | |||
ИТОГО: | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
* Финансы капиталистических государств: Учебник / Под ред. Болдырева Б.Г.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы, 1980.-С.328
** Динкевич
А.И. Экономическое развитие современной
Японии // Деньги и кредит.- 1998.- №10.- С.69
Налоги взимаются прямые и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. В 1997/98 бюджетном году доля прямых налогов в общей сумме налоговых поступлений по сравнению с 1990/91 годом уменьшилась с 73,7 до 63,8% (см. табл.2). На это повлияло увеличение доли косвенных налогов.
К
прямым налогам относятся подоходный
налог с юридических и
Крупные корпорации в 1989/90 году уплачивали налог на прибыль в размере 40% от суммы прибыли, с 1990/91 года по настоящее время ставка составляет 37,5% [2; с.8]. С 1 апреля 1999 года предусматривается снижение ставки до 34,5% [9; с.4].
Мелкие и средние корпорации в 1989/90 году уплачивали налог по ставке 29%, в 1990/91 году - 28% [2; с.9]. Ставка для государственных корпораций составляет 27% суммы прибыли.
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.
У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.[12; с.57]
Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам.[12; с.57] При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.
Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%. В 1997 году налог на потребление повышен с 3 до 5% “с целью пополнения доходов государственного бюджета” [8; с.44].
Этот шаг правительства повлиял на увеличение удельного веса налога на потребление в 1997/98 финансовом году по сравнению с 1990/91 годом с 7,4% до 16,5% (см. табл.2).
К
косвенным налогам также
В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. Бремя государственных и местных налогов уменьшилось с 21,9% ВВП в 1990/91 году до 18,0% в 1996/97 году [1; с.69].
В ходе реформы структуры финансов, которая началась в Японии с 1997 года, должен пройти пересмотр налогообложения, чтобы “снизить бремя работающего поколения и разделить его со всеми членами общества. Правительство обещает при этом принять необходимые меры. чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами в возрасте старше 65 лет”.[8; с.44]