Финансовая система и характеристика её звеньев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2015 в 05:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: исследовать финансовую систему РФ.
Задачи:
- раскрыть сущность понятия «финансовая система»;
- охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы РФ;
- показать взаимосвязь всех элементов финансовой системы страны.
Объект исследования: финансовая система РФ, ее сферы и звенья.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….... 3
Глава 1 Сущность, структура и основные принципы построения
финансовых систем государства …………. ………………. 5
Сущность финансовой системы .………..…………………. 5
1.2 Структура финансовой системы и
принципы ее построения ………………...………………..... 10
1.3 Характерные черты финансовых систем
развивающихся стран ………………………………………. 16
1.4 Формирование финансовой системы в России…………….. 19
Глава 2 Финансовая система РФ.
Характеристика её основных звеньев .……………………... 22
2.1 Современная структура финансовой системы РФ…………. 22
2.2 Общегосударственные финансы ……………...……………. 23
2.3 Финансы страхования ………………………………………. 29
2.4 Кредитно-банковская система ……………………………… 31
2.5 Система государственных финансовых институтов………. 33
2.6 Финансы хозяйствующих субъектов,
как основа финансовой системы страны...………………… 35
Заключение ……………………………………………………………… 41
Список нормативных актов и литературы ………….…………

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 132.18 Кб (Скачать файл)

- бюджетов городских и сельских поселений.13

Бюджеты субъектов Российской Федерации включают: 21 бюджет республик в составе Российской Федерации; 6 бюджетов краев; 49 бюджетов областей; бюджет автономной области; 10 бюджетов автономных округов; бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджеты органов местного самоуправления Российской Федерации включают: 1867 бюджетов районов; 1091 бюджет городов; 329 бюджетов городских районов и округов; 1922 бюджета поселков городского типа; 24

444 бюджета  сельских администраций.

Государственный бюджет – основной финансовый план страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.

Государственный бюджет характеризуется следующими чертами:

- носит  ярко выраженный балансовый характер;

- формирование  и использование бюджета базируется  на сочетании централизованных  начал с инициативой местных  органов.

Основные функции бюджета:

- перераспределение  национального дохода и примерно 50% внутреннего валового продукта между территориями, отраслями деятельности, социальными группами населения;

- государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

- финансовое  обеспечение финансовой политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Бюджетный кодекс РФ.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении называется бюджетный процесс. В управлении бюджетным процессом принимают участие все органы государственной власти и управления РФ, центральное место в этом процессе занимает Министерство финансов РФ.

Работа по исполнению бюджета возложена на Министерство финансов РФ, Государственную налоговую службу, Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.

Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство РФ – структуру Министерства финансов РФ, которое осуществляет с единого (главного) счета Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными ресурсами.

2. Вторым звеном государственных  финансов являются внебюджетные фонды. Это фонды денежных средств, имеющие целевое назначение и находящиеся в управлении исполнительной органов власти. В настоящее время на федеральном уровне функционируют следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность, что позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия.

3. В составе бюджетов могут создаваться специальные целевые бюджетные фонды, которые представляют фонды денежных средств, образуемые за счет целевых источников, используемых по отдельной смете. Средства целевых бюджетных фондов находятся под контролем фискальных органов власти и не могут быть использованы на цели, не соответствующие их назначению. Такие фонды формируются за счет специальных налогов и платежей. Это такие фонды как: Дорожный фонд, Экологический фонд, Фонд борьбы с преступностью и другие.

На начальном этапе рыночных преобразований в России существовало множество внебюджетных фондов. Это было связано со слабостью государственной власти и тогдашней финансовой системы, неспособностью финансового аппарата страны управлять денежными потоками и формировать мощный государственный бюджет. «Размывание» ограниченных финансовых ресурсов по многочисленным внебюджетным фондам порождало массовое разворовывание денежных средств, нецелевое их использование и коррупцию. Поэтому по мере усиления государственной власти, налаживания финансовой системы, действовавшие ранее внебюджетные фонды, были включены в состав государственного бюджета в качестве целевых бюджетных фондов, а затем и они перестали выделяться, а финансирование расходов стало осуществляться в рамках разделов функциональной классификации расходов государственного бюджета.

4. В качестве самостоятельного звена государственных финансов выступает государственный (муниципальный) кредит, который отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, то есть происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.

Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, то есть государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.14

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ. Контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

Государство может выступать также в качестве инвестора, когда позаимствованные денежные средства направляются на капитальные вложения и в ценные бумаги (так называемые портфельные или финансовые инвестиции). Государство нередко выступает в качестве гаранта, то есть вы

дает гарантии юридическим и физическим лицам за определенную плату.

2.3 Финансы страхования

 

Самостоятельным звеном финансовой системы РФ являются финансы страхования – совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений, возникающих между участниками страхований по поводу формирования страхового фонда, предназначенного для страхования ущерба, возникшего в результате страхового случая.

Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Страхование, с одной стороны, является самостоятельной сферой финансовой системы, с другой - взаимодействует с каждым звеном финансовой системы: с бюджетами всех уровней бюджетной системы, с финансами предприятий, с организациями кредитно-банковской системы.

Характерными чертами страхования являются:

- Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая, ни размер причиненных убытков, ни конкретного страхователя, интересы которого будут подлежать защите.

- Возвратность средств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора.

- Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению распределяется между всеми участниками этих отношений.

Существуют следующие организационные формы страхового фонда:

1. Централизованный страховой (резервный) фонд. Образуется за счёт общегосударственных ресурсов. Назначение фонда - возмещение ущерба и устранение последствий стихийных бедствий и крупных аварий, повлекших большие разрушения и жертвы.

Централизованный страховой фонд имеет натуральную форму и содержит запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия, которые постоянно обновляются путем пополнение государственных резервов.

2. Фонд  самострахования (резервный фонд, или  фонд риска) формируется у хозяйствующих субъектов, размеры его не регламентированы законодательством. Создаётся в целях обеспечения деятельности предприятия в случае возникновения неблагоприятной ситуации. Используется для покрытия убытков, погашения облигаций и выпуска акций при отсутствии других средств, для приобретения основных средств производства.

3. Страховой фонд страховщика. Формирование фонда осуществляется в децентрализованном порядке. Страховой фонд по своему использованию имеет целевой характер и позволяет раскладывать убытки при страховых случаях на всех его участников за счёт перераспределения средств. Отношения страхования возникают между страховщиком и страхователем.

Звенья финансов страхования: пенсионное страхование (государст-

венное и негосударственное); социальное страхование; личное страхование; медицинское страхование; страхование имущества; страхование ответственности; страхование коммерческих рисков.

До 1990г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. С развитием рыночных отношений наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.15

2.4 Кредитно-банковская система

 

Кредитно-банковская система – это совокупность институтов, способствующих накоплению денежных средств в экономике.

Банковская система РФ имеет двухуровневую структуру. Первый уровень представлен Центральным банком РФ. Второй уровень включает банки и небанковские кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Центральный банк  РФ (ЦБ РФ) является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБ РФ – экономически самостоятельное учреждение, обеспечивающее управление денежными средствами государства и контроль за функционированием других институтов банковской сферы. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе и его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. ЦБ РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, надзор за их деятельностью; осуществляет валютный контроль.

Второй уровень банковской системы представлен сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни. Наряду с коммерческими банками функционируют так же специальные банки. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков, инвестиционные, осуществляю-

щие операции по выпуску и размещению ценных корпоративных бумаг.

Особое место в кредитной системе занимают:

1. Сбербанк  РФ – акционерное общество, обеспечивающее  управление денежными средствами населения и предприятия. Это крупнейший финансовый институт не только России, но и СНГ. Он обладает большой сетью подразделений. Основная сфера деятельности учреждения – это предоставление широкого перечня инвестиционных и банковских услуг. Главным акционером и одновременно учредителем финансового института выступает Центробанк РФ.16

Информация о работе Финансовая система и характеристика её звеньев