Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 20:39, реферат

Краткое описание

Понятие финансовой системы является развитием более общего определения финансов. Финансы, как отмечалось ранее, выражают экономические общественные отношения. Однако отношения представляются по-разному, имеют свою специфику в каждом звене финансовой системы. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается валовой внутренний продукт (ВВП), распределяемый внутри предприятий и отраслей производства. Через государственный бюджет мобилизируются ресурсы а основной централизованный фонд государства и происходит их перераспределение между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения.

Содержание

Введение.
Общая характеристика финансовой системы КР.
Структурные реформы финансовой системы Кыргызской Республики.
Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской Республики.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

фин сист.docx

— 44.14 Кб (Скачать файл)

Одним из обобщающих показателей  уровня жизни населения являются денежные доходы. В целом за 1992-99 гг. располагаемые доходы населения  снизились почти в 1,5 раза. Прирост  данного показатели впервые отмечен в 2005 г. на 6,3 %, что связано с оживлением экономики, получением сельским населением земельных наделов.

За 11 месяцев 2007 г. денежные доходы населения сложились в  сумме 19263,3 млн.сом и увеличились по сравнению с этим же периодом 2006 г. на 15,4 %. Денежные расходы за этот же период возросли на 15,9 % и превысили доходы на 3,9 млн.сомов, за счет использования накопленных в прошлом средств. Но и в этих условиях реальные располагаемые денежные доходы в январе - ноябре 2007 г. увеличились по сравнению с тем же периодом 2006 г. на 4,7 %.

Независимо от конкретных форм и методов финансовое регулирование  денежных доходов населения призвано решать следующие задачи:

• повышение общего уровня жизни населения;

• достижение социально справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан;

• обеспечение прожиточного минимума конституциональных гарантий для всех граждан независимо от пола и возраста, национальности, места проживания, а так же вида общественно-полезного труда и способов извлечения доходов в рамках действующих законов;

• стимулирование трудовой и деловой деятельности активности населения, борьбы с незаконными доходами;

• привлечение всех трудоспособных граждан к финансовому участию в общегосударственных мероприятиях.

Повышению роли государственного бюджета в социальных процессах  способствуют кардинальное изменение  бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. За счет бюджетных средств финансируются  многие отрасли социального обслуживания населения - просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Возрастающее социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечить даже за счет дефицитного финансирования.

В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах  будет усиливаться. Обусловлено  это тем, что именно бюджетные  средства в совокупности с внебюджетными  фондами являются финансовой базой  осуществления социальных преобразований, перехода на новый, более высокий  уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный  бюджет призван нивелировать социальные последствия расслоения граждан  по их материальному достатку, что  вызвано переходом к рыночным условиям хозяйствования. С переходом  к рынку бюджет становится одним  из главных инструментов государства  в проведении экономической социальной политики.

При переходе к рыночным отношениям возникают новые формы  собственности, при этом существующая система социальной защиты населения  становится менее эффективной и  финансово обеспеченной. Ее жизнеспособность, тем более практическое исполнение осложняется как ограниченностью бюджетных средств, так и множеством законодательно-нормативных актов, предоставляющих населению различные виды социальной помощи и льгот.

Формирование социальной политики - сложный процесс, тесно  связанный с экономическим развитием. Решение многих назревших вопросов в социальной сфере зависит от финансовых возможностей республики. Несмотря на дефицит финансовых возможностей вопросы социальной защиты населения, по прежнему, находятся в центре внимания Правительства КР. Более того, целью государственной политики является не просто сохранение уровня жизни населения, но и преодоление бедности как социального явления.

Анализ макроэкономической ситуации показывает, что устойчивых тенденций комплексного, сбалансированного  развития за 2005-2006гг. не достигнуто

За этот период удалось  добиться некоторой последовательности в достижении задач макроэкономического  развития, однако в отдельных отраслях сохраняется нестабилность.

Наметившийся подъем имеет, прежде всего, структурный характер. Он проявился в основном в сырьевых экспортно-ориентированных отраслях. В завершившемся году возросли объемы производства в электроэнергетике, металлургической, химической, нефтехимической, деревообрабатывающей, легкой, пищевой  промышленности. Рост объемов выпуска  сырья и материалов полностью  компенсирует снижение объемов производства конечной продукции.

Промышленность, которая  переживала спад сначала финансового  кризиса 2007г., впервые в 2009г. показала заметные признаки оживления. Уже в  июне были достигнуты положительные  темпы роста физического объема производства.

Рост ВВП сопровождался  не только увеличением валовой продукции  в промышленности, но и в отраслях производственной инфраструктуры ( в грузовом транспорте – 108,3%, розничном товарообороте – 107,2%).

Активно наращивались темпы  подрядных работ в строительстве. Объем валовой продукции составил в 2009г. составил 5206,5 млн.сом, что на 5,9% больше чем в 2008г..

Большое влияние на формирование совокупного спроса в экономике  оказал рост инвестиций в основной капитал, что позитивно повлияло на динамику ее валового накопления. На развитие экономики и социальной сферы в 2009г. использовано 8216,7 млн. сом. капитальных вложений, что по сравнению с 2008г. на 4,2% больше.

Рост прибыли нефинансовых предприятий расширил возможности  финансирования инвестиций.

В 2009г. произошел перелом  негативной тенденции сокращения реальных денежных доходов населения, действовавший  в 2007-2008гг.

Реальные денежные доходы по сравнению с 2008г. увеличились  на 1.4%. Номинальный объем денежных доходов составил 39679,4 млн.сом. и возрос по сравнению с 2008г. на 18,2%. Рост денежных доходов способствовал расширению спроса домашних хозяйств на покупку товаров и услуг, стимулированию роста промышленности.

Минимальный потребительский  бюджет возрос на 9,8% и составил 1205, 31 млн. сом. Значительно снизились  темпы инфляции по сравнению с  предыдущими годами. Так, в 2007г. среднемесячный прирост цен составл 2,4%, в 2006г. –1,0%, в 2007г. – 1,3%, 2008г. – 2,9%, а в 2006г. – 0,8%.

Внешнеторговый оборот в 2009г. в целом находился на уровне 2008г. и в текущих ценах составил 1059,1млн. долл. США (50575,7 млн.сом.) Сальдо торгового баланса сложилось отрицательное в размере 50,1 млн. долл. И уменьшилось по сравнению с 2008г. в 2,9 раза. Объем импорта уменьшился на 7,5%, а объем экспорта увеличился на 11,2%.

Доходная часть государственного бюджета в 2006г. характеризуется следующими показателями.

Налоговые сборы составили 7675,8 млн. сом. или 88,8% уточненного плана, на 4,4% меньше по сравнению с 2008г.. Доля налогов в ВВП практически не изменилась: 12,3% в 2009г. и 12,2% в 2008г.

Государственный бюджет по расходам исполнен в сумме 11284,5 млн. сом. при плане 12121,9 млн.сом., или на 93,1%, что на 6,8% чем в 2008г. Доля расходов к ВВП составила 18,1%. Местный бюджет исполнен в сумме 3421,5 млн. сом, или на 96,8% к уточненному плану.

Расходная часть бюджета  составила 9740,8 млн.сом., или 92,8% от прогноза, что на 9,3% больше чем за 2008год. Не профинансировано 751,3 млн.сом. в связи с недопоступлением доходов, средств от приватизации, возврата бюджетных ссуд и грантов, специальных средств.

Министерство финансов в  процессе исполнения бюджета придерживалось политики, направленной на повышение  эффективности использования ограниченных ресурсов и в результате осуществляло в основном финансирование приоритетных статей расходов. Так, на финансирование защищенных статей расходов за 2009год  израсходовано 4608,5 млн. сом. или 92,4% от прогноза. Кроме того погашена задолженность 2005г.по защищенным статьям расходов на сумму 98,9 млн.сом.

Заключение.

Мировые финансовые системы  и финансовый рынок в западных странах имеет многолетнюю историю  развития.

Кыргызстан же находится  в начале становления рыночной экономики, экономике переходного периода  и вынужден стремительно осваивать  азы и законы нового механизма  хозяйствования. На ходу совершенствовать структуру финансовой системы и  применять финансовые механизмы  для регулирования развития экономики  и социально-экономических процессов.

Главным вопросом государственного регулирования по прежнему является проблема разработки стратегии социально-экономических преобразований с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов, подкрепленной сбалансированным бюджетом, финансовым механизмом.

Для ликвидации финансового  кризиса и в разрешении финансовых проблем нужно эффективно и экономно управлять и контролировать финансами  государства и строго четко руководствоваться  следующими принципами:

• независимо от уровня управления все финансовые операции должны быть прозрачными и полностью подотчетными (документально оформленными и доступными для контроля общественности);

• все формы государственных доходов и порядок их сбора (налоги, обязательные платежи, и другие сборы), независимо от уровня управления, должны строго соответствовать нормативным правовым актам; все доходы должны поступать на официальные депозитные счета в учреждениях Казначейства и полностью отражаться в республиканском и местных бюджетах;

• все платежи, производимые государственными органами, должны осуществляться в строгом соответствии с функциями и задачами этих органов, в рамках предусмотренных бюджетных средств, утвержденных на республиканском или местном уровнях;

• соблюдение строгой финансовой дисциплины всеми государственными органами, а также другими организациями, использующими бюджетные средства;

• внедрение и полное использование в экономике и во всех государственных учреждениях и организациях международных стандартов бухгалтерского учета и финансового аудита.

В результате проведения анализа действующего механизма функционирования финансовой системы выделенных узловых проблем необходимо провести комплекс мероприятий с целью улучшения нынешнего состояния. В итоге выполнения поставленных задач мы можем добиться следующего:

Пути совершенствования  управления финансами направлены на решение двух жизненно важных задач. Первая задача – это искоренение  бедности. А вторая – это повышение  репутации нашей страны на международной  арене с точки зрения заботы о  своем будущем.

Программы сокращения бедности в рамках этой стратегии подразумевают  тесное сотрудничество частного сектора  и государства.

Список литературы:

1. Дробозина Л. А. Общая теория финансов. М., 2001.

2. Жуков Е. Ф. Общая теория денег и кредита. М., 2001.

3. Бессон Ж.-Л., Джолдошева Т., Ореховская М.. Деньги и финансы. Бишкек: КГНУ, 2003.

4. Абалкин Л. И. Курс переходной экономики. М., 2003.  

5. Родионова В. М. Финансы. М., 2000.

6. Мусокожоев Ш. М. Экономика Кыргызской Республики. Бишкек, 2003.

7. Банковский вестник. № 5-6, 10., 2004., № 2., 2008.

8. Финансы. № 2, 5., 2004.

9. Экономический вестник. № 1., 2007.

10. Финансово-налоговый вестник. № 6, 9., 2007 г., № 1-2.,

 


Информация о работе Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской Республики