Финансовая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:26, лекция

Краткое описание

Известно определение: "финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий". В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Вложенные файлы: 1 файл

фин.docx

— 55.69 Кб (Скачать файл)

• Фонд Министерства Российской Федерации  по атомной энергии;

• Фонд развития таможенной системы  Российской Федерации;

• Федеральный фонд Государственной  налоговой службы и Федеральной  службы налоговой полиции Российской Федерации, новым законодательством  не включаются в состав государственных  внебюджетных фондов. Причина состоит  в том, что в настоящее время  средства большинства целевых фондов консолидируются в бюджет и сами фонды утрачивают самостоятельность. Например, Постановлением КМ РТ от 26.11.97 № 850 "О формировании департамента по управлению целевыми (внебюджетными) фондами при Министерстве финансов Республики Татарстан" Министерство финансов РТ признано правопреемником Экологического фонда, Фонда НИОКР, Фонда воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых РТ, Республиканской больничной кассы, Фонда газификации, Фонда безопасности дорожного движения УГАИ МВД, Фонда приватизации РТ в связи с их консолидацией в республиканском бюджете РТ.

Таким образом, реформирование системы  внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной  системы Российской Федерации. Таким  образом, происходит процесс централизации  финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ

Государственный кредит - это часть  государственных финансов.

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между  государством в лице его органов  власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, при которых  государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Гарантом государство является тогда, когда оно берет на себя ответственность за погашение займов и выполнение других обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами. Это может осуществляться с целями поддержки монополий  в конкурентной борьбе на внешних  рынках, обновления и реконструкции  основных фондов отраслей, являющихся ключевыми для экономики, ускорения  научно-технического прогресса, поддержания  социально безопасного уровня занятости  в народном хозяйстве.

В социальном плане государственный  кредит может выступать как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Это может снижать потребление, замедлять формирование среднего класса. Кредиторы государства, которые  имеют свободные денежные средства, получают прибыль на вложенный капитал. При размещении займов на внешних рынках кредиторами выступают и получают дивиденды нерезиденты.

В общеэкономическом плане государственный  кредит является действенным инструментом структурной перестройки промышленности, конверсии производства, поддержки  отечественных монополий на международных  рынках.

В качестве подсистемы государственной  финансовой системы кредит обеспечивает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

Как экономическая категория государственный  кредит является пересечением двух видов  денежных отношений - финансов (узкая  трактовка) и кредита, поэтому ему  присущи их свойства.

Основой государственного кредита  являются возвратность и платность. Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные  экономической и социальной значимостью  кредитуемого проекта (сельское хозяйство, малый бизнес, конверсия, выход на международные рынки и др.). Как  финансовая категория государственный  кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

Фискальная функция государственного кредита состоит в том, что  посредством кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Положительное  действие фискальной функции государственного кредита состоит в более равномерном  распределении налогового бремени  во времени.

Рефинансированием государственного долга называют размещение новых  государственных займов для погашения  задолженности по уже выпущенным. Минимальная цена заемных средств на рынке к определяется ставкой рефинансирования.

Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой происходит заимствование  на обслуживание внутреннего долга.

Таким образом государственный кредит регулирует рынок коммерческих межбанковских кредитов. Уже поэтому логично считать, что государственный кредит имеет еще и регулирующую функцию.

Регулирующая функция государственного кредита охватывает состояние денежного  обращения, уровень ставок на рынке  денег и капиталов, производство и занятость.

При регулировании денежного обращения  с использованием государственного кредита возможны следующие варианты:

1) абсолютное сокращение наличной  денежной массы происходит, если  деньги занимают у физических  лиц, а затем их используют  для кредитования конкретных  инвестиционных программ юридических  лиц;

2) объем наличной денежной массы  не изменяется, если заем ,

у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, пенсии и т.п.;

3) объем наличной денежной массы  возрастает, если государство занимает  деньги у юридических лиц, а  затем направляет эти средства  на выплаты населению и работникам  бюджетной сферы. 

Государственный кредит оказывает  положительное влияние на производство и занятость:

1) кредитуя и гарантируя поставки  товаров отечественных производителей  за рубеж (конкурентная борьба  монополий на внешних рынках);

2) компенсируя банкам потери  при разорении добросовестных  заемщиков из малого бизнеса  (развитие малого и среднего  бизнеса);

3) страхуя риск неплатежа экспортерам  отечественных высокотехнологичных  товаров (тем самым поощряя  экспорт);

4) выдавая кредиты на развитие  стратегических производств (обеспечение  обороны и научно-технического  прогресса экономики);

5) выдавая кредиты на развитие  значимых социально производств  (стабилизация социальной обстановки  и создание благоприятного для  бизнеса морального климата);

6) закупая товары отечественного  производства за счет займов  за рубежом (создание и сохранение  рабочих мест);

7) выдавая кредиты другим государствам  и зарубежным фирмам, "связанные"  условием закупки товаров у  отечественных производителей (резидентов), что способствует созданию и  сохранению рабочих мест.

Все это порождает условия для  налоговых поступлений и их источников. И здесь особо эффективной  может быть государственная гарантия.

Пример. Рассмотрим в качестве примера  сценарий общеэкономического регулирующего  воздействия гипотетического государственного кредита при размещении внутреннего  займа с целью безинфляционного покрытия дефицита бюджета. Государство размещает внутренний займ под высокие проценты, сопровождая заем освобождением от налогообложения доходов от размещенных в займе денежных средств. При этом сразу уменьшаются поступления от налогов. Одновременно из-за уменьшения предложения на рынке межбанковских кредитов процентная ставка по кредитам возрастает.

Это, как отмечалось, может приводить  к экономической нецелесообразности специализации на выпуске продукции  с длительным циклом разработки и  производства. Из-за нехватки финансовых ресурсов может происходить снижение объемов производства, что в свою очередь приводит к уменьшению налогооблагаемой базы, доходная часть бюджета, уменьшается, возрастает дефицит бюджета. Дефицит  бюджета требует новых займов и т.д.

Социальные последствия безинфляционного покрытия дефицита бюджета за счет выпуска и размещения на внутреннем рынке государственных долговых ценных бумаг состоят в перераспределении финансовых ресурсов от одних общественных классов к другим. Это связано с тем, что налоговое бремя, связанное с обслуживанием внутреннего долга, несут все. Доход же от кредитования государственных расходов в виде процентов поступает только той части юридических лиц и населения, которая является кредитором государства. Это может препятствовать развитию мелкого и среднего бизнеса, созданию среднего класса - гаранта западных демократий и одновременно способствует возрастанию социальной напряженности в государстве.

Государственный займ - это инструмент наполнения финансовых фондов, которым необходимо управлять.

Государственные займы можно классифицировать по различным признакам:

1) по месту размещения: внутренние  и внешние;

2) по тому, кто размещает займ: размещаемые центральными и местными органами власти;

3) по возможности реализации: рыночные (свободно покупаются и продаются)  и нерыночные;

4) в мировой практике по сроку  погашения выделяют: краткосрочные  (со сроком погашения до одного  года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (со сроком погашения от 5 до 25 лет). Сейчас в России осуществляется  переход от обращения государственных  ценных бумаг со сроком погашения  3 и 6 месяцев к государственным  ценным бумагам со сроком погашения  не менее одного года;

5) по наличию заклада: закладные  (например, под государственные пакеты  акций) и беззакладные;

6) по характеру выплачиваемого  дохода: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Последние еще называют дисконтными. Дисконтные ценные бумаги продают ниже номинала, а погашают (оплачивают) по номиналу;

7) по характеру получаемого дохода: с твердым доходом и с плавающим  доходом, объявляемым заемщиком-государством  в зависимости от политических, общеэкономических, финансовых обстоятельств;

8) по возможности досрочного  погашения: с правом досрочного  погашения и без такового;

9) по виду погашения: с единовременным  погашением или с возможностью  погашения по частям. Необходимо  заметить, что наблюдается тенденция  к конвергенции (взаимопроникновению)  категории государственного займа  и государственного траста. Так,  выпуск государственных и муниципальных  облигаций с "плавающей"  процентной ставкой без указания  в проспекте эмиссии конкретного  целевого назначения займа (что  необходимо делать в третьем  разделе проспекта эмиссии ценных  бумаг) фактически является формой комбинированных финансовых отношений "заем - траст (доверительное управление)".

Управление государственным кредитом может рассматриваться в узком  и широком смысле.

Управление государственным кредитом в широком смысле - это формирование одного из элементов финансовой политики государства, связанной с его  деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Оно должно соответствовать целям и критериям  и является частью государственной  финансовой политики.

Под управлением государственным  кредитом в узком смысле понимается совокупность действий по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию  рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.

Задачей финансового целеполагания на рынке государственных ценных бумаг может быть оценка влияния займа на экономическую и социальную ситуацию в стране, определение конкретных целей и сроков займа, а также тех категорий населения и юридических лиц, которые будут кредиторами или заемщиками (получателями займа), минимизация долга для заемщика и др.

К задачам финансового маркетинга рынка государственных ценных бумаг  могут быть отнесены:

- оценка емкости различных сегментов  рынка;

- определение привлекательных  для инвесторов и выгодных  государству условий размещения  ценных бумаг;

- оценка возможности достижения  поставленных перед эмиссией  целей и определение наиболее  выгодных (оптимальных) для государства  условий размещения ценных бумаг;

- позиционирование (определение выигрышных  отличий одной ценной бумаги  от другой) для государства и  инвесторов;

- установление перечня жестких  правовых ограничений на возможные  действия мошенников, хакеров (при  электронных операциях к ценными бумагами), недобросовестных приобретателей ценных бумаг и других злоумышленников;

- проведение маркетинговых мысленных  и рыночных экспериментов по  размещению пробных эмиссий новых  ценных бумаг и другое.

Задачи управления государственным  кредитом включают:

- поддержание баланса между  кредиторами и государством, государством  и получателями финансовых ресурсов, различными слоями населения,  которых затрагивает конкретная  акция государственного кредита;

- организацию размещения ценных  бумаг и выплат дивидендов;

- мониторинг рынка и недопущение  существенного превышения предложения  над спросом на рынке государственных  ценных бумаг;

Информация о работе Финансовая система государства