Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Финансы представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе создания фондов денежных средств у хозяйствующих субъектов и государства и использования их на цели воспроизводства, стимулирования и удовлетворения социальных нужд общества. Выделяют три основных стадии процесса общественного воспроизводства: производство, распределение и потребление.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…....4
1. Содержание процесса управления финансами и его структура………...6
2. Органы управления финансами, их задачи и функции…………...….13
3. Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, их функции, задачи и права…..…16
Заключение………………………………………………………………………23
Список использованных источников………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 55.89 Кб (Скачать файл)

- контроль за эффективным использованием основного и оборотного капитала на предприятиях;

- контроль за состоянием расчетов в целом по министерству (ведомству) по платежам в бюджет, расчетам с поставщиками и покупателями, а также по заработной плате с рабочими и служащими;

- финансирование подведомственных  предприятий и учреждений, руководство  их финансовой деятельностью  и т.п. [3, с. 40].

В низовых звеньях хозяйственного управления, т.е. на предприятиях и других структурах, управление финансами, как правило, осуществляют финансовые отделы, а при их отсутствии - другие экономические службы (в частности, бухгалтерии). Они выполняют примерно те же функции, что и финансовые управления (отделы) министерств и ведомств, но в пределах конкретного предприятия.

 

3 Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, их функции, задачи и права

 

 

Центральным органом управления финансами в Республике Беларусь является Министерство финансов. Создание Министерства финансов было закреплено Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 11 июня 1995г. N 369. Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

Основными задачами Министерства финансов являются:

  • проведение государственной политики, осуществление управления в финансовой сфере деятельности и координаций действий в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
  • обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
  • разработка методологии, отчетности и контроля за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других республиканских органах государственного контроля;
  • контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.

Министерство финансов в соответствии с возложенными на него задачами:

  1. осуществляет методическое руководство бюджетно-финансовой сферой в республике, изучает экономику, финансы отраслей и административно-территориальных единиц, разрабатывает предложения по совершенствованию финансово-кредитного механизма и увеличению доходов бюджета;
  2. обеспечивает исполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов и устанавливает с участием соответствующих министерств, других республиканских органов государственного управления поквартальное распределение доходов и расходов республиканского бюджета с бюджетами областей г.Минска;
  3. регулирует финансовые взаимоотношения между республиканским бюджетом и внебюджетными фондами;
  4. организует учет и проведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами;
  5. осуществляет подготовку и уточнение правил управления государственными финансовыми средствами и их учет;
  6. определяет, разрабатывает и утверждает формы бюджетной документации, формы бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов и об исполнении смет расходов бюджетных учреждений и организаций;
  7. осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, объединений, учреждений и организаций всех форм собственности, обеспечивает постоянное совершенствование учета и отчетности на основе международных стандартов бухгалтерского учета и принципов мировой практики;
  8. организует методологическое обеспечение и осуществляет практическую деятельность по совершенствованию внутригосударственных и межгосударственных валютно-финансовых отношений [20, с. 37-38].

Министерство финансов осуществляет следующие контрольные и надзорные функции:

  • систематический контроль за исполнением республиканского бюджета, соблюдением банками Республики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета;
  • контроль за своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и организациями;
  • контроль за состоянием ведомственного контроля в республике;
  • контроль за соблюдением законодательства, регулирующего лотерейную деятельность;
  • методологическое руководство аудитом, контроль за соблюдением аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий;
  • контроль за выполнением государственного заказа;
  • контроль за целевым и рациональным использованием драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них из Госфонда;
  • надзор за соблюдением страховыми организациями, страховыми посредниками и объединениями страховщиков требований законодательства о страховании;
  • контроль и надзор за выпуском и обращением акций и облигаций, а также за обращением ценных бумаг, за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подчиненных организаций.[8]

С учетом возложенных на Министерство финансов Республики Беларусь многочисленных функций и задач, оно наделено большими правами. В частности, оно вправе требовать и получать от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций по формированию и использованию государственных финансовых средств, материалы, необходимые для бюджетно-финансового планирования, бухгалтерские отчеты, балансы и прочие материалы, необходимые для осуществления контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением государственной финансовой дисциплины. А от областных и Минского городского исполнительных комитетов материалы, необходимые для формирования расчетных показателей по проектам местных бюджетов, утвержденные местными Советами депутатов своды местных бюджетов областей и г. Минска, уточненные назначения по этим бюджетам, а также отчеты об их исполнении по формам, утвержденным Минфином.[7]

Кроме всего этого, Министерство финансов Республики Беларусь имеет право:

  • ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств в случаях несоблюдения их получателями законодательства, необоснованного получения либо использования указанных средств не по целевому назначению,
  • вкладывать свободные средства республиканского бюджета в хозяйственную деятельность, акции и другие ценные бумаги, выдавать бюджетные займы, бюджетные ссуды организациям в соответствии с законодательством;
  • расходовать средства с 1 января текущего года в размере 1/12 бюджетных ассигнований предыдущего года в пределах поступающих в течение каждого месяца доходов вплоть до принятия Закона Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год;
  • истребовать данные о доходах и расходах государственных целевых внебюджетных фондов и внебюджетных средств организаций, финансируемых из бюджета, по формам и в сроки, установленные Минфином, и осуществлять контроль за использованием средств государственных целевых внебюджетных фондов и внебюджетных средств;
  • проводить в установленном порядке в государственных органах, у иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов, соответствующие проверки (ревизии) по вопросам, относящимся к компетенции Минфина;
  • проводить проверки по вопросам соблюдения аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности;
  • проводить проверки соблюдения страховыми организациями, их обособленными структурными подразделениями, а также страховыми посредниками требований законодательства о страховании и др.[7]

Минфин возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Республики Беларусь.

В составе Министерства финансов Республики Беларусь функционируют крупные подразделения - Главные управления и управления. На низовом уровне Министерство осуществляет свои функции через региональные, областные финансовые управления, а в районах и городах - через районные и городские финансовые отделы. Характерная особенность управления в системе Минфина - двойное подчинение его республиканских и местных органов. Так, например, областные финансовые управления подчинены одновременно областным органам власти и Министерству финансов.[13, с. 96-97]

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь (МНС) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения, контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, этилового спирта и табачных изделий (далее - алкогольной продукции и табачных изделий), оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий и координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

 МНС в своей деятельности  руководствуется Конституцией Республики  Беларусь, иными актами законодательства, а также настоящим Положением.

В структуру МНС входят главные управления, управления, отделы. МНС осуществляет руководство деятельностью инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по областям и г. Минску, районам, городам (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Могилева), районам в городам.

МНС является юридическим лицом, имеет печать, бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Финансирование расходов на содержание аппарата МНС и инспекций МНС осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Основными задачами МНС являются:

  • осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств, обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплаты налогов, сборов (пошлин) (далее - налоги), пеней, финансовых, экономических санкций (далее - иные обязательные платежи) в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды (далее - бюджет);
  • осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;
  • учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
  • разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации работы налоговых органов;
  • осуществление функций агентов валютного контроля в пределах своей компетенции;
  • предупреждение, выявление и пресечение нарушений в сфере налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве в пределах своей компетенции;
  • подготовка налоговых соглашений с другими государствами, осуществление связей с их налоговыми службами, изучение опыта их работы;
  • принятие нормативных правовых актов о порядке исчисления, уплаты и взыскания налогов, иных обязательных платежей в бюджет.

МНС в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • организует деятельность инспекций МНС;
  • подготавливает предложения по совершенствованию государственной политики в области производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий;
  • изучает и анализирует складывающуюся ситуацию на рынке алкогольной продукции и табачных изделий, вырабатывает предложения по вопросам усиления государственного контроля и регулирования в сфере производства и оборота алкогольной продукции и табачных изделий, координирует деятельность других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по этим вопросам;
  • осуществляет государственный контроль за:

- производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий; декларированием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объемов производства и оптовой реализации алкогольной продукции и табачных изделий;

  - соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство алкогольной продукции и табачных изделий, установленных норм расхода сырья и материалов на единицу готовой продукции, порядка ввоза в Республику Беларусь и реализации на ее территории алкогольной продукции и табачных изделий зарубежного производства;

  • соблюдением установленного порядка выдачи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям специальных разрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, на осуществление розничной торговли (включая алкогольные напитки и табачные изделия), лицензий на импорт алкогольной продукции и табачных изделий, экспорт алкогольной продукции;
  • заявляет ходатайства о лишении организаций и индивидуальных предпринимателей специальных разрешений (лицензий) на осуществление определенных видов деятельности;
  • осуществляет в пределах своей компетенции контроль за использованием акцизных марок для маркировки алкогольных напитков и табачных изделий;
  • ведет баланс производства и оборота на внутреннем рынке алкогольной продукции и табачных изделий;
  • в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, осуществляет контроль за порядком проведения финансовых операций в пределах своей компетенции;
  • проводит разъяснительную работу по вопросам применения налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, издает нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, разрабатывает и утверждает формы налоговых деклараций (расчетов), отчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, иных обязательных платежей в бюджет, а также отчетов инспекций МНС;
  • рассматривает в пределах своей компетенции предложения, заявления и жалобы, поступившие от организаций и физических лиц;
  • анализирует отчетные данные, результаты налоговых проверок и на основании их анализа разрабатывает предложения по совершенствованию деятельности инспекций МНС;
  • разрабатывает в пределах своей компетенции предложения по совершенствованию налоговой политики, налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве;
  • проводит проверки деятельности инспекций МНС и по их результатам принимает меры к устранению выявленных недостатков, заслушивает отчеты руководителей инспекций МНС о деятельности инспекций МНС, оказывает методическую и практическую помощь в ее организации, изучает и распространяет положительный опыт работы;
  • обеспечивает подбор, расстановку, подготовку и переподготовку кадров;
  • осуществляет мероприятия по созданию и внедрению информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов;
  • планирует и распределяет ассигнования на содержание инспекций МНС, контролирует их использование;
  • принимает меры по обеспечению защиты сотрудников налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;
  • осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

Информация о работе Финансовый контроль