Финансовый контроль как функция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.

Содержание

Введение
3
1. Содержание и значение финансового контроля
4
2. Виды и методы финансового контроля
5
2.1 Виды финансового контроля
5
2.2 Методы финансового контроля
7
3. Государственный финансовый контроль в РФ
9
3.1 Федеральные органы государственного финансового контроля
9
3.2 Проблемы эффективности государственного финансового контроля
12
Заключение
17
Список используемой литературы
18

Вложенные файлы: 1 файл

к,р, ФИН,КОНТР.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИНАНСОВЫЙ  КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Финансы и Кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

          Работу выполнила

         студентка

_________М. И. Шилова

                                                                                 «     » _____________2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           2012

 

 

Содержание

 

Введение

3

1. Содержание и значение  финансового контроля

4

2. Виды и методы  финансового контроля 

5

2.1 Виды финансового  контроля

5

2.2 Методы финансового  контроля

7

3. Государственный финансовый  контроль в РФ 

9

3.1 Федеральные органы  государственного финансового контроля

9

3.2 Проблемы эффективности  государственного финансового контроля      

12

Заключение

17

Список используемой литературы

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Успешное движение России по пути прогресса невозможно без  наведения должного порядка во всех жизненно важных сферах, и, прежде всего  в финансово-экономической сфере.

Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.

Для России в высшей степени  актуальна организация эффективной  всеобъемлющей системы финансового контроля. Существовавшая ранее в стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали необходимость построения принципиально новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны экономической жизни.

Такая система финансового  контроля должна включать надежный и  жесткий государственный контроль, как внутренний, позволяющий исполнительной власти эффективно выполнять возложенные на нее обществом обязанности, так и внешний, от исполнительной власти не зависящий, гарантирующий гражданам, что исполнительная власть и подчиненные ей структуры ведут свою деятельность наиболее рационально и эффективно в интересах своего общества. Внешний государственный финансовый контроль, не зависимый от экономических субъектов, распоряжающихся финансовыми ресурсами, приверженный только закону и несущий ответственность перед всем гражданским обществом, следует признать главным средством установления финансового порядка в стране. [2, c. 11]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и значение финансового контроля

 

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций  и действий органов власти, предприятий, населения с применением специфических форм и методов организации. [6]

Предметом финансового  контроля являются показатели всех видов  бюджетов.

Финансовая система  общества в целом и отдельные  ее звенья - типичные сложные системы, управление которыми немыслимо без  эффективного контроля. Управление финансовыми  процессами, тесно связанными с производственными (экономическими) отношениями, оказывает непосредственное влияние на общественное производство, а значит, и на общественную жизнь. Это управление важно для всех составляющих финансовой системы – от финансов отдельных хозяйствующих субъектов до государственных финансов. Поэтому финансовый контроль, т.е. контроль за функционированием различных звеньев финансовой системы, объективно обусловлен потребностями общественной жизни.

С точки зрения теории финансов, финансовый контроль - это  одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявляя отклонения, о которых целесообразно информировать органы, способные повлиять на улучшение ситуации.

Поскольку финансовые отношения  тесно связаны с производственными, информация финансового контроля позволяет  руководству как отдельных хозяйствующих  субъектов, так и крупных хозяйствующих структур и государства в целом осуществлять эффективное финансово-хозяйственное управление.

Все это дает возможность  рассматривать финансовый контроль как обязательный и важнейший  элемент эффективной системы  финансово-хозяйственного управлении, обеспечивающий функционирование управляемой системы в точном соответствии с установленными нормами и правилами.

Одновременный финансовый контроль всех элементов финансовой системы, включая постоянный контроль финансовых потоков и состояния  финансовых ресурсов отдельных хозяйствующих субъектов и государства в целом, способствует укреплению всех финансовых институтов общества , благотворно влияет на развитие экономики, способствует укреплению стабильности общества. [3, c. 15-17]

Таким образом, целью  контроля является обеспечение реализации плановых бюджетов, финансовой и всей экономической политики государства и хозяйствующих субъектов.

2. Виды и  методы финансового контроля.

                             2.1. Виды финансового контроля.

 

     Разнообразие видов финансового контроля можно классифицировать по следующим признакам:

  1. в зависимости от субъектов, осуществляющих контроль:

 

-    государственный контроль (осуществляется центральными органами государственной власти и государственного управления (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является государственный финансовый контроль). Основная его цель -  контроль над исполнением государственного бюджета и внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов. Особое место в это виде контроля занимает налоговый контроль. Этот контроль возложен на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам  и его службы на местах.

 

-   ведомственный контроль. Он проводится контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование бюджетных ссуд, субсидий, субвенций и другой финансовой помощи.

 

- внутрихозяйственный контроль осуществляется финансово-экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерией, финансовыми отделами…). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений. Могут проверяться вопросы, связанные с уплатой налогов в бюджет и  налоговым планированием с использованием выделенных бюджетных средств.

 

- общественный контроль производится неправительственными организациями, выполнятся группами и отдельными физическими лицами на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими. К общественному контролю можно отнести контроль со стороны профсоюзов.

 

-   правовой контроль проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы.

 

-  гражданский контроль осуществляется налогоплательщиками – физическими лицами при их налогообложении налоговыми органами при составлении и подаче налоговых деклараций, а также при получении средств из бюджета (заработная плата, пенсии, пособия и т.д.) [4, c. 56]

 

  1. в зависимости от времени проведения выделяют:

 

-  предварительный контроль. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, учредительных документов и т.д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов.

 

- текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов (комиссиями,  рабочими группами законодательных органов власти). Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризацией и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.

 

-   последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и целесообразность их расходования при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово-хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов проводится оценка. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.

 

  1. По характеру материала, на основе которого проводится контроль подразделяется на:

- документальный (формальный), источниками информации для документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

-    фактический, который базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра, пересчета проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости устанавливаются с помощью специальных приемов фактического контроля. Поэтому оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга. [2, c. 103]

 

2.2. Методы финансового  контроля.

 

По методам проведения финансовый контроль подразделяется на следующие:

  1. Проверка. Она проводится на основе отчетных, балансовых и расходных документов организаций на их территории и камеральные по месту контрольного органа. Проверки делятся на комплексные и тематические.
  2. Обследование контролирующего органа на месте. Обследование, в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.п.
  3. Ревизия – это комплекс проверок с использованием приемов документального и фактического контроля. Ревизии могут быть ведомственные, полные и частичные, плановые и внеплановые, первичные и повторные.

     Объектами ревизии выступают:

•      государственные и территориальные органы власти и управления, их структурные подразделения;

•      производственно-коммерческие и акционерные предприятия и организации с государственным участием;

•      предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственную помощь в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов, ссуды;

Информация о работе Финансовый контроль как функция