Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:26, лекция
Известно определение: "финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фонов денежных средств государства и предприятий". В другом труде выделяют в общей совокупности финансовых отношений (структурируют) три взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. Каждое из этих звеньев (подсистем) имеет свои задачи (подфункции финансовой системы), собственную организационную структуру финансового аппарата, а в совокупности они образуют финансовую систему государства.
• Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
• Фонд развития таможенной системы Российской Федерации;
• Федеральный фонд Государственной налоговой службы и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, новым законодательством не включаются в состав государственных внебюджетных фондов. Причина состоит в том, что в настоящее время средства большинства целевых фондов консолидируются в бюджет и сами фонды утрачивают самостоятельность. Например, Постановлением КМ РТ от 26.11.97 № 850 "О формировании департамента по управлению целевыми (внебюджетными) фондами при Министерстве финансов Республики Татарстан" Министерство финансов РТ признано правопреемником Экологического фонда, Фонда НИОКР, Фонда воспроизводства запасов минеральных ресурсов и повышения эффективности добычи полезных ископаемых РТ, Республиканской больничной кассы, Фонда газификации, Фонда безопасности дорожного движения УГАИ МВД, Фонда приватизации РТ в связи с их консолидацией в республиканском бюджете РТ.
Таким образом, реформирование системы
внебюджетных фондов РФ идет в двух
направлениях: часть внебюджетных фондов
утрачивают свою самостоятельность, их
средства включаются в состав бюджета,
а сами фонды передаются в состав
финансовых органов, вторая часть фондов
сохраняет юридическую
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
Государственный кредит - это часть государственных финансов.
Государственный кредит - совокупность
экономических отношений между
государством в лице его органов
власти и управления, с одной стороны,
и физическими и юридическими
лицами, с другой стороны, при которых
государство выступает в
Гарантом государство является тогда, когда оно берет на себя ответственность за погашение займов и выполнение других обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами. Это может осуществляться с целями поддержки монополий в конкурентной борьбе на внешних рынках, обновления и реконструкции основных фондов отраслей, являющихся ключевыми для экономики, ускорения научно-технического прогресса, поддержания социально безопасного уровня занятости в народном хозяйстве.
В социальном плане государственный кредит может выступать как инструмент перераспределения финансовых ресурсов. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга. Это может снижать потребление, замедлять формирование среднего класса. Кредиторы государства, которые имеют свободные денежные средства, получают прибыль на вложенный капитал. При размещении займов на внешних рынках кредиторами выступают и получают дивиденды нерезиденты.
В общеэкономическом плане
В качестве подсистемы государственной
финансовой системы кредит обеспечивает
формирование и использование
Как экономическая категория
Основой государственного кредита являются возвратность и платность. Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные экономической и социальной значимостью кредитуемого проекта (сельское хозяйство, малый бизнес, конверсия, выход на международные рынки и др.). Как финансовая категория государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция
Рефинансированием государственного долга называют размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным. Минимальная цена заемных средств на рынке к определяется ставкой рефинансирования.
Ставка рефинансирования - это процентная ставка, по которой происходит заимствование на обслуживание внутреннего долга.
Таким образом государственный кредит регулирует рынок коммерческих межбанковских кредитов. Уже поэтому логично считать, что государственный кредит имеет еще и регулирующую функцию.
Регулирующая функция
При регулировании денежного
1) абсолютное сокращение
2) объем наличной денежной массы не изменяется, если заем ,
у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, пенсии и т.п.;
3) объем наличной денежной массы
возрастает, если государство занимает
деньги у юридических лиц, а
затем направляет эти средства
на выплаты населению и
Государственный кредит оказывает положительное влияние на производство и занятость:
1) кредитуя и гарантируя
2) компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого бизнеса (развитие малого и среднего бизнеса);
3) страхуя риск неплатежа
4) выдавая кредиты на развитие
стратегических производств (
5) выдавая кредиты на развитие
значимых социально
6) закупая товары отечественного
производства за счет займов
за рубежом (создание и
7) выдавая кредиты другим
Все это порождает условия для налоговых поступлений и их источников. И здесь особо эффективной может быть государственная гарантия.
Пример. Рассмотрим в качестве примера
сценарий общеэкономического регулирующего
воздействия гипотетического
Это, как отмечалось, может приводить
к экономической
Социальные последствия
Государственный займ - это инструмент наполнения финансовых фондов, которым необходимо управлять.
Государственные займы можно классифицировать по различным признакам:
1) по месту размещения: внутренние и внешние;
2) по тому, кто размещает займ: размещаемые центральными и местными органами власти;
3) по возможности реализации: рыночные
(свободно покупаются и
4) в мировой практике по сроку
погашения выделяют: краткосрочные
(со сроком погашения до
5) по наличию заклада: закладные (например, под государственные пакеты акций) и беззакладные;
6) по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Последние еще называют дисконтными. Дисконтные ценные бумаги продают ниже номинала, а погашают (оплачивают) по номиналу;
7) по характеру получаемого
8) по возможности досрочного
погашения: с правом
9) по виду погашения: с
Управление государственным
Управление государственным
Под управлением государственным кредитом в узком смысле понимается совокупность действий по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению кредитов и гарантий.
Задачей финансового целеполагания на рынке государственных ценных бумаг может быть оценка влияния займа на экономическую и социальную ситуацию в стране, определение конкретных целей и сроков займа, а также тех категорий населения и юридических лиц, которые будут кредиторами или заемщиками (получателями займа), минимизация долга для заемщика и др.
К задачам финансового маркетинга рынка государственных ценных бумаг могут быть отнесены:
- оценка емкости различных
- определение привлекательных
для инвесторов и выгодных
государству условий
- оценка возможности достижения
поставленных перед эмиссией
целей и определение наиболее
выгодных (оптимальных) для государства
условий размещения ценных
- позиционирование (определение выигрышных отличий одной ценной бумаги от другой) для государства и инвесторов;
- установление перечня жестких
правовых ограничений на
- проведение маркетинговых
Задачи управления государственным кредитом включают:
- поддержание баланса между
кредиторами и государством, государством
и получателями финансовых
- организацию размещения ценных бумаг и выплат дивидендов;
- мониторинг рынка и