- контроль за эффективным использованием
основного и оборотного капитала на предприятиях;
- контроль за состоянием расчетов
в целом по министерству (ведомству) по
платежам в бюджет, расчетам с поставщиками
и покупателями, а также по заработной
плате с рабочими и служащими;
- финансирование подведомственных
предприятий и учреждений, руководство
их финансовой деятельностью
и т.п. [3, с. 40].
В низовых звеньях хозяйственного
управления, т.е. на предприятиях и других
структурах, управление финансами, как
правило, осуществляют финансовые отделы,
а при их отсутствии - другие экономические
службы (в частности, бухгалтерии). Они
выполняют примерно те же функции, что
и финансовые управления (отделы) министерств
и ведомств, но в пределах конкретного
предприятия.
3 Министерство финансов Республики Беларусь
и Министерство по налогам и сборам Республики
Беларусь, их функции, задачи и права
Центральным органом управления финансами
в Республике Беларусь является Министерство
финансов. Создание Министерства финансов
было закреплено Постановлением Кабинета
Министров Республики Беларусь от 11 июня
1995г. N 369. Министерство финансов Республики
Беларусь является республиканским органом
государственного управления и подчиняется
Совету Министров Республики Беларусь.
Основными задачами Министерства финансов
являются:
- проведение государственной политики,
осуществление управления в финансовой
сфере деятельности и координаций действий
в этой сфере других республиканских органов
государственного управления;
- обеспечение активного использования
финансов в целях повышения эффективности
производства, роста национального дохода,
создания и развития прогрессивных рыночных
форм и структур;
- разработка методологии, отчетности
и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других республиканских органах государственного контроля;
- контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.
Министерство финансов в соответствии
с возложенными на него задачами:
- осуществляет методическое руководство
бюджетно-финансовой сферой в республике,
изучает экономику, финансы отраслей и
административно-территориальных единиц,
разрабатывает предложения по совершенствованию
финансово-кредитного механизма и увеличению
доходов бюджета;
- обеспечивает исполнение республиканского
бюджета, составляет роспись доходов и
расходов и устанавливает с участием соответствующих
министерств, других республиканских
органов государственного управления
поквартальное распределение доходов
и расходов республиканского бюджета
с бюджетами областей г.Минска;
- регулирует финансовые взаимоотношения
между республиканским бюджетом и внебюджетными
фондами;
- организует учет и проведение бюджетно-финансовых
операций, связанных с государственными
финансовыми средствами;
- осуществляет подготовку и уточнение
правил управления государственными финансовыми
средствами и их учет;
- определяет, разрабатывает и утверждает
формы бюджетной документации, формы бухгалтерского
учета и отчетности об исполнении бюджетов
и об исполнении смет расходов бюджетных
учреждений и организаций;
- осуществляет общее методологическое
руководство бухгалтерским учетом и отчетностью
предприятий, объединений, учреждений
и организаций всех форм собственности,
обеспечивает постоянное совершенствование
учета и отчетности на основе международных
стандартов бухгалтерского учета и принципов
мировой практики;
- организует методологическое обеспечение
и осуществляет практическую деятельность
по совершенствованию внутригосударственных
и межгосударственных валютно-финансовых
отношений [20, с. 37-38].
Министерство финансов осуществляет
следующие контрольные и надзорные функции:
- систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета;
- контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями;
- контроль за состоянием ведомственного контроля в республике;
- контроль за соблюдением законодательства, регулирующего лотерейную деятельность;
- методологическое руководство аудитом,
контроль за соблюдением аудиторами, осуществляющими
деятельность в качестве индивидуального
предпринимателя, и аудиторскими организациями
законодательства об осуществлении
аудиторской деятельности, лицензионных
требований и условий;
- контроль за выполнением государственного заказа;
- контроль за целевым и рациональным использованием
драгоценных металлов и драгоценных камней
и изделий из них из Госфонда;
- надзор за соблюдением страховыми организациями,
страховыми посредниками и объединениями
страховщиков требований законодательства
о страховании;
- контроль и надзор за выпуском и обращением
акций и облигаций, а также за обращением
ценных бумаг, за деятельностью профессиональных
участников рынка ценных бумаг и фондовых
бирж;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных организаций.[8]
С учетом возложенных на Министерство
финансов Республики Беларусь многочисленных
функций и задач, оно наделено большими
правами. В частности, оно вправе требовать
и получать от республиканских органов
государственного управления и организаций
информацию об осуществлении бюджетно-финансовых
операций по формированию и использованию
государственных финансовых средств,
материалы, необходимые для бюджетно-финансового
планирования, бухгалтерские отчеты, балансы
и прочие материалы, необходимые для осуществления
контроля за выполнением организациями
финансовых обязательств перед государством
и за соблюдением государственной финансовой
дисциплины. А от областных и Минского
городского исполнительных комитетов
материалы, необходимые для формирования
расчетных показателей по проектам местных
бюджетов, утвержденные местными Советами
депутатов своды местных бюджетов областей
и г. Минска, уточненные назначения по
этим бюджетам, а также отчеты об их исполнении
по формам, утвержденным Минфином.[7]
Кроме всего этого, Министерство финансов
Республики Беларусь имеет право:
- ограничивать и приостанавливать финансирование
расходов за счет государственных средств
в случаях несоблюдения их получателями
законодательства, необоснованного получения
либо использования указанных средств
не по целевому назначению,
- вкладывать свободные средства республиканского
бюджета в хозяйственную деятельность,
акции и другие ценные бумаги, выдавать
бюджетные займы, бюджетные ссуды организациям
в соответствии с законодательством;
- расходовать средства с 1 января текущего
года в размере 1/12 бюджетных ассигнований
предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год;
- истребовать данные о доходах и расходах
государственных целевых внебюджетных
фондов и внебюджетных средств организаций,
финансируемых из бюджета, по формам и
в сроки, установленные Минфином, и осуществлять контроль
за использованием средств государственных целевых внебюджетных фондов и внебюджетных средств;
- проводить в установленном порядке в
государственных органах, у иных юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей,
в том числе по постановлениям (письменным
обращениям) правоохранительных органов,
соответствующие проверки (ревизии) по
вопросам, относящимся к компетенции Минфина;
- проводить проверки по вопросам соблюдения
аудиторами, осуществляющими деятельность
в качестве индивидуального предпринимателя,
и аудиторскими организациями порядка
осуществления аудиторской деятельности;
- проводить проверки соблюдения страховыми
организациями, их обособленными структурными
подразделениями, а также страховыми посредниками
требований законодательства о страховании
и др.[7]
Минфин возглавляет Министр, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности
Президентом Республики Беларусь.
В составе Министерства финансов Республики
Беларусь функционируют крупные подразделения
- Главные управления и управления. На
низовом уровне Министерство осуществляет
свои функции через региональные, областные
финансовые управления, а в районах и городах
- через районные и городские финансовые
отделы. Характерная особенность управления
в системе Минфина - двойное подчинение
его республиканских и местных органов.
Так, например, областные финансовые управления
подчинены одновременно областным органам
власти и Министерству финансов.[13, с. 96-97]
Министерство по налогам и сборам
Республики Беларусь (МНС) является республиканским
органом государственного управления,
проводящим государственную политику,
осуществляющим регулирование и управление
в сфере налогообложения, контроля за
производством и оборотом алкогольной,
непищевой спиртосодержащей продукции,
этилового спирта и табачных изделий (далее
- алкогольной продукции и табачных изделий),
оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных
напитков и табачных изделий и координирующим
деятельность в этой сфере других республиканских
органов государственного управления.
МНС в своей деятельности
руководствуется Конституцией Республики
Беларусь, иными актами законодательства,
а также настоящим Положением.
В структуру МНС входят главные
управления, управления, отделы. МНС осуществляет
руководство деятельностью инспекций
Министерства по налогам и сборам Республики
Беларусь по областям и г. Минску, районам,
городам (за исключением городов Бреста,
Витебска, Гомеля, Гродно, Могилева), районам
в городам.
МНС является юридическим лицом,
имеет печать, бланки с изображением Государственного
герба Республики Беларусь и со своим
наименованием.
Финансирование расходов на
содержание аппарата МНС и инспекций МНС
осуществляется за счет средств республиканского
бюджета.
Основными задачами МНС являются:
- осуществление контроля в пределах
своей компетенции за соблюдением налогового
законодательства, законодательства о
предпринимательстве, декларированием
физическими лицами доходов, имущества
и источников денежных средств, обеспечением
правильного исчисления, полной и своевременной
уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее
- налоги), пеней, финансовых, экономических
санкций (далее - иные обязательные платежи)
в бюджет, государственные целевые бюджетные
и государственные внебюджетные фонды
(далее - бюджет);
- осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;
- учет причитающихся к уплате
и фактически уплаченных сумм налогов,
иных обязательных платежей в бюджет;
- разработка предложений по
совершенствованию налогового законодательства
и организации работы налоговых органов;
- осуществление функций агентов
валютного контроля в пределах своей компетенции;
- предупреждение, выявление
и пресечение нарушений в сфере налогового
законодательства, законодательства о
предпринимательстве в пределах своей
компетенции;
- подготовка налоговых соглашений
с другими государствами, осуществление
связей с их налоговыми службами, изучение
опыта их работы;
- принятие нормативных правовых
актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания
налогов, иных обязательных платежей в
бюджет.
МНС в соответствии с возложенными
на него задачами осуществляет следующие
функции:
- контроль за соблюдением налогового законодательства;
- организует деятельность инспекций МНС;
- подготавливает предложения
по совершенствованию государственной
политики в области производства и оборота
алкогольной продукции и табачных изделий;
- изучает и анализирует складывающуюся
ситуацию на рынке алкогольной продукции
и табачных изделий, вырабатывает предложения
по вопросам усиления государственного
контроля и регулирования в сфере производства
и оборота алкогольной продукции и табачных
изделий, координирует деятельность других
республиканских органов государственного
управления, местных исполнительных и
распорядительных органов по этим вопросам;
- осуществляет государственный
контроль за:
- производством и оборотом
алкогольной продукции и табачных изделий,
оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных
напитков и табачных изделий; декларированием
юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями объемов производства
и оптовой реализации алкогольной продукции
и табачных изделий;
- соблюдением юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями,
осуществляющими производство алкогольной
продукции и табачных изделий, установленных
норм расхода сырья и материалов на единицу
готовой продукции, порядка ввоза в Республику
Беларусь и реализации на ее территории
алкогольной продукции и табачных изделий
зарубежного производства;
- соблюдением установленного
порядка выдачи юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям специальных разрешений
(лицензий) на осуществление деятельности,
связанной с производством и оборотом
алкогольной продукции и табачных изделий,
на осуществление розничной торговли
(включая алкогольные напитки и табачные
изделия), лицензий на импорт алкогольной
продукции и табачных изделий, экспорт
алкогольной продукции;
- заявляет ходатайства о лишении
организаций и индивидуальных предпринимателей
специальных разрешений (лицензий) на
осуществление определенных видов деятельности;
- осуществляет в пределах своей
компетенции контроль за использованием акцизных марок для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий;
- ведет баланс производства
и оборота на внутреннем рынке алкогольной
продукции и табачных изделий;
- в целях предотвращения легализации
доходов, полученных незаконным путем,
осуществляет контроль за порядком проведения финансовых операций в пределах своей компетенции;
- проводит разъяснительную работу
по вопросам применения налогового законодательства,
законодательства о предпринимательстве,
издает нормативные правовые акты по вопросам,
отнесенным к его компетенции, разрабатывает
и утверждает формы налоговых деклараций
(расчетов), отчетов и других документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов,
иных обязательных платежей в бюджет,
а также отчетов инспекций МНС;
- рассматривает в пределах своей
компетенции предложения, заявления и
жалобы, поступившие от организаций и
физических лиц;
- анализирует отчетные данные,
результаты налоговых проверок и на основании
их анализа разрабатывает предложения
по совершенствованию деятельности инспекций
МНС;
- разрабатывает в пределах своей
компетенции предложения по совершенствованию
налоговой политики, налогового законодательства,
законодательства о предпринимательстве;
- проводит проверки деятельности
инспекций МНС и по их результатам принимает
меры к устранению выявленных недостатков,
заслушивает отчеты руководителей инспекций
МНС о деятельности инспекций МНС, оказывает
методическую и практическую помощь в
ее организации, изучает и распространяет
положительный опыт работы;
- обеспечивает подбор, расстановку,
подготовку и переподготовку кадров;
- осуществляет мероприятия по
созданию и внедрению информационных
систем, автоматизированных рабочих мест
и других средств автоматизации и компьютеризации
работы налоговых органов;
- планирует и распределяет ассигнования
на содержание инспекций МНС, контролирует
их использование;
- принимает меры по обеспечению
защиты сотрудников налоговых органов
при исполнении ими служебных обязанностей;
- осуществляет иные функции,
предусмотренные законодательством.