Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:25, курсовая работа
Объект исследования – финансовая система как инструмент макрорегулирования экономики.
Предмет исследования – специфика формирования финансовой системы в Республике Беларусь.
Цель работы: изучение сущности и структуры финансовой системы страны.
Введение 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии группировки финансовых отношений, включаемых в финансовую систему 5
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика 11
3 Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе 21
Заключение 25
Список использованных источников 26
-во-вторых, — распределительные, так как они возникают не на стадии производства, обмена или потребления общественного продукта, а на стадии его распределения;
-в-третьих, — безэквивалентные, поскольку на стадии распределения «имеет место одностороннее (без встречного эквивалента) движение денежной формы стоимости», в отличие от стадии обмена, где наблюдается «двустороннее (встречное) движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной».
-в-четвертых, существенным признаком финансов является их движение в форме финансовых ресурсов, мобилизация и использование которых осуществляются через денежные фонды. Заметим, что денежные фонды — это относительно обособленная часть финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.
Вышеперечисленные признаки финансовых отношений (финансов) позволяют отграничивать их от других денежных отношений: кредитных, отношений по заработной плате, купле-продаже и т.д. Так, кредитные отношения, в отличие от финансовых, имеют эквивалентный и даже возмездный характер, поскольку кредит должен быть в определенный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее оговоренных процентов. Отношения по заработной плате, будучи денежными, опять-таки отличаются от финансовых тем, что являются эквивалентными. Ведь заработная плата представляет собой оплату трудовых усилий работника и в этом смысле носит компенсационный характер. Отношения по купле-продаже являются денежными, но не финансовыми по той причине, что возникают не на стадии распределения общественного продукта, а на стадии его обмена.
Финансы выражают денежные отношения, возникающие между:
- хозяйствующими субъектами
в процессе приобретения
-государством и предприятиями при уплате налогов в бюджет и финансированием расходов из бюджетов;
-государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей и оказании финансовой помощи;
-отдельными звеньями бюджетной системы при распределении средств;
-хозяйствующими субъектами и страховыми организациями при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;
-между государствами при взаимной торговле и кредитовании.
Кроме того, в экономической литературе выделяют множество принципов финансов предприятий, основные из них:
· принцип хозяйственного расчёта;
· финансовой самостоятельности;
· экономической ответственности;
· диверсификации;
· целевой направленности;
· плановости.
Согласно принципу хозяйственного расчёта предприятие должно самостоятельного покрывать свои затраты за счёт прибыли.
Согласно принципу финансовой самостоятельности предприятие в праве распоряжаться самостоятельно имеющимися в его распоряжении средствами.
Согласно принципу экономической
ответственности предприятие
Согласно принципу диверсификации предприятия должно так распорядится своими средствами, чтобы обеспечить максимальную прибыль при минимальном риске.
Согласно принципу целенаправленности средства должны быть использованы на конкретные цели для достижения в результате экономического эффекта –
получения прибыли.
Согласно принципу плановости любые действия с финансовыми ресурсами должны быть спланированы.
Кроме того, уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется целенаправленным формированием его капитала. С позиции финансового менеджмента основной целью формирования капитала является удовлетворение потребности в приобретении необходимых активов и оптимизации его структуры с позиции обеспечения условий эффективного его использования.
По своему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений можно сгруппировать по следующим направлениям:
1) между учредителями в момент создания предприятия — связаны с формированием собственного капитала и в его составе уставного (акционерного, складочного) капитала. Конкретные способы образования уставного капитала зависят от организационно-правовой формы хозяйствования. В свою очередь уставный капитал является первоначальным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальных активов;
2) между предприятиями и организациями — связаны с производством и
реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости. Это финансовые отношения между поставщиком и покупателем сырья, материалов,
готовой продукции и т.п., отношения со строительными организациями при осуществлении инвестиционной деятельности, с транспортными организациями при перевозке грузов, с предприятиями связи, таможней, иностранными фирмами и т.п.
3) между предприятиями
и его подразделениями (
4) между предприятием и его работниками — при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций предприятия, выплате процентов по облигациям и дивидендов по акциям, взыскании штрафов и компенсаций за причиненный материальный ущерб. От организации этой группы отношений зависит эффективность использования трудовых ресурсов;
5) между предприятием и вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, внутри холдинга, с союзами и ассоциациями, членом которых является предприятие. Финансовые отношения возникают при формировании, распределении и использовании централизованных целевых денежных фондов и резервов, финансировании целевых отраслевых программ, проведении маркетинговых исследований, научно-исследовательских работ, проведении выставок;
6) между коммерческими организациями и предприятиями — связаны с эмиссией и размещением ценных бумаг, взаимным кредитованием. От организации этих отношений зависит возможность привлечения дополнительных источников финансирования.
7) между предприятиями
и финансовой системой
налогов и осуществлении других платежей в бюджет, формировании внебюджетных фондов, предоставлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, финансировании из бюджета;
Каждая из перечисленных групп отношений имеет свои особенности и сферу применения. Однако все они носят двусторонний характер и их материальной основой является движение денежных средств. Движением денежных средств сопровождается формирование собственного и в его составе уставного капитала предприятия, начинается и завершается кругооборот средств предприятия, формирование и использование денежных фондов и резервов.
Раздел 2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика
Финансы представляют
собой довольно сложное общественное
явление. Они охватывают широкую
гамму обменно-
Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использование фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев.
Состав финансовой системы страны во многом зависит от того, является государство федеральным или унитарным. Республика Беларусь является унитарным государством. Поэтому в отличие, например, от России, являющейся федеральным государством, финансовая система Беларуси имеет некоторые особенности. Они состоят в том, что в составе финансовой системы Республики Беларусь отсутствует такое звено, как финансы федеральных органов власти. В системе внебюджетных фондов России насчитывается более 30 таких внебюджетных фондов, между тем как в Беларуси количество внебюджетных фондов составляют единицы. Есть и другие особенности в составе финансовой системы Беларуси.
Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. В целом финансовая система представлена на Рисунке 1.
Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий.
Рисунок 1 - Схема финансовой системы Республики Беларусь
Примечание – Источник: [6, с.20].
Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Сложность и многогранность этих финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а сферы — по звеньям. Сфера характеризует обобщенную по определённому признаку совокупность финансовых отношений. Звенья показывают обособленную часть финансовых отношений [7, с.27].
Финансовая система Республики Беларусь включает в себя следующие две крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы) и общегосударственные финансы (централизованные финансы).
Финансы предприятий представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом оплата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
Финансы предприятий — исходное звено финансовой системы Республики Беларусь, оно является основой общегосударственных финансов. Это объясняется тем, что именно на предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. Поэтому от состояния данного звена финансовой системы во многом зависит финансовое положение республики в целом.
Решающую роль в национальной экономике Республики Беларусь занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается решающая часть финансовых ресурсов предприятий, значительная доля которых затем посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.
В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, на формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. Так, например, в зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере (финансы предприятий материального производства) можно выделить такие звенья финансовой системы, как финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, связи, торговли и заготовок и др.
Во второй (непроизводственной) подсфере различают такие звенья, как финансы образования; финансы культуры и искусства; финансы здравоохранения и физической культуры науки и научного обслуживания; финансы пассажирского транспорта; финансы жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания; финансы коммерческих страховых, кредитных и других учреждений; финансы обороны страны и др.