Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении особенностей проведения государственного финансового контроля на примере Счетной палаты РФ.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- определить место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ;
- показать взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ.
Введение 3
1 Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля 5
1.1 Сущность, виды, цели и задачи финансового контроля 5
1.2 Предмет, метод, формы и принципы государственного финансового контроля 10
2 Особенности деятельности государственных финансовых органов в сфере финансового контроля на примере счетной палаты рф 17
2.1 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ 17
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ 36
заключение 47
список литературы 49
Основные направления деятельности Счетной палаты РФ
Разобравшись в правовом статусе Счетной палаты РФ, следует прейти к рассмотрению той деятельности, ради которой она собственно и была создана. Центральное место Счетной палаты РФ среди органов государственного финансового контроля продиктовано в том числе и теми задачами, которые призвана решать Счетная палата РФ. Данный круг задач пределен в ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». Он включает в себя:
- организацию
и осуществление контроля за
своевременным исполнением
- определение
эффективности и
- оценку
обоснованности доходных и
- финансовую
экспертизу проектов
- анализ
выявленных отклонений от
- контроль
за законностью и
- регулярное
представление Совету
В процессе реализации этих задач Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Это в свою очередь предусматривает:
- организацию
и проведение оперативного
- проведение
комплексных ревизий и
- экспертизу
проектов федерального бюджета,
- анализ
и исследование нарушений и
отклонений в бюджетном
- подготовку
и представление заключений в
Совет Федерации и
- подготовку
и представление заключений и
ответов на запросы органов
государственной власти
Таким образом,
хотя Счетная палата РФ является специализированным
контрольным органом, она вправе
осуществлять и другие виды деятельности.
Однако, основным видом деятельности
Счетной палаты РФ является именно
контрольно-ревизионная
Подобное
заключение можно сделать из определения
финансового контроля и поставленных
перед Счетной палатой РФ задач.
Финансовый контроль - это основанная
на нормах финансового права, система
мероприятий по контролю за экономической
обоснованностью использования
государственных финансовых средств,
соблюдением финансовой дисциплины,
законностью и достоверностью финансовых
операций, порядком и формирования
и использования федерального и
регионального бюджета, эффективностью
использования налоговых льгот,
соблюдением финансового
Кроме того,
является очевидным, что для представления
заключения по исполнению федерального
бюджета в палаты Федерального Собрания
РФ необходимо вначале это исполнение
проверить. Аналогично анализ и исследование
нарушений и отклонений в бюджетном
процессе нельзя провести, предварительно
не выявив эти нарушения в результате
контрольно-ревизионных
Таким образом, все виды деятельности, осуществляемые Счетной палатой РФ, тесно связаны между собой и являются по своей сути контрольными, так как направлены на решение и достижение задач и целей финансового контроля, поставленных перед Счетной палаты РФ, как специализированным государственным контрольным органом. Однако именно такой вид деятельности Счетной палаты РФ как контрольно-ревизионная деятельность обеспечивает непосредственное выполнение этим органом, возложенных на него функций.
Об этом
свидетельствует и статистика деятельности
Счетной палаты РФ. Так всего за
1995-2004 годы Счетная палата РФ провела
3857 контрольных мероприятий (для
сравнения в 1996 году - 276, в 2004 году - 487),
которыми было охвачено 16815 объектов. В
1995-2004 годах было проведено 415 заседаний
Коллегии Счетной палаты РФ, рассмотрено
5787 вопросов, в том числе 2941 - по результатам
контрольных мероприятий (для сравнения
в 1995 году - 46, в 2004 - 357). К 2004 году контрольно-ревизионная
деятельность являлась основным видом
деятельности Счетной палаты РФ. Она
осуществлялась по всем направлениям,
возглавляемым аудиторами Счетной
палаты РФ, в соответствии с планом
работы, утверждаемым Коллегией Счетной
палаты РФ. По результатам контрольных
мероприятий в 1995-2004 годах Счетной
палатой было направлено органам
государственной власти, предприятиям
и организациям около 5300 представлений
и предписаний. По выявленным фактам
нарушения законодательства 714 материалов
было направлено в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации, возбуждено 702 уголовных
дела. Приведенные данные показывают
не только динамику роста значимости
контрольных мероприятий в
Сущность и методы проведения
контрольно-ревизионной
Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются на все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.16 Закон прямо не распространяет на физических лиц право Счетной Палаты РФ на проведение контрольный мероприятий, однако в Таможенном и Налоговом кодексе РФ предусмотрено предоставление таможенных и налоговых льгот, в том числе и физическим лицам. В связи с этим неясным остается вопрос: может ли Счетная палата РФ осуществить проверку физического лица или индивидуального предпринимателя, в случае предоставления им налоговых и таможенных льгот? Скорее всего, может, однако только в части использования и управления федеральной собственностью, использования средств федерального бюджета либо налоговых (таможенных) льгот. Последнее в равной степени относится и к юридическим лицам. Конституционный Суд РФ указал, что «в том случае, когда контрольные полномочия государственных органов выходят за рамки предоставленных им полномочий, осуществляемый контроль превращается в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо; превышение должностными лицами органов государства своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства.17
Важным
является и вопрос: какие именно
методы контроля могут использовать
сотрудники Счетной палаты РФ при
осуществлении ими контрольно-
В
современных условиях ревизия
как контрольное мероприятие
в финансовой сфере
В теории финансового контроля выделяют следующие виды ревизий:22
По способу назначения:
1) плановые.
2) внеплановые.
По степени охвата данных в процессе проверки:
1) сплошные (проверяются все документы).
2) выборочные (проверяются только некоторые документы).
В зависимости от полноты охвата объекта контроля:
1) полные
(охватывают деятельность за
2) частичные
(охватывают деятельность за
Информация о работе Финансовый контроль. особенности его проведения на государственном уровне