Финансовая система, ее состав и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 10:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования данной работы является изучение финансовой системы, ее состава и структуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать состав и структуру финансовой системы;
2.Рассмотреть основные элементы финансовой системы: финансы хозяйствующих, государственных, муниципальных и домашних объектов; государственный кредит.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Национальная финансовая система: ее состав и структура 5
1.1. Что такое финансовая система 5
1.2. Структура финансовой системы и ее состав 6
Глава 2. Характеристика основных элементов финансовой системы 12
2.1. Финансы хозяйствующих субъектов 12
2.2. Государственные и муниципальные финансы и их характеристики 18
2.3. Финансы домашних хозяйств и их характеристики 23
2.4. Государственный кредит 27
Глава 3. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее
развития 30
3.1. Особенности финансовой системы в РФ 30
3.2. Перспективы развития финансовой системы в РФ 33
Заключение 42
Список используемой литературы 44

Вложенные файлы: 1 файл

фин сис 2009.doc

— 951.00 Кб (Скачать файл)

Выделяются следующие  виды доходов:

  • оплата труда –социальные трансферты – представляют собой форму денежных доходов домашних хозяйств в виде пенсий, пособий, и иных социальных выплат, выплачиваемых из бюджетов разного уровня и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Их предоставление строго регламентируется государством;
  • доходы от предпринимательской деятельности – являются важной формой денежных доходов домашних хозяйств. Они формируются в результате осуществления гражданами предпринимательской деятельности без образования юридического лица и определяются той величиной доходов, которая поступает в домашнее хозяйство предпринимателя;
  • доходы от собственности – являются наиболее разнообразными. К ним относятся доходы от долевого участия в организации; доходы от размещения временно свободных денежных средств в банковские вклады; доходы от вложений в ценные бумаги; доходы, полученные в результате передачи в аренду или продажи движимого и недвижимого имущества, принадлежащего членам домашнего хозяйства; доходы, полученные от личных подсобных хозяйств в результате продажи излишков продукции, без организации их производства с целью регулярной реализации и т.п.;
  • другие доходы – образуются в виде поступлений денежных средств по договорам банковских ссуд, договоров займа, за счет их наследования и т.д.

Расходы домашних хозяйств классифицируются по различным критериям и представлены в таблице 2. [8]

Таблица 2. Состав денежных расходов населения РФ, (млрд. руб.)

Наименование расходов

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Денежные расходы  
и сбережения – всего

8900,5

10976,3

13819,0

17289,9

21308,6

25561,2

в том числе:

           

покупка товаров и оплата услуг

6147,2

7670,7

9613,8

11927,5

14828,5

17816,2

обязательные платежи  
и разнообразные взносы

737,5

1000,9

1389,6

1813,0

2503,9

3246,2

приобретение недвижимости

180,1

255,2

352,2

572,3

834,0

1073,5

прирост финансовых активов

1835,7

2049,5

2463,4

2977,1

3142,2

3425,2

из него прирост, уменьшение (-) денег  на руках  
у населения

241,2

196,1

204,7

583,9

819,0

928

Расходы в %

Денежные расходы  
и сбережения - всего

100

100

100

100

100

100

в том числе:

           

покупка товаров и оплата услуг

69,1

69,9

69,6

69,0

69,6

69,6

обязательные платежи  
и разнообразные взносы

8,3

9,1

10,1

10,5

11,8

12,8

приобретение недвижимости

2,0

2,3

2,5

3,3

3,9

4,2

прирост финансовых активов

20,6

18,7

17,8

17,2

14,7

13,4

из него прирост, уменьшение (-) денег на руках  
у населения

2,7

1,8

1,5

3,4

3,8

4,2


В их составе можно  выделить следующие расходы:

  • на покупку товаров и оплату услуг – их условно можно подразделить на две категории: текущие расходы и капитальные расходы.
  • Текущие расходы – это затраты, связанные с первоочередными нуждами. В этом виде принимаются расходы, связанные с приобретением продовольственных товаров, оплатой коммунальных услуг, оплатой услуг связи, приобретением предметов личной санитарии и гигиены и т.п.
  • Капитальные расходы включают в себя затраты по приобретению непродовольственных товаров длительного пользования (мебель, хозяйственное оборудование, движимое имущество) антиквариата, ювелирные изделия и т.п.;
  • обязательные платежи и разнообразные взносы – обусловлены необходимостью уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней и в государственные внебюджетные фонды, а также, платежей по страхованию, взносов в общественные и кооперативные организации и т.д.
  • приобретение недвижимости – данные расходы включают затраты на строительство и покупку жилых помещений, дач, летних садовых домиков, баз отдыха, других помещений;
  • на прирост финансовых активов – эти расходы включают операции по использованию денежных сбережений путем их размещения на депозитных счетах в банковских и иных кредитных организациях, вложений в ценные бумаги и иные финансовые инструменты, и их накопление путем приобретения валюты и сохранения на руках у населения.

Важнейшей задачей ближайших  лет является существенное изменение роли финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны. В развитых государствах с рыночной экономикой финансы домашних хозяйств являются главным ресурсом, определяющим финансовый потенциал страны и, в конечном счете, характер ее экономического развития в целом. Величина доходов домашних хозяйств и предпочтения населения в их использовании формируют облик и направления развития экономики любой страны с рыночной экономикой.

2.4. Государственный кредит

Многие авторы выделяют такое звено финансовой системы, как государственный кредит.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между  государством в лице его органов  власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц  – с другой, при которых государство  выступает в качестве: заемщика, кредитора и гаранта. [1]

В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной  системы. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.

Во втором случае, органы власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе (Страны СНГ, Болгария, Индия, Алжир и др.). Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

Рисунок 5. Структура бюджетных  ссуд, предоставляемых государственным бюджетом.

В третьем случае, органы власти предоставляют государственные  и муниципальные гарантии и поручительства нижестоящим уровням бюджетной  системы и юридическим лицам  под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.

Как экономическая категория  государственный кредит обслуживает  формирование и использование государственных централизованных денежных фондов. Его специфическими чертами являются:

  • добровольность;
  • возвратность и платность;
  • на общегосударственном уровне не имеет конкретного целевого характера.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

    • Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.
    • Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на произв<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" sty

Информация о работе Финансовая система, ее состав и структура