Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 20:33, курсовая работа
Таким образом, цель курсовой работы – изучить теоретическую основу финансового механизма и его составляющих, определить способы регулирования финансов государства, проанализировать влияние основных финансовых показателей на социальную сферу Республики Беларусь.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить финансовый механизм, его составные звенья и элементы;
рассмотреть воздействие финансового механизма на общественное производство
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ, ЕГО СОСТАВНЫЕ ЗВЕНЬЯ И ЭЛЕМЕНТЫ 7
1.1Понятие финансового механизма 7
1.2 Классификация и составные части финансового механизма 12
2 ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА НА ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО 16
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО МЕХАНИЗМА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНКУ 19
3.1 Министерство финансов Республики Беларусь 20
3.3 Состояние государственных финансов Республики Беларусь в 2012 году 23
3.4 Направления развития финансовой сферы в Республике Беларусь 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РБ, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.
Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:
Соблюдение указанных
Переход к рынку означает изменение экономической политики и методов финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Главное содержание этих изменений состоит в том, что вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозяйственных органов, строгого регламентирования состава фондов, пропорций, условий их образования и использования посредствам установления плановых заданий, норм, нормативов и т.п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты.
Значительные изменения
Финансовый механизм в современных условиях призван:
а) создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь;
б) обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка многоуровневой экономики.
В условиях перехода к рыночным отношениям основными направлениями воздействия финансового механизма на экономическое развитие общества являются:
1. Развитие многообразных форм финансовых отношений;
2. Обеспечение развития
3. Использование эффективных
4. Развитие конкуренции
5. Повышение эффективности
6. Привлечение иностранных
7. Образование свободных
8. Расширение финансового рынка.
При разработке годовых бюджетов Правительство Республики Беларусь основное внимание уделяет решению таких вопросов как: обеспечение низких темпов инфляции; сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства; укрепление доходной части бюджета; усиление социальной направленности расходов бюджета и сокращение дотаций.
Изменяются методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальной сферы. Современный финансовый механизм предполагает ограничение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы.
Основным рычагом
Высокий уровень, частый пересмотр норм налогообложения отрицательно воздействует на развитие экономики. При правильной организации налогообложение способствует развитию предприятий и стабилизации поступлений финансовых ресурсов в распоряжение государства.
Обязательным элементом
Основным органом, контролирующим финансовую сферу Республики Беларусь является министерство финансов.
В условиях независимости и суверенитета Республики Беларусь, перехода к рыночной экономике, предприятиям свободы выбора форм хозяйствования, местных Советов депутатов в решении экономических и социальных стали предъявляться новые требования к финансовой республики. Возросли объемы экономической и контрольной работы, значительно расширились контакты с государствами ближнего и дальнего зарубежья, международными финансовыми организациями [10].
На рисунке 3.1 представлена структура центрального аппарата министерства финансов Республики Беларусь.
Рисунок 3.1 - структура центрального аппарата министерства финансов Республики Беларусь
Как видно из рисунка, во главе стоит министр финансов, под непосредственным контролем министра финансов находится несколько управлений, в том числе:
В подчинении министра финансов работают четыре заместителя. Между ними распределены определенные функции и полномочия. За каждым из них закреплен определенный перечень управлений и организаций, на которые распространяется компетенция их деятельности.
На рисунке 3.2 представлен геральдический знак министерства финансов Республики Беларусь
Рисунок 3.2 - геральдический знак министерства финансов Республики Беларусь
В непосредственном подчинении министерства финансов находся ряд организаций. Их перечень представлен в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Перечень подчиненных министерству финансов организаций
Наименование подчиненной организации |
Логотип |
Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах" |
|
Республиканское унитарное предприятие "Белорусская национальная перестраховочная организация" |
|
Белорусское республиканское унитарное
предприятие экспортно- |
|
Государственное учреждение образования
"Минский финансово- |
|
Продолжение таблицы 3.1 |
|
Республиканское унитарное предприятие "Информационно-вычислительный центр Министерства финансов Республики Беларусь" |
|
Государственное учреждение образования Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства финансов Республики Беларусь |
|
Производственное унитарное |
|
Республиканское научно-техническое унитарное предприятие "Криптотех" |
|
Республиканское унитарное предприятие "Минская печатная фабрика" |
|
Республиканское унитарное предприятие "Издательство "Белбланкавыд" |
|
Республиканское унитарное предприятие "Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг" |
На современном этапе
По данным Белстата, валовой внутренний продукт за 2012 год составил в текущих ценах 527,4 трлн. руб. и увеличился по сравнению с 2011 годом на 1,5% в сопоставимых ценах.
Рисунок 3.3 – Динамика ВВП и индекса потребительских цен
Основным источником роста валового внутреннего продукта стало динамичное развитие промышленного производства. Его объем увеличился по сравнению с 2011 годом на 5,7%. Розничный товарооборот вырос на 14%. Инвестиции в основной капитал сократились на 13,8%. Инфляция на потребительском рынке составила 21,8%.
Объем внешней торговли товарами в 2012 году увеличился по сравнению с 2011 годом на 6%, составив 92,4 млрд. долл. США, при этом экспорт возрос на 11%, импорт – на 1,4%.
Рисунок 3.4 – Динамика внешнеторговых операций в 2011-2012гг.
Итоги хозяйственной деятельности организаций реального сектора экономики характеризовались ростом продаж, прибыли и рентабельности по сравнению с 2011 годом.
Рисунок 3.5 – Прибыль до налогообложения и чистая прибыль в 2011-2012гг.
По итогам 2012 года доходы консолидированного бюджета составили 158,0 трлн. руб. и увеличились по сравнению с 2011 годом в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 15,9%. Отношение доходов консолидированного бюджета к ВВП составило 30,0% ВВП (в 2011 году – 28,8% ВВП).
Рисунок 3.6 – Динамика доходов консолидированного бюджета за 2008-2012гг.
Основная доля доходов консолидированного бюджета (около 90%) формируется за счет налоговых поступлений. За 2012 год в бюджет поступило 138,0 трлн. руб. налоговых доходов. По сравнению с 2011 годом поступления в реальном выражении возросли на 18% [10].
Неналоговые доходы за 2012 год сложились в сумме 19,6 трлн. руб. и по сравнению с 2011 годом увеличились на 2,6% в реальном выражении.
Рисунок 3.7 – Структура доходов консолидированного бюджета
Формирование налоговых доходов за 2012 год на 91,5% обеспечено поступлениями налога на добавленную стоимость (32,9%), налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (18,5%), налога на прибыль (14,2%), подоходного налога (14,0%), акцизов (8,1%), налогов на собственность (3,8%).
Изменение структуры налоговых доходов по сравнению с 2011 годом вызвано, главным образом, увеличением в 2012 году доли налога на прибыль (+2,4 п.п.) за счет произведенной доплаты по налогу на прибыль по фактически сложившейся прибыли 2011 года, а также уплатой налога по прогнозируемой прибыли.
Информация о работе Финансовый механизм и вопросы его совершенствования