Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 19:10, курсовая работа
Цель работы состоит в выявлении особенностей проведения государственного финансового контроля на примере Счетной палаты РФ.
В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
- уточнить социально-экономическое содержание государственного финансового контроля, его сущностные характеристики;
- определить место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ;
- показать взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ.
Введение 3
1 Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля 5
1.1 Сущность, виды, цели и задачи финансового контроля 5
1.2 Предмет, метод, формы и принципы государственного финансового контроля 10
2 Особенности деятельности государственных финансовых органов в сфере финансового контроля на примере счетной палаты рф 17
2.1 Место и роль Счетной палаты РФ в системе государственных органов финансового контроля РФ 17
2.2 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ 36
заключение 47
список литературы 49
3) комплексные
(проверяется вся финансово-
4) тематические
(проверяются только
По содержанию:
1) документальные
2) фактические (например, инвентаризация, фактический пересчет денег).
Как мы видим,
Счетная палата РФ при проведении
контрольных мероприятий может
осуществлять практически все известные
виды ревизий, что соответствует
ее статусу высшего
Кроме того,
в связи с осуществлением Счетной
палатой РФ контрольно-ревизионной
деятельности возникают и другие
вопросы. Дело в том, что нормативного
определения ревизии нигде не
приводится. Существую лишь отдельные
попытки закрепить в
Однако по заключению Минюста России от 06.05.2000 N 3447-ЭР25 Инструкция не нуждается в государственной регистрации. Другими словами, соблюдение ее требований юридически обязательно только в системе Минфина России. Таким образом, единого, закрепленного нормативным способом, подхода к проведению ревизии нет. Поэтому сегодня все государственные органы, осуществляющие финансовый контроль, проводят контрольно-ревизионные мероприятия каждый по своим внутренним правилам, что открывает широкий простор для произвольных действий проверяющих.
На сегодняшний
день из Бюджетного кодекса РФ исключено
любое упоминание о ревизии, как
контрольном мероприятии в
Процедура контрольно-ревизионного мероприятия, проводимого Счетной палатой РФ
В Конституции РФ указывается, что порядок деятельности Счетной палаты РФ при осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета (в том числе и при проведении контрольно-ревизионных мероприятий) определяется федеральным законом.27 Однако в федеральном законе «О Счетной палате РФ» вопросы организации, проведения и документирования контрольных мероприятий отражены в достаточно общем виде. Так в соответствии со ст. 15 федерального закона «О Счетной палате РФ» контрольная деятельность проводится Счетной палатой РФ посредством проведения комплексных ревизий и тематических проверок, по итогам которых составляется отчет. При проведении таких проверок должностные лица Счетной палаты РФ не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых организаций, а так же предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов. О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата РФ информирует Совет Федерации и Государственную Думу. Также в законе указывается, что «Счетная палата РФ осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности».28 Счетная палата РФ строит свою работу на основе годовых и текущих планов и программ, которые формируются исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением федерального бюджета с учетом всех видов и направлений деятельности Счетной палаты РФ. Планирование осуществляется на основе разрабатываемых Счетной палатой для этих целей технико-экономических норм и нормативов, контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний. Непосредственно порядок подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности Счетной палаты РФ определяется Регламентом Счетной палаты РФ. Как уже отмечалось в данной работе ранее, контрольные мероприятия (далее просто мероприятия) проводятся Счетной палатой РФ в соответствии с утвержденными в установленном порядке годовыми и текущими планами. Мероприятия, не включенные в план, не проводятся. Кроме того, обязательным условием проведения мероприятия является наличие утвержденных программ. Проекты программ мероприятий разрабатываются в структурных подразделениях аппарата Счетной палаты РФ под руководством члена Коллегии, ответственного за проведение данного мероприятия, на основе контрольных и ревизионных стандартов, методических указаний, технико-экономических норм и нормативов, иных внутренних нормативных документов Счетной палаты РФ. Программа мероприятия обязательно должна содержать:
1) основание для проведения мероприятия;
2) цель
и предмет проводимого
3) вопросы,
охватывающие содержание
4) перечень проверяемых объектов;
5) сроки начала и окончания проведения мероприятия;
6) ответственных исполнителей;
7) сроки
представления отчета на
Таким образом, программа контрольного мероприятия является его стержневым документом. Утвержденная программа при необходимости может быть дополнена или сокращена в процессе проведения мероприятия членом Коллегии Счетной палаты РФ, ответственным за проведение мероприятия, с обязательным указанием в отчете о результатах мероприятия на корректировку программы.
Проведение самого контрольного мероприятия оформляется соответствующим распоряжением, издаваемым Председателем Счетной палаты РФ. Оно должно содержать ссылку на соответствующий пункт плана работы Счетной палаты РФ, а также:
1) полное наименование мероприятия;
2) срок начала его проведения;
3) перечень объектов контроля (в соответствии с утвержденной программой);
4) персональный
состав инспекторов Счетной
Проекты распоряжений подготавливаются в структурных подразделениях аппарата Счетной палаты и представляются на подпись Председателю Счетной палаты РФ с обязательной визой членов Коллегии Счетной палаты РФ, ответственных за выполнение мероприятия.
Непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты РФ входит в служебные обязанности инспекторов Счетной палаты РФ.30 Документом, дающим инспекторам, иным должностным лицам аппарата Счетной палаты, а также привлеченным к контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты РФ специалистам сторонних организаций разрешение на осуществление контрольных действий и мероприятий, является удостоверение установленного образца на право проведения комплексной ревизии, тематической проверки или мероприятия оперативного контроля. Удостоверения на право проведения мероприятий подписываются аудиторами Счетной палаты РФ в соответствии с должностными обязанностями, содержанием возглавляемых ими направлений деятельности и компетенцией, установленной настоящим Регламентом. При необходимости удостоверения на право проведения мероприятий могут подписываться Председателем Счетной РФ палаты или его заместителем.
Инспекторы Счетной палаты РФ при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право:
1) беспрепятственно
посещать любые объекты
2) опечатывать
кассы, кассовые и служебные
помещения, склады и архивы, а
при обнаружении подделок, подлогов,
хищений и злоупотреблений - изымать
необходимые документы,
Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия для работы инспекторов Счетной палаты РФ, проводящих проверку или ревизию, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов и выполнение работ по делопроизводству.
В случае
отказа сотрудников проверяемых
организаций в допуске
Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации
В целях
повышения эффективности
Банк России
О взаимодействии Счетной палаты РФ с Банком России можно сделать вывод из положений ФЗ «О Счетной палате РФ» и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Счетная
палата Российской Федерации как
высший конституционный орган
Контрольные полномочия Счетной палаты РФ, кроме того, распространяются на счета и операции Банка России, на которые распространяется действие Закона РФ «О государственной тайне».32 Заключение Счетной палаты РФ по результатам названной проверки также ежегодно предоставляется в Государственную Думу в рамках годового отчета. По требованию Счетной палаты РФ Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов по установленным общим формам финансовой отчетности.
Другим
вариантом координации
Федеральная налоговая служба
Составной частью органов государственного финансового контроля являются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уровней. В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы РФ - это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Информация о работе Финансовый контроль. особенности его проведения на государственном уровне