Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 15:41, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы – изучить и раскрыть финансовый кризис в России в период 2008-2010 годов . Для достижения данной цели в работе необходимо последовательно решить следующие задачи: определить фундаментальные причины мирового финансового кризиса, выделить его особенности, отличающие от других кризисов; показать возможные пути преодоления мирового экономического кризиса.
Содержание
Введение Глава 1. Финансовый кризис: понятие, механизм, значение 1.1 Понятие и причины финансового кризиса 1.2Механизм финансового кризиса Глава 2. Финансово-экономический кризис 2008—2010 годов в России 2.1 Начало кризиса. Падение фондового рынка: август 2008 года - январь 2009 года 2.2 Валютный рынок и промышленность Глава 3. Пути преодоления финансового кризиса 3.1 Преодоление кризиса. Действия руководства страны 3.2 Развитие экономики: 2009–2010 годов Заключение Список использованной литературы
Также 10 октября, Председатель
Правительства В. Путин заявил, что в роли
оператора размещения госсредств (включая
средства Фонда национального благосостояния
России) в российские акции и облигации
выступит Банк развития (Внешэкономбанк),
в котором он является председателем Наблюдательного
совета. Министр финансов А. Кудрин в Вашингтоне
заявил, что будет рассмотрена возможность
использовать для поддержания российского
фондового рынка и средства пенсионных
накоплений; он также сказал, что кризис
может продолжаться «более двух лет»,
а роста российских активов «нужно будет
ждать в течение 3—5 лет».
13 октября 2008 года Президент
Медведев подписал пакет законов,
ранее принятый Государственной
Думой и одобренный Советом
Федерации; Д. Медведев отметил на
встрече с помощником Президента
А. Дворковичем, что законы касаются «одного
вопроса: обеспечения стабилизации на
нашем финансовом рынке — имея в виду,
естественно, те очень сложные процессы,
которые сегодня происходят на международных
финансовых рынках, нашу зависимость от
этих процессов и необходимость предотвратить
наиболее сложные последствия для нашей
страны. Правительство сейчас приступит
к реализации этих законов». Дворкович,
со своей стороны, сказал, что для «начала
размещения средств Фонда национального
благосостояния на внутреннем финансовом
рынке» будет достаточно акта Правительства,
проект которого «подготовлен».
Русский Newsweek от 13 октября 2008
года сообщал, что ВЭБ уже под обеспечение
кредита забирает в залог акции российских
предприятий, что создаёт «риск национализации»
и передела собственности. Аналогичные
опасения высказывал крупный предприниматель
и депутат Госдумы четвёртого созыва А.
Е. Лебедев: «В политической элите есть
сторонники идеи о возврате контроля над
этими бизнесами государству. Кризис представляет
для этого удобный путь. Правительство
рефинансирует долги этих компаний перед
иностранными кредиторами, а спустя некоторое
время становится владельцем контрольных
пакетов акций. И не нужно ни платить много,
как за Сибнефть, ни банкротить и возбуждать
уголовные дела, как с ЮКОСом.» Политолог
А. Белковский считал, что «те меры, которые
сегодня принимает правительство против
финансового кризиса, фактически направлены
на одну цель — на спасение личных кошельков
нескольких сотен представителей правящей
элиты.» Такое же мнение высказывала газета
Ведомости в своей редакционной статье
от 23 октября 2008 года: «Государство, долго
не раздумывая, кинулось спасать бизнесменов.
Объём государственной помощи приближается
к 6 трлн руб. — это ненамного уступает
расходам недавно уточнённого бюджета
России на 2008 г. (6,75 трлн руб.). Вроде бы
то же самое сейчас делают все правительства,
у которых есть хоть какие-нибудь денежные
запасы. Но с принципиальным отличием:
они на государственные средства спасают
систему, поддерживая ее там, где кризис
прорвал оборону, а мы спасаем конкретный
бизнес конкретных людей».
23 октября 2008 года Госдума
приняла сразу во втором и
третьем чтениях поправки в
федеральный бюджет на 2008—2010 годы,
которые увеличивают финансирование
по отдельным антикризисным направлениям;
также были приняты законы, расширяющие
полномочия Банка России, позволяя
ему идти на «спецмеры» по скупке
кризисных банков и оперировать не только
государственными ценными бумагами, но
и осуществлять куплю-продажу корпоративных
ценных бумаг.
27 октября 2008 года, в обстановке
секретности, Наблюдательный совет
Внешэкономбанка одобрил выделение
денег ряду компаний, распределив
около $10 млрд из общей суммы $50 млрд: в
числе компаний, спасаемых от проблем
с margin call, были UC Rusal, ритейлер X5 Retail Group,
Вымпелком; часть средств получило также
ОАО РЖД. Около половины выделенной ВЭБом
суммы — $4,5 млрд — досталось компании
О. Дерипаски UC Rusal.
Ноябрь — декабрь 2008 года
8 ноября 2008 года Председатель
Правительства В. Путин утвердил
подготовленный в соответствии
с поручением Президента Дмитрия
Медведева «План действий, направленных
на оздоровление ситуации в
финансовом секторе и отдельных
отраслях экономики».
11 ноября 2008 года Президент
Д. Медведев в Кремле на встрече
с президиумом Торгово-промышленной
палаты (ТПП) России заявил о необходимости
сократить число посредников, участвующих
в распределении государственных
ресурсов конкретным предприятиям;
также было сказано о необходимости
усиления государственного контроля
за деятельностью банков. В тот же день
ЦБ РФ объявил о «расширении с 11 ноября
2008 года коридора допустимых колебаний
операционного ориентира курсовой политики
— рублёвой стоимости бивалютной корзины»
симметрично в каждую сторону.
Газета «Ведомости» от 17 ноября
2008 года, говоря о значении антикризисного
саммита G20, по итогам которого Президент
Медведев поставил подпись под декларацией,
которая, в частности, обязывает участников
воздерживаться от каких-либо новых торговых
заградительных мер, отмечала: «Годовой
мораторий на протекционистские меры,
с которым согласились все участники саммита,
— с одной стороны, довольно общее заявление,
с другой — накладывает некие ограничения,
прежде всего, моральные. Никаких механизмов
принуждения к соблюдению моратория нет.
Но, конечно, страну, заподозренную в протекционизме,
остальные участники „двадцатки“ смогут
публично осудить. В этом смысле очень
интересно, как будет действовать российское
правительство. Наш план борьбы с кризисом
на протекционизме держится. В нём предусмотрено
повышение таможенных пошлин на несколько
десятков товарных позиций, в том числе
запретительные пошлины на ввоз иностранных
автомобилей старше пяти лет. Поставщики
российских товаров получат ценовые преференции
при госзакупках: их признают победителями,
даже если товар дороже иностранного аналога
на 5-25 %. А сельхозпроизводители и экспортеры
получат от государства щедрые субсидии.».
Утверждённый ранее, 8 ноября 2008 года, Председателем
Правительства В. Путиным «План действий,
направленных на оздоровление ситуации
в финансовом секторе и отдельных отраслях
экономики» предусматривал повышение
импортных пошлин на широкий круг товаров
17 ноября В. Путин публично поставил под
сомнение обязательство об отказе от протекционизма,
заявив, что Россия выполнит решения саммита
G20, но реализует намеченные меры по защите
национальных интересов.
19 ноября, выступая перед
Госдумой, министр финансов А. Кудрин
утверждал: «Достигнутые показатели
объема золотовалютных резервов,
которые Россия скопила за
последние годы, и понимая, и оценивая
опыт дефолта и опыт девальвации 1998 года,
позволяют говорить о том, что сегодня
накоплена прочная основа для стабильности
макроэкономики, стабильности курса национальной
валюты.»
20 ноября, выступая на 10-м
съезде «Единой России», лидер
партии В. Путин предложил снизить
налоги на бизнес. В тот же день Президент
Медведев пригласил ряд крупнейших предприниматлей
России (Владимир Потанин («Интеррос»),
Алишер Усманов («Металлоинвест»), Михаил
Фридман («Альфа-групп»), Виктор Вексельберг
(«Ренова»), Михаил Прохоров («Онэксим»),
Олег Дерипаска («Базэл»), Алексей Мордашов
(«Северсталь»), Алексей Миллер («Газпром»),
Игорь Зюзин («Мечел»), Владимир Лисин
(НЛМК), Виктор Рашников (ММК), Дмитрий Пумпянский
(ТМК), Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»),
Вагит Алекперов («Лукойл»)) на ужин в своей
резиденции в Барвихе; во время беседы
выступил каждый бизнесмен: гости говорили
о необходимости ускоренного возврата
НДС, снижения НДПИ и налогов в целом, замораживания
тарифов естественных монополий, просили
приостановить либерализацию энергорынка,
дать льготные кредиты для рефинансирования
внешних займов и капвложений; Медведев
заинтересовался, кто уже успел получить
госкредиты14 . Оппозиционнный политик
Владимир Милов оценил заявленные В. Путиным
меры как «имитационные».
21 ноября Наблюдательный
совет ВЭБа одобрил кредит для горно-металлургической
группы Evraz Group на $1,8 млрд.
24 и 28 ноября ЦБ РФ повторно
расширил валютный коридор на
30 копеек в обе стороны, что
привело в совокупному падению
рубля к корзине валют примерно
на 9 % с максисмума, отмеченного в августе
2008. Некоторыми экспертами высказывались
сомнения в адекватности мер ЦБ РФ ситуации
и задачам. С 1 декабря ЦБ повысил ставку
рефинансирования с 12 до 13 % и основные
ставки по ключевым операциям и продлил
с трёх месяцев до полугода сроки кредитования
ЦБ банков на беззалоговых аукционах.
19 декабря на совещании
по вопросам развития автомобильной
промышленности был принят пакет
протекционистких мер с целью поддержания
российского автопрома.
25 декабря Правительственная
комиссия по повышению устойчивости
развития российской экономики
утвердила перечень системообразующих
организаций, имеющих стратегическое
значение, которые могут претендовать
на получение прямой государственной
поддержки. В этот список вошли 295 предприятий.
Кроме того, был опубликован список из
1148 регионально значимых предприятий,
которые также могут претендовать на прямую
господдержку.
2009 год
19 января Председатель
Правительства В. В. Путин поручил
Минфину пересчитать федеральный
бюджет 2009 года, исходя из новых
макроэкономических параметров, представленных
Минэкономики: среднегодовая цена
на нефть (Urals) в $41 за баррель, сокращение
ВВП на 0,3 %, инфляция — на уровне 13 %, рубль,
девальвированный до 35 руб/$. Исходя из
них, дефицит федерального бюджета в 2009
году составит 5 % ВВП.
10 марта министр финансов
Алексей Кудрин объявил о решении
правительства на время отказаться
от трёхлетнего бюджета, а также
оптимизировать ряд расходных
статей бюджета на 2009 год.
27 марта 2009 года Государственная
Дума во втором и третьем
чтениях одобрила поправки к
Бюджетному кодексу, которые предоставили
правительству правовые основания
для внесения в Госдуму новой
редакции закона о бюджете
на 2009 год: было снято ограничение
на использование средств резервного
фонда для финансирования дефицита
бюджета (по прежней версии, деньги
фонда можно было использовать
лишь для замещения недополученных
нефтегазовых доходов).
В июне 2009 года В. В. Путин подписал
новую программу антикризисных мер, приоритеты
которой — социальные обязательства,
промышленность, инновации и мощная финансовая
система.
30 декабря 2009 года на заседании
Правительства Российской Федерации
была принята программа основных
антикризисных действий на 2010 год,
а ее приоритетами стали: поддержка
социальной стабильности и социальная
защита населения; поддержка оживления
экономики и наращивание инвестиций в
человеческий капитал.
3.2 Развитие экономики:
2009–2010 годов
Развитие экономики в 2009 г. происходило
в поле реализации двух ключевых решений.
Во-первых (как уже говорилось) речь идет
о введении верхнего предела колебаний
обменного курса. Следует отметить, что
это решение реально принято рынком. Это
нашло свое отражение в уровне валютных
фьючерсов на середину года. С начала марта
2009 г. (в расчете по бивалютной корзине)
их стали заключать по курсам ниже уровня
верхней границы технического коридора,
причем еще в феврале фьючерсные контракты
на июнь заключались, исходя из стоимости
бивалютной корзины 44 руб. (на сентябрь
– 46 руб.).
Во-вторых – о переходе к политике
«дорогих денег». Средний уровень ставок
привлечения ресурсов кредитными организациями
в Банке России повысился с 7,6% в сентябре
2008 г. до 16% в феврале 2009 г. Одновременно
стал снижаться объем кредитных ресурсов,
размещаемых Банком России на аукционах
(естественно, в противофазе с динамикой
ставки, что отражает снижение доступности
кредитных ресурсов).
Эта мера предпринималась отчасти
для снижения давления на валютный рынок
(мера, в целом, используемая в мировой
практике – хотя и приводящая к тяжелым
последствиям с точки зрения экономического
роста) и одновременно, для сдерживания
инфляции. Пожалуй, единственным позитивным
результатом сложившейся ситуации может
стать очень сильный антиинфляционный
эффект.
Действительно наблюдается
снижение динамики денежного предложения
как по каналам покупки валюты в золотовалютные
резервы, так и связанного с кредитованием
коммерческих банков Банком России. Такое
снижение сопровождается сжатием денежной
массы. Новая ситуация зафиксирована уже
в январе 2009 г., когда на фоне стабилизации
(на уровне порядка 400 млрд. долл.) золотовалютных
резервов резко упал, и затем стабилизировался
уровень денежной базы.
В сочетании со стабилизацией
обменного курса рубля это оказывает,
видимо, достаточно сильный антиинфляционный
эффект. Несмотря на высокую инфляцию
в I кв. 2009 г. (105,4% по сравнению с 104,8% в 2008
г.) можно ожидать, что монетарная инфляция
снизится настолько ощутимо, что итоговый
уровень инфляции в 2009 г. составит примерно
109% – меньше, чем в 2008 г.
Вместе с тем принятые решения
ведут к возникновению ряда рисков, которые
могут в перспективе привести к замедлению
выхода российской экономики из рецессии.
Стратегический выбор. Важнейший
вопрос, определяющий будущий ход экономического
развития: произойдет или нет «зацикливание»
экономического кризиса, переход к его
«самовоспроизводству» – если развитие
кризисных процессов в данный период автоматически
ведет к их дальнейшему расширению. Такое
«зацикливание» возможно в рамках нескольких
механизмов. Причем эти механизмы усиливают
взаимное действие, что создает риск возникновения
нового витка экономического кризиса
и его перехода в затяжную форму. В то же
время решение этих проблем (наряду с другими
направлениями действий) способно привести
к достаточно быстрому завершению кризиса
и переходу к новому периоду экономического
роста уже в 2010 г.
К числу потенциальных зон воспроизводства
кризиса можно отнести следующие.
Возобновление сжатия кредитования
компаний реального сектора. Высокий уровень
процентных ставок, существенно превышающий
уровень доходности бизнеса в условиях
кризиса, отсекает от рынка банковских
кредитов основную часть компаний. Отметим,
что средневзвешенный уровень процентных
ставок по краткосрочным кредитам предприятиям
с 2000 г. устойчиво превышает уровень инфляции
в годовом измерении.