Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 11:58, курсовая работа
Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основных стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление.
Введение…………………………………………………………………….…....4
1. Содержание процесса управления финансами и его структура………...6
2. Органы управления финансами, их задачи и функции…………...….13
3. Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, их функции, задачи и права…..…16
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………….25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….25
Приложение А. ……………………………………………………………….....
Приложение Б. …………………………………………………………………..28
ВВЕДЕНИЕ
Финансы представляют
собой совокупность денежных
отношений, возникающих в процессе
создания фондов денежных
На современном
этапе развития экономики тема
управления финансами
Цель курсовой работы - рассмотреть и раскрыть сущность управления финансами в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть общее понятие об управлении финансами;
- охарактеризовать звенья, объекты и субъекты управления финансами;
- рассмотреть
действующую организацию
- рассмотреть органы управления финансами, их структуру, задачи и функции;
- рассмотреть
место Министерства финансов
и Министерства по налогам
и сборам Республики Беларусь
в составе органов
Управление
финансами является составной
частью общей системы
Цель управления
финансами – финансовая
1 Содержание процесса управления финансами и его структура
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой.
Управление – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Управление финансами - это осознанное воздействие органов управления на финансы страны [1, с. 39].
Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему отношений, обусловленной историческими, экономическими и политическими условиями и подчинено финансовой политике государства.
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
В управлении финансами можно выделить объекты и субъекты. В качестве объектов управления выступают виды финансовых отношений, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
Управление финансами осуществляют специальные органы с помощью особых приемов и методов. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи.
К основным методам управления финансами можно отнести: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование, оперативное регулирование финансов, контроль их состояния, учет финансовых ресурсов.
Финансовый анализ призван формировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации, проявившихся тенденций и выявленных проблем. Он опирается на бухгалтерскую, статистическую, оперативную документацию, отчетность. В ходе финансового анализа широко используются методы аудита.
Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребностей финансовых процессов в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности, и является предпосылкой финансового планирования. Выделяют долгосрочное (более 10 лет) и краткосрочное (5–10 лет) финансовое прогнозирование. Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы. Вопросами прогнозирования в Республике Беларусь занимается в основном Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики Республики Беларусь.
Экономические и финансовые прогнозы разрабатываются на основе отчетных данных за прошедшие периоды с соблюдением правил ведения национальных счетов.
Финансовое прогнозирование должно предшествовать планированию. Оно включает анализ и оценку явлений и тенденций, поиск альтернативных вариантов управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях.
Планирование характеризуется регламентированностью, упорядоченностью процесса, оно связано с обработкой информации, направлено на достижение определенных целей носит временной характер. Это процесс установления целей, определения задач и разработки модели принятия решения при выборе средств достижения этих целей и решения этих задач[3,с. 756]. Высшая цель планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений. В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливают параметры финансовой системы, величину и источники получения финансовых ресурсов и каналы их расходования, степень соответствия поступлений и затрат, уровень дефицитности ресурсов. Основой финансового планирования служат составление и принятие бюджетов и финансовых балансов, а также разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-проектов, бизнес-планов.
Главным объектом финансового планирования выступают финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансового планирования принадлежит бюджетам. В них количественно отражается образование и расходование фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления
К примерным этапам финансового планирования можно отнести:
1) составление проекта финансового плана (бюджета);
2) рассмотрение и утверждение финансового плана;
3) исполнение финансового плана;
4) своевременная корректировка финансового плана;
5) контроль за выполнением показателей финансового плана[2, с. 33].
Содержание финансового планирования как разновидности управленческой деятельности выражается в его принципах. Общими принципами являются:
1. принцип гибкости, означающий
необходимость создавать
2. принцип координации, ключевыми
чертами которого являются
3. принцип непрерывности,
обеспечивающий
Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки бюджетов, балансов, финансовых планов, осуществляемой в связи с возникшими обстоятельствами, а также с целью перераспределения, изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получение максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач. Оперативное управление – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.
Контроль состояния финансов и финансовой деятельности на всех уровнях финансовой системы призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления финансами информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования, использования финансовых ресурсов, денежных средств, исполнении бюджетов, балансов. Финансовый контроль представляет собой совокупность мероприятий по организации соблюдения финансового законодательства и финансовой дисциплины всех субъектов хозяйствования и управления, а также оценку эффективности финансовых операций и целесообразности произведенных расходов. Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов. Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели: доходы и расходы бюджетов различных уровней, размеры налоговых платежей, доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т.д. Сферой финансового контроля являются операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, и различные формы взаимозачетов.
Целью финансового контроля является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем.
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи:
1) обеспеченность
2) выявление внутрихозяйственных
резервов роста объема
3) достижение сбалансированности между источниками финансовых ресурсов и размерами платежей по хозяйственным операциям и т.д.[2, с.36-37].
Различают следующие методы (способы, приемы) осуществления финансового контроля: проверки, обследования, надзор, анализ финансового состояния, наблюдения (мониторинг), ревизий.
Проверка производиться по отдельным вопросам финансовой деятельности на основе отчетной документации и расходных документов. В случае выявления нарушения финансовой дисциплины намечаются меры по устранению их негативных последствий.
Обследование предполагает изучение отдельных аспектов функционирования предприятия, организаций с целью определения их финансового состояния и возможных направлений развития.