Финансовый контроль. особенности его проведения на государственном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в выявлении особенностей проведения государственного финансового контроля на примере Счетной палаты РФ.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- определить место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ;
- показать взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ.

Содержание

Введение 3
1 Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля 5
1.1 Сущность, виды, цели и задачи финансового контроля 5
1.2 Предмет, метод, формы и принципы государственного финансового контроля 10
2 Особенности деятельности государственных финансовых органов в сфере финансового контроля на примере счетной палаты рф 17
2.1 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ 17
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ 36
заключение 47
список литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_ofd.docx

— 78.95 Кб (Скачать файл)

Основные направления  деятельности Счетной палаты РФ

Разобравшись  в правовом статусе Счетной палаты РФ, следует прейти к рассмотрению той деятельности, ради которой она  собственно и была создана. Центральное  место Счетной палаты РФ среди  органов государственного финансового  контроля продиктовано в том числе  и теми задачами, которые призвана решать Счетная палата РФ. Данный круг задач пределен в ФЗ «О Счетной  палате Российской Федерации». Он включает в себя:

- организацию  и осуществление контроля за  своевременным исполнением доходных  и расходных статей федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объемам,  структуре и целевому назначению;

- определение  эффективности и целесообразности  расходов государственных средств  и использования федеральной  собственности;

- оценку  обоснованности доходных и расходных  статей проектов федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

- финансовую  экспертизу проектов федеральных  законов, а также нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет  средств федерального бюджета,  или влияющих на формирование  и исполнение федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- анализ  выявленных отклонений от установленных  показателей федерального бюджета  и бюджетов федеральных внебюджетных  фондов и подготовка предложений,  направленных на их устранение, а также на совершенствование  бюджетного процесса в целом;

- контроль  за законностью и своевременностью  движения средств федерального  бюджета и средств федеральных  внебюджетных фондов в Центральном  банке Российской Федерации, уполномоченных  банках и иных финансово-кредитных  учреждениях Российской Федерации;

- регулярное  представление Совету Федерации  и Государственной Думе информации  о ходе исполнения федерального  бюджета и результатах проводимых  контрольных мероприятий.14

В процессе реализации этих задач Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Это  в свою очередь предусматривает:

- организацию  и проведение оперативного контроля  за исполнением федерального  бюджета в отчетном году;

- проведение  комплексных ревизий и тематических  проверок по отдельным разделам  и статьям федерального бюджета,  бюджетов федеральных внебюджетных  фондов;

- экспертизу  проектов федерального бюджета,  законов и иных нормативных  правовых актов, международных  договоров Российской Федерации,  федеральных программ и иных  документов, затрагивающих вопросы  федерального бюджета и финансов  Российской Федерации;

- анализ  и исследование нарушений и  отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет  Федерации и Государственную  Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию  бюджетного законодательства в  целом;

- подготовку  и представление заключений в  Совет Федерации и Государственную  Думу по исполнению федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов в отчетном  году;

- подготовку  и представление заключений и  ответов на запросы органов  государственной власти Российской  Федерации.

Таким образом, хотя Счетная палата РФ является специализированным контрольным органом, она вправе осуществлять и другие виды деятельности. Однако, основным видом деятельности Счетной палаты РФ является именно контрольно-ревизионная деятельность.

Подобное  заключение можно сделать из определения  финансового контроля и поставленных перед Счетной палатой РФ задач. Финансовый контроль - это основанная на нормах финансового права, система  мероприятий по контролю за экономической  обоснованностью использования  государственных финансовых средств, соблюдением финансовой дисциплины, законностью и достоверностью финансовых операций, порядком и формирования и использования федерального и  регионального бюджета, эффективностью использования налоговых льгот, соблюдением финансового законодательства, исполнением международных финансовых обязательств РФ, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга. Профессор  А.Н. Козырин в свою очередь определяет финансовый контроль как «осуществляемую  с использованием специфических  организационных форм и методов  деятельность государственных (а в ряде случаев и негосударственных) органов, наделенных законом соответствующими полномочиями, в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления новых резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности».15 Таким образом, финансовый контроль по своей сути является очередностью действий (или совокупностью мероприятий) ориентированной на результат - предотвращение нарушений при осуществлении государством финансовой деятельности. Какие предусмотренные законом виды деятельности контрольных органов при этом будут произведены, является уже скорее второстепенным вопросом. Иными словами, экспертно-аналитическая, информационная и все иные виды деятельности Счетной палаты РФ являются дополнительными и вспомогательными по отношению к деятельности контрольно-ревизионной.

Кроме того, является очевидным, что для представления  заключения по исполнению федерального бюджета в палаты Федерального Собрания РФ необходимо вначале это исполнение проверить. Аналогично анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном  процессе нельзя провести, предварительно не выявив эти нарушения в результате контрольно-ревизионных действий. Экспертизу проектов федерального бюджета невозможно провести без информации о выявленных в предыдущие годы нарушениях. В  материалах, размещенных на официальном  сайте Счетной палаты РФ, указывается, что именно проверки, объединенные в единый комплекс на основе общей  тематики, позволили всесторонне  изучить различные вопросы и  проблемы формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов.

Таким образом, все виды деятельности, осуществляемые Счетной палатой РФ, тесно связаны  между собой и являются по своей  сути контрольными, так как направлены на решение и достижение задач  и целей финансового контроля, поставленных перед Счетной палаты РФ, как специализированным государственным  контрольным органом. Однако именно такой вид деятельности Счетной  палаты РФ как контрольно-ревизионная  деятельность обеспечивает непосредственное выполнение этим органом, возложенных  на него функций.

Об этом свидетельствует и статистика деятельности Счетной палаты РФ. Так всего за 1995-2004 годы Счетная палата РФ провела 3857 контрольных мероприятий (для  сравнения в 1996 году - 276, в 2004 году - 487), которыми было охвачено 16815 объектов. В 1995-2004 годах было проведено 415 заседаний  Коллегии Счетной палаты РФ, рассмотрено 5787 вопросов, в том числе 2941 - по результатам  контрольных мероприятий (для сравнения  в 1995 году - 46, в 2004 - 357). К 2004 году контрольно-ревизионная  деятельность являлась основным видом  деятельности Счетной палаты РФ. Она  осуществлялась по всем направлениям, возглавляемым аудиторами Счетной  палаты РФ, в соответствии с планом работы, утверждаемым Коллегией Счетной  палаты РФ. По результатам контрольных  мероприятий в 1995-2004 годах Счетной  палатой было направлено органам  государственной власти, предприятиям и организациям около 5300 представлений  и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 714 материалов было направлено в Генеральную прокуратуру  Российской Федерации, возбуждено 702 уголовных  дела. Приведенные данные показывают не только динамику роста значимости контрольных мероприятий в работе Счетной палаты РФ, но и свидетельствуют  о качестве их проведения, так как  полнота картины выявленных нарушений  позволила практически по всем фактам нарушений возбудить уголовные  дела. Кроме того, выявленный при  этом ущерб, нанесенный федеральному бюджету, составил (в эквивалентном измерении) 905,61 млрд. рублей (в 1996 году - 44,09 млрд. рублей, в 2004 - 116,0 млрд. рублей). За десять лет государству возвращено 66,19 млрд. рублей, из них в 2004 году - 20,0 млрд. рублей. Таким образом, контрольно-ревизионная деятельность является не только самой часто осуществляемой, но и наиболее «полезной» для государства в целом.

Сущность и методы проведения контрольно-ревизионной деятельности Счетной палатой РФ

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ распространяются на все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические  лица вне зависимости от видов  и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную  собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные  федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.16 Закон прямо не распространяет на физических лиц право Счетной Палаты РФ на проведение контрольный мероприятий, однако в Таможенном и Налоговом кодексе РФ предусмотрено предоставление таможенных и налоговых льгот, в том числе и физическим лицам. В связи с этим неясным остается вопрос: может ли Счетная палата РФ осуществить проверку физического лица или индивидуального предпринимателя, в случае предоставления им налоговых и таможенных льгот? Скорее всего, может, однако только в части использования и управления федеральной собственностью, использования средств федерального бюджета либо налоговых (таможенных) льгот. Последнее в равной степени относится и к юридическим лицам. Конституционный Суд РФ указал, что «в том случае, когда контрольные полномочия государственных органов выходят за рамки предоставленных им полномочий, осуществляемый контроль превращается в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1-3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо; превышение должностными лицами органов государства своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства.17

Важным  является и вопрос: какие именно методы контроля могут использовать сотрудники Счетной палаты РФ при  осуществлении ими контрольно-ревизионной  деятельности? Под методами финансового  контроля понимают приемы и способы  его осуществления. Среди основных методов финансового контроля выделяют наблюдение, проверку, обследование, анализ и ревизию. Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля. Однако в федеральном законе «О Счетной  палате РФ» подобный метод контрольной  деятельности напрямую не предусматривается. Можно лишь предположить, что поскольку  проведение любой проверки и тем  более ревизии непременно предполагает «ознакомление с финансовой деятельностью  объекта контроля», то законодатель счел излишним отдельно предусматривать  в федеральном законе «О Счетной  палате РФ» такой метод контроля как наблюдение. Что касается анализа  и обследования, то эти методы финансового  контроля связаны скорее с экспертно-аналитической  деятельностью Счетной палаты РФ. Непосредственными методами осуществления  контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты РФ являются ревизии  и проверки. Что же такое ревизия, и чем она отличается от проверки? Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных и расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных с бюджетными средствами операций, финансово-хозяйственной деятельности подотчетного объекта, законности и правильности действий должностных лиц в финансовой сфере.18 Таким образом, ревизия - это сплошная документальная и фактическая проверка всех финансово-хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией за определенный период. Суть отличия ревизии от проверки состоит в том, что при ревизии проверяют все операции экономического субъекта с использованием всех необходимых для этого приемов и способов - от сверки имеющихся на месте документов до встречных проверок в организациях, с которыми связан проверяемый объект финансовыми или другими отношениями. При необходимости ревизии не ограничиваются проверкой только документации, а дополняются фактической проверкой остатков материальных ценностей, проверкой соответствия документального учета фактическому. Это дает практическую и техническую возможность не пропустить никаких мелочей, тем более, не пройти мимо значительных операций, которые могут скрывать нарушения. Проверка же представляет собой единичное контрольное действие или исследование конкретного вопроса на одном или нескольких участках деятельности. От ревизии проверка, в том числе и аудиторская, отличается тем, что она носит выборочный характер и тем самым заведомо предполагает возможность пропуска, исключения по определенным причинам из поля зрения проверяющих каких-либо обстоятельств, могущих повлиять (и существенно) на результат как самой проверки, так и деятельность проверяемого субъекта.19

 В  современных условиях ревизия  как контрольное мероприятие  в финансовой сфере востребована  очень широко, что закреплено  во многих законодательных и  нормативно - правовых документах. Федеральный  закон «О счетной палате РФ»  предусматривает проведение комплексных  ревизий и тематических проверок  по отдельным разделам и статьям  федерального бюджета, в ходе  проведения которых на основе  документального подтверждения  законности производственно-хозяйственной  деятельности, достоверности бухгалтерского  учета и финансовой отчетности  определяется своевременность и  полнота взаимных платежей проверяемого  объекта и федерального бюджета.20 Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25.07.1996 N 1095 признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Из этого можно сделать вывод о том, что ревизии и проверки широко распространены в практике контролирующих органов именно как основные методы финансового контроля.21 Само название «контрольно-ревизионной» деятельности подразумевает активное использование Счетной палатой РФ такого метода финансового контроля как ревизия. Понятия «финансовый контроль» и «контрольно-ревизионная деятельность» не следует путать. Важно помнить, что ревизия, как метод контрольно-ревизионной деятельности присуща только последующему контролю (по времени осуществления выделяют также предварительный и текущий финансовый контроль). Таким образом, контрольно-ревизионная деятельность является лишь одним из видов деятельности по обеспечению последующего финансового контроля Счетной палатой РФ. Ревизия в свою очередь, является лишь одним из методов осуществления Счетной палатой РФ контрольно-ревизионной деятельности.

В теории финансового контроля выделяют следующие  виды ревизий:22

По способу  назначения:

1) плановые.

2) внеплановые.

По степени  охвата данных в процессе проверки:

1) сплошные (проверяются все документы).

2) выборочные (проверяются только некоторые  документы).

В зависимости  от полноты охвата объекта контроля:

1) полные (охватывают деятельность за весь  финансовый год).

2) частичные  (охватывают деятельность за квартал/полугодие).

Информация о работе Финансовый контроль. особенности его проведения на государственном уровне