Финансовая система республики Узбекистан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшим инструментом экономической политики и регулирования рыночных отношений выступают финансы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Финансы выражают отношения экономического базиса - ту часть производственных отношений, которая связана с планомерным формированием, распределением и использованием фондов денежных средств, предназначенных для расширенного воспроизводства и динамичного развития экономики финансы занимают особое место в экономических отношениях. Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отношений в обществе.

Содержание

1. Сущность и функции финансов.
2. Финансовая система и ее субъекты.
3. Теоретические концепции государственных финансов и их эволюция.
4. Государственный бюджет: пути формирования и использования.
5. Бюджетный дефицит и государственный долг.
6. Государственный бюджет как инструмент финансового регулирования экономики.
7. Анализ бюджетной политики Узбекистана.

Вложенные файлы: 1 файл

referat.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

     Финансирование  постоянного дефицита. Если экономика не развивается, то невозможно использовать метод Долгового финансирования для ликвидации постоянного дефицита бюджета. Процентные платежи по государственному Долгу могут вырасти до такого уровня, что станут значительной частью бюджета. При постоянном дефиците общая его сумма будет по-прежнему расти и выплата процентов также соответственно увеличиваться. Однако с ростом экономики финансирование дефицита за счет займов может использоваться и при постоянном дефиците бюджета в том случае, если коэффициент "задолженность/доход" не будет увеличиваться.

     Финансирование  дефицита за счет увеличения денежных средств не является решением проблемы. Постоянный дефицит бюджета, финансируемый  Центральным банком, приводит к инфляции - чем больше дефицит, тем выше инфляция. Инфляция часто используется в развивающихся странах в качестве средства для решения проблемы государственного долга. Повышение уровня цен сокращает реальную стоимость платежей, которые должно осуществлять государство. Однако опасность использования "инфляционного налога" для решения проблемы дефицита состоит в том, что это может привести к гиперинфляции, население не будет доверять деньгам и перестанет использовать их в расчетах.

     Финансирование  дефицита бюджета. Финансирование дефицита бюджета на основе займов и денежное финансирование оказывают в значительной степени различный эффект на экономику. С одной стороны, финансирование дефицита за счет займов (долговое финансирование) в короткие промежутки времени повышает процентную ставку, снижает инвестиции и оказывает относительно нейтральный эффект на цены и совокупный спрос. С другой стороны - денежное финансирование дефицита сокращает процентную ставку, увеличивает инвестиции, повышает цены и совокупный спрос.

 
7. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ  ПОЛИТИКИ УЗБЕКИСТАНА

     Обретение Узбекистаном независимости сопровождается формированием самостоятельной  политики в области формирования и использования доходов госбюджета. Дотации из союзных источников больше не пополняют доходы госбюджета республики. Все это сформировало потребность в изменении налоговой политики республики. На первом этапе экономических реформ, осуществленных в республике, была реформирована и налоговая политика. Основная цель налоговой политики этого периода - обеспечение надлежащего уровня доходов госбюджета. Эта задача решалась в период спада производства и соответствующего сокращения налогооблагательной базы. Данный период характеризуется большой разновидностью налогов и их высокими ставками, что не могло не сдерживать развитие производства в республике.

     Такая система налогообложения не отвечала задачам экономической стабилизации, увеличению объемов производства и  стимулированию предпринимательской  деятельности в республике (изъятие  выручки в виде налогов и обязательных платежей у предприятий составило 37,2% и более).

     Действующие высокие ставки налогообложения  доходов сочетались с огромным числом налоговых льгот. Тем не менее  эти льготы не только не повлияли конкретным образом на расширение производства и развитие предпринимательской  деятельности, но и способствовали уклонению от уплаты налогов.

     Основная  тяжесть налогового бремени легла  на доходы предприятий при относительно низком уровне налогообложения природно-сырьевых ресурсов и имущества.

     Необходимость дальнейшего развития и реформирования налоговой системы в определенной степени реализована в Указе Президента Республики Узбекистан "Об основных направлениях увеличения стимулирующей роли налогов в Республике Узбекистан". Решения, принятые на основании Указа, нашли отражение в изменениях налоговых ставок и видов собираемых налогов с 1 января 1995 г.

     На  сегодняшний день доходы госбюджета формируются за счет поступлений  по следующим видам:

     1) индивидуальный подоходный налог  - взимается по прогрессивной  шкале до 32% в зависимости от  уровня заработной платы;

     2)налог  на доход предприятий - до 1992 г.  взимался налог на прибыль  совместно с платой за фонды  и трудовые ресурсы, с 1992 г.  этот налог заменен на налог  на доходы (в среднем ставка  налога 12%; в 1993-1994 гг. - 18%), с 1 января 1995 г. он заменен налогом на прибыль предпринимателей (ставка налога - 38% прибыли). Законом предусматривается возможность корректировки утвержденной ставки налога на прибыль в сторону уменьшения посредством стимулирующих коэффициентов. (Она может снижаться до 10% при направлении более 50% балансовой прибыли на развитие производства.)

     Применяется понижающий коэффициент к установленной  ставке налога в размере 0,3 процентных пункта на каждый 1 % прироста объемов  производства продукции.

     Шесть групп предприятий частично или  полностью освобождаются от уплаты налога или имеют налоговые льготы: вновь созданные предприятия, предприятия, патентующие инновационную продукцию, совместные предприятия (с более чем 30% иностранного капитала), совместные предприятия с иностранным капиталом республиканских инвестиционных программ, фермерские хозяйства, приватизированные предприятия;

     3) налог на социальное страхование  (ставка налога 37,2% от фонда заработной  платы) введен в 2001 г.:

     35% - в фонд социального страхования;

     0,7 % - в фонд Совета Федерации профсоюзов;

     1,5 % - в фонд занятости;

     1,2 % налога выплачивается за счет работающего в фонд социального страхования;

     4) налог на собственность (имущество)  взимается с 1992 г. по ставке 0,5% от стоимости имущества, стоимости  основных производственных фондов, находящихся на балансе предприятия. С 1993 г. ставка налога повышается до 17% ежегодно. В 1995 г. ставка налога повышена до 2%;

     5) налог на землю с 1 января 1994 г. введен на земли несельскохозяйственного  производства, с 1 января 1995 г.- на  земли, используемые в сельскохозяйственном производстве - выплачивается с 1 гектара дифференцированно по зонам и по видам земли с учетом местоположения участка и его обеспеченности водой. В 1995 г. в связи с инфляционными процессами сумма налога увеличена в 15 раз;

     6) акцизы - этим видом налога облагаются  алкогольные напитки, сигареты, ковры,  мебель, холодильники, телевизоры. Ставки, дифференцированные по видам  продукции, устанавливаются в  процентах к стоимости в отдельных  ценах; с 1993 г. введены акцизы  на хлопковолокно, с 1994 г. - на нефтепродукты, с 1995 г. - на природный газ, нефть, газовый конденсат, товары первой необходимости и повседневного спроса;

     7) налог на добавленную стоимость  - введен с 1992 г. вместо налога  с оборота и налога с продаж. Ставки налога ежегодно корректировались: 1992 г. - 30%, 1993 г. - 25% (6% оставалось в распоряжении предприятий, т. е. фактически в виде налога выплачивалось 19%), с 1 июня 1994 г. - 20%, 1995 г. - 18%. На первый взгляд, 1 июня 1994 г. ставка налогообложения снизилась на 5%, - фактически же она повысилась на 1%;

     8) таможенные пошлины - введены  с 1994 г. по дифференцированным  ставкам в зависимости от вида  продукции. Импортные таможенные  пошлины были введены и отменены  в августе 1992 г., но сохранены  экспортные таможенные пошлины. В октябре 1995 г. восстановлены импортные пошлины по 26 наименованиям товаров по дифференцируемым ставкам до 100% стоимости импортируемой продукции;

     9) налог с владельцев транспортных  средств - введен в 1993 г. по  ставкам, установленным в зависимости от мощности двигателя и вида транспорта. В 1994 г. ставки налога повышены для юридических лиц в 50 раз, для физических лиц - в 25 раз относительно ставок 1993 г. В 1995 г. ставки повышены в 15 раз к уровню 1994 г.;

     10) плата за воду - введена в 1993 г. дифференцированно по поверхностным источникам - 15 коп./куб. м. (по подземным источникам - 20 коп./куб. м.). В 1994 г. плата за воду повышена в 9 раз, в 1995 г. - в 50 раз относительно уровня 1994 г.

     В 1995 г. в республике введен налог на недра.

     В этом же году отменен ряд налогов:

     - на сырьевые ресурсы, вывозимые  за пределы республики; взимался  с 1992 г. по дифференцированным  ставкам, средняя ставка налога - 5%, в 1993-1994 гг. - 10%;

     - на лесной доход;

     - изъятие в бюджет 20% от начисленной  амортизации.

     В 1994 г. отменены ресурсные платежи - взимание в размере 6% от стоимости материальных затрат, вложенных в себестоимость  продукции; взимались с 1993 г.

     С марта 1996 г. в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан для  стимулирования экспортного производства вводится дифференцированное снижение ставок налога на прибыль предприятия, увеличивающее долю экспортной продукции в общем объеме производства. За годы независимости претерпели изменения и расходы, существляемые из госбюджета республики. В расходах госбюджета была и остается особой статьей социальная защита  населения. С 1991 г. вводится выплата пособий матерям с дифференциацией этих пособий в зависимости от возраста детей в связи с ростом уровня цен. Из госбюджета республики возмещается разница в ценах на важнейшие виды продуктов и непродовольственные товары; производителям возмещалась разница в цене за питание студентов и школьников.

     Но  социальная защита не коснулась наиболее уязвимых слоев населения и с 1994 г. все потребительские субсидии отклоняются с одновременным увеличением пособий для малообеспеченных слоев населения.

     До 1991 г. из госбюджета республики оказывалась  поддержка предприятиям промышленности, строительного комплекса, жилищно-коммунального  хозяйства и других отраслей народного хозяйства в основном на пополнение собственных оборотных средств и на поддержку убыточных предприятий.

     Из  госбюджета покрывались расходы, связанные  с эксплуатацией сооружений Минводхоза, так как опасались повышения  цен на сельскохозяйственную продукцию  ввиду перевода хозяйств на платное водопользование, но с 1994 г. полностью отменены эти и другие виды дотаций всем хозрасчетным предприятиям.

     Как и в большинстве стран, в Узбекистане  существует дефицит государственного бюджета, который финансируется  из разных источников. С 1995 г. к основному источнику финансирования дефицита госбюджета - к кредитам Центробанка - добавились внешние займы и выпуск среднесрочных ценных бумаг.

     Таким образом, по мере осуществления национальной модели рыночных реформ в Узбекистане формировалась современная государственная бюджетная политика, основанная как на изучении мирового опыта, так и на особенностях развития страны. 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ковалев В. В., «Финансовый анализ», М: Финансы и статистика, 2-ое издание, 1998г.
  2. Ковалев В. В., «Финансовый анализ. Методы и процедуры», М: Финансы и статистика, 2001г.
  3. Колчина К. В., «Финансы предприятия», М: Юнити, 2-ое издание, 2001г.
  4. Стоянова Е. С., «Финансовый менеджмент», М: Перспектива, 5-ое издание, 2000г.

5. http://www.tfi.uz


Информация о работе Финансовая система республики Узбекистан