Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении особенностей проведения государственного финансового контроля на примере Счетной палаты РФ.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- определить место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ;
- показать взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ.
Введение 3
1 Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля 5
1.1 Сущность, виды, цели и задачи финансового контроля 5
1.2 Предмет, метод, формы и принципы государственного финансового контроля 10
2 Особенности деятельности государственных финансовых органов в сфере финансового контроля на примере счетной палаты рф 17
2.1 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ 17
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ 36
заключение 47
список литературы 49
Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).4
По информационному обеспечению различают методы документального и фактического контроля.
Документальный
контроль заключается в установлении
сущности и достоверности хозяйственной
операции по данным первичной документации,
учетных регистров и
Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.
Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.
Основными методами государственного финансового контроля являются:
- проверки;
- обследования;
- надзор;
- анализ финансового состояния;
- наблюдение (мониторинг);
- ревизии.
1. Проверки
производятся по отдельным
Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.
2. Обследование
в отличие от проверки
3. Надзор
производится контролирующими
4. Анализ
финансового состояния как
5. Наблюдение
(мониторинг) — постоянный контроль
со стороны кредитных
6. Ревизия
— наиболее глубокий и
Комплексная ревизия охватывает все стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а ее содержательная часть соответствует подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной ревизии является охват ею всех уровней управления: министерство — ведомство — предприятие (выборочно). Результатом ее являются не только выводы, но и предложения по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.
По времени
проведения различают предварительный,
текущий и последующий
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем.6
Текущий
(оперативный) финансовый контроль производится
в момент совершения денежных сделок,
финансовых операций, выдачи ссуд и
субсидий и т. д. Он предупреждает
возможные злоупотребления при
получении и расходовании средств,
способствует соблюдению финансовой дисциплины
и своевременности
Последующий
финансовый контроль, проводимый путем
анализа и ревизии отчетной финансовой
и бухгалтерской документации, предназначен
для оценки результатов финансовой
деятельности экономических субъектов,
эффективности осуществления
Поскольку
финансовый контроль является одной
из функций управления, то ему присущи
общие принципы управления, на которых
базируется процесс государственного
управления и управления конкретным
предприятием и организацией, но конечно
с преломлением содержания этих принципов
применительно к функции
В этой связи можно выделить следующие принципы.
1. Принцип
плановости – он
2. Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.
3. Принцип
непрерывности означает, что все
объекты контроля (управляемая система)
подлежат постоянно
4. Принцип
законности обусловлен
5. Принцип
объективности предопределяет
6. Принцип
независимости устанавливает
7. Принцип
гласности вытекает из
8. Принцип
эффективности (действенности)
Организационно правовой статус Счетной палаты РФ
Конституция РФ 1993 года закрепила создание в России специализированного9 органа для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Согласно п. 5 ст. 101 Конституции РФ, для этого Совет Федерации и Государственная Дума РФ образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. Такой закон появился 11 января 1995 г., федеральный закон N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Два этих нормативных акта и определяют статус и полномочия Счетной палаты РФ, предопределяя ее место и роль в системе органов государственного финансового контроля Российской Федерации. Создание других контрольных органов действующая Конституция РФ не предусматривает. Кроме того, важно помнить, что различия в правовом статусе органов государственной власти отчасти предопределены формой акта, этот статус определяющего, и правовым статусом издавшего этот акт органа. Создаваемая Федеральным Собранием РФ, Счетная палата РФ является единственным контрольным органом, осуществляющим свою деятельность на основе специального федерального закона. Исходя из этого, обоснованной выглядит точка зрения В.Г. Панскова, в прошлом аудитора Счетной палаты РФ, который называет Счетную палату РФ высшим, постоянно действующим органом государственного финансового контроля в Российской Федерации.10 Логичной выглядит и позиция В.З. Шевлокова, который писал, что для обеспечения независимости финансовому контролю, необходимо поставить орган государственного финансового контроля в совершенно особое положение среди остальных высших органов государства.11 Поэтому правовой статус Счетной палаты РФ является наиболее высоким среди всех иных специализированных федеральных органов, осуществляющих контрольную деятельность в сфере государственных финансов.
Правовые и организационные гарантии независимости и компетентности Счетной палаты РФ
Важнейшей
предпосылкой объективности и эффективности
любого контроля является независимое
положение осуществляющего его
субъекта. Статья 1 Федерального закона
«О Счетной палате Российской Федерации»
гласит, что Счетная палата Российской
Федерации является постоянно действующим
органом государственного финансового
контроля, образуемым Федеральным Собранием
Российской Федерации и подотчетным
ему. Термин «подотчетный» в данном
случае не указывает на несамостоятельность
или какую-либо зависимость Счетной
палаты РФ от Федерального Собрания РФ.
Данный термин вызван обязанностью Счетной
палаты РФ предоставлять палатам
Федерального Собрания отчет о ходе
исполнения федерального бюджета, однако
в федеральном законе «О Счетной
палате РФ» подчеркивается, что «в
рамках задач, определенных действующим
законодательством, Счетная палата
РФ обладает организационной и
Информация о работе Финансовый контроль. особенности его проведения на государственном уровне