Финансовый контроль. особенности его проведения на государственном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в выявлении особенностей проведения государственного финансового контроля на примере Счетной палаты РФ.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- определить место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ;
- показать взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ.

Содержание

Введение 3
1 Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля 5
1.1 Сущность, виды, цели и задачи финансового контроля 5
1.2 Предмет, метод, формы и принципы государственного финансового контроля 10
2 Особенности деятельности государственных финансовых органов в сфере финансового контроля на примере счетной палаты рф 17
2.1 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ 17
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ 36
заключение 47
список литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_ofd.docx

— 78.95 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования "Уральский государственный  университет физической культуры" 
Институт туризма и социально-культурного сервиса 
Кафедра «Туризм и сервис»

 

 

 

 

 

 

 

курсовая работа 

по дисциплине "Основы финансовой деятельности" 

"финансовый контроль. особенности его проведения на государственном уровне"

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                Выполнила: студентка гр.325

                                                          СКС и Т Прокофьева О.Д. 

                                                                 Проверила: Гладковская Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск, 2011

 

оглавление

Введение 3

1 Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля 5

1.1 Сущность, виды, цели и задачи финансового контроля 5

1.2 Предмет, метод, формы и принципы государственного финансового контроля 10

2 Особенности деятельности государственных финансовых органов в сфере финансового контроля на примере счетной палаты рф 17

2.1 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ 17

2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ 36

заключение 47

список литературы 49

 

 

 

Введение

 

Задача  создания эффективной, работоспособной  и действенной системы государственного финансового контроля является одной  из главных задач, стоящих перед  государством.

Более чем  десятилетняя практика российского  реформирования показывает, что экономика  несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран  свидетельствует, что эффективный  действенный контроль является необходимым  условием существования сильного государства  и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы научного исследования.

Цель  работы состоит в выявлении особенностей проведения государственного финансового контроля на примере Счетной палаты РФ.

Объект  исследования — контрольная деятельность, осуществляемая органами государственного финансового контроля, в частности, Счетной палатой РФ.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в системе государственного финансового контроля в процессе проверок и ревизий, а также при реализации его результатов в социальной сфере.

В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:

- уточнить  социально-экономическое содержание  государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;

- определить место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ;

- показать взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ.

 

Теоретическую и методологическую основу курсового исследования составляют научные изыскания, теоретические обобщения и выводы, содержащиеся в трудах известных отечественных и зарубежных авторов в области макро- и микроэкономики. В качестве материала для исследования использованы статистические материалы, данные министерств и ведомств, материалы научных конференций, различные периодические издания, специальная научная литература по раскрываемой тематике. Определенный объем информационного материала обобщен по результатам проверок, проведенных Счетной палатой РФ, а также итогам изучения автором проблемы государственного финансового контроля в Канаде и Германии.

Нормативно-правая база состоит из действующего законодательства Российской Федерации по состоянию на 23 апреля 2009 года.

При проведении исследования были использованы следующие  методы исследования:

- анализ  существующей источниковой базы  по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);

- обобщение  и синтез точек зрения, представленных  в источниковой базе (метод научного  синтеза и обобщения).

- моделирование  на основе полученных данных  авторского видения в раскрытии  поставленной проблематики (метод  моделирования).

Структура работы определена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. 

1 Предмет,  метод, цели, задачи и принципы  государственного финансового контроля

1.1 Сущность, виды, цели и задачи финансового контроля

 

Финансовый  контроль обычно рассматривают в  двух аспектах:

1) строго  регламентированную деятельность  специально созданных контролирующих  органов за соблюдением финансового  законодательства и финансовой  дисциплины всех экономических  субъектов;

2) неотъемлемый  элемент управления финансами  и денежными потоками на макро-  и микроуровне с целью обеспечения  целесообразности и эффективности  финансовых операций.

Оба аспекта  контроля взаимосвязаны, но различаются  целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль  выступает как кульминационный  момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические  результаты воздействия на управляемый  объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении  отрицательных отклонений устанавливаются  их причины и виновники, принимаются  меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает  другие функции, а взаимопроникает  в них, оказывая активное воздействие  на эффективность их использования.1

Назначение  финансового контроля заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении  процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного  хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый  контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного  продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей  структуры контрольных органов  государства и вместе с тем  выступает как важнейший составной  элемент финансовой системы.2

В зависимости  от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

- государственный  финансовый контроль, который подразделяется  на вневедомственный и ведомственный;

- негосударственный  финансовый контроль:

- внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

- аудиторский  контроль как подсистема независимого  контроля в форме общего и  банковского аудита;

- гражданский  финансовый контроль;

- общественный  финансовый контроль;

- правовой  финансовый контроль;

- страховой  финансовый контроль, и другие  виды.

Государственный финансовый контроль — это установленная  законодательством деятельность органов  государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

- ошибок  и злоупотреблений в управлении  государственными денежными и  иными материальными ресурсами  (капиталами), а также используемыми  в хозяйственной деятельности  и отчуждаемыми нематериальными  объектами государственной собственности,  влекущих прямой или косвенный  финансовый и/или материальный  ущерб государству; 

- несоблюдения  финансово-хозяйственного, в том  числе бюджетного, законодательства;

- недостатков  в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью  государственных органов, организаций  с полным или частичным государственным  участием или особо с ним  связанных. 

В общем  и целом цель ГФК — обеспечение  соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования  — государственными финансовыми  ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для  выполнения функций государства.3

В соответствии с этим основными его задачами являются:

- организация  и осуществление контроля за  своевременным исполнением доходных  и расходных статей федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объемам,  структуре и целевому назначению;

- определение  эффективности и целесообразности  расходования государственных средств  и использования федеральной  собственности;

- оценка  обоснованности доходных и расходных  статей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- финансовая  экспертиза проектов федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет  средств федерального бюджета,  или влияющих на формирование  и исполнение федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- анализ  выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов и подготовка предложений,  направленных на их устранение, а также на совершенствование  бюджетного процесса в целом;

- контроль  за законностью и своевременностью  движения средств федерального  бюджета и средств федеральных  внебюджетных фондов в Банке  России, уполномоченных банках и  иных финансово-кредитных учреждениях  Российской Федерации;

- обеспечение  поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

- оценка  эффективности деятельности министерств  и ведомств по использованию  средств государственного бюджета  и внебюджетных средств;

- контроль  за правильностью ведения бухгалтерского  учета и отчетности;

- улучшение  бюджетной и налоговой дисциплины;

- выявление  резервов роста доходной базы  бюджетов различных уровней и  снижения расходной части бюджета;

- контроль  за реализацией механизма межбюджетных  отношений;

- проверка  обращения средств бюджета и  внебюджетных средств в банках  и других кредитных учреждениях;

- контроль  за формированием и распределением  целевых бюджетных фондов финансовой  поддержки регионов;

- пресечение  незаконных решений по предоставлению  налоговых и таможенных льгот,  государственных дотаций, субвенций  и другой помощи отдельным  категориям плательщиков или  регионам;

- выявление  финансовых злоупотреблений в  сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

- проведение  профилактической информационной  работы с целью повышения бюджетной  дисциплины.

Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.

 

 

1.2 Предмет, метод, формы и принципы государственного финансового контроля

 

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

Метод финансового  контроля можно сформулировать как  комплексное, органически взаимосвязанное  изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности  хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования  учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием  фактического состояния объектов контроля.

Анализ  литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две  группы: общенаучные методы и специфические  контрольные методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование  и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Информация о работе Финансовый контроль. особенности его проведения на государственном уровне