Финансовый механизм предприятия: содержание, анализ эффективности функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:47, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – всесторонне изучить понятие финансового механизма организации.
Задачи – раскрыть понятие финансового механизма и обозначить основные пути его совершенствования, определить сущность и роль финансовых служб на предприятии.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть экономическую сущность и значение финансового механизма организации, его основные функции;
– изучить структуру финансового механизма организации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Сущность, функции и структура финансового механизма организации……4
1.1 Экономическая сущность и значение финансового механизма организации, его основные функции……………………………………………4
1.2 Структура финансового механизма организации…………………..7
2. Теоретические основы финансовой оценки эффективности функционирования предприятия……………………………………………….10
2.1 Прибыль, как основной показатель эффективности деятельности предприятия……………………………………………………………………...10
2.2 Показатели рентабельности и их значение для оценки эффективности функционирования предприятия……………………………..13
2.3 Основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность…….16
Заключение……………………………………………………………………...19
Список литературы ……………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 294.50 Кб (Скачать файл)

Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли – это:

- основной источник  текущего и долгосрочного развития  организации;

- главный источник  возрастания рыночной стоимости  организации;

- индикатор кредитоспособности организации;

- главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность  возрастания капитала и бизнеса;

- индикатор конкурентоспособности  организации при наличии стабильного  и устойчивого уровня прибыли;

- гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Прибыль – важнейший  показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Целью деятельности любой коммерческой структуры в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности, эффективности выполнения своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них. Систематический недостаток прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса – одна из главных внутренних причин банкротства.

Получение наибольшей прибыли  является мотивационным стимулом для:

- повышения заинтересованности  предприятия и трудового коллектива  в эффективном хозяйствовании, так  как от конечных результатов  зависят доходы предпринимателей  и работников;

- конкуренции между  хозяйствующими субъектами; в этой  борьбе побеждает наиболее финансово  устойчивые и рентабельные предприятия,  способные при необходимости  расширять свою деятельность, маневрировать  своими ценами на продукцию.

Следовательно, в рыночных условиях успешно развиваются лишь те предприятия, которые руководствуются в своей деятельности мотивом максимизации прибыли. По прибыли можно определить рентабельность, изучить эффективность функционирования предприятий и концернов (холдингов).

Основные функции прибыли:

Во-первых, прибыль характеризует  экономический эффект, полученный в  результате деятельности предприятия.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов  и других обязательных платежей, должна быть достаточной для выплаты  дивидендов, создания фондов потребления  и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в  бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями  используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ (за счет финансовых результатов формируется налог на имущество; за счет чистой прибыли – налог на рекламу, на право торговли, пошлины; за счет прибыли – налог на прибыль).

В-четвертых, прибыль  обладает воспроизводственной функцией. Ее содержание в том, что за счет прибыли в значительной мере осуществляется расширение производственного потенциала предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Нераспределенная прибыль, лежащая на депозитных счетах, вложенная на краткосрочные финансовые инструменты, обладает функцией самонакопления (капитализации) [1, c. 123]..

Прибыль – важнейший  показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли определяет рост потенциальных  возможностей предприятия, повышает степень  его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции.

Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.

При проведении анализа  могут быть использованы и другие различные группировки показателей  прибыли (схема 2). В основе этих группировок  всегда лежат те цели и задачи, которые решаются в процессе аналитических процедур пользователями конечных результатов этого анализа.

Использование этих группировок  позволяет более детально проанализировать показатели прибыли и определит, насколько существующая ситуация позволяет обеспечить решение текущих и перспективных задач предприятия, направленное на достижение:

- максимальной прибыли,  соответствующей ресурсам организации  и рыночной конъюнктуре;

- оптимальной пропорциональности  между уровнем формируемой прибыли  и допустимым уровнем риска;

- высокого качества  формируемой прибыли;

- выплата необходимого  уровня дохода на инвестированный  капитал собственникам компании;

- достаточного объема  инвестиций за счет прибыли  в соответствии с задачами  развития бизнеса;

- эффективности программ участия персонала в распределении прибыли3.

Схема 1 – Виды группировок показателей прибыли

 

2.2 Показатели рентабельности и их значение для оценки эффективности функционирования предприятия

 

Конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятий (организаций) характеризуется абсолютной величиной прибыли. Сумма прибыли выражает количественную сторону финансового результата хозяйственной деятельности предприятия (организации). Однако она не всегда дает возможность объективной оценки работы предприятия или разных предприятий в одно и то же время. Например, два предприятия, имея разный объем деятельности основных и оборотных средств, получили одинаковую сумму прибыли. Сказать, что они работали одинаково успешно, однако, нельзя. В связи с этим для объективной оценки деятельности предприятий используется относительный показатель – рентабельность. Она характеризует эффективность, определяемую как отношение прибыли к одному из показателей функционирования предприятий. Выбор относительного показателя зависит от того, какая сторона финансово-хозяйственной деятельности изучается. Уровень рентабельности исчисляется в процентах[4, c. 77].

Показатели рентабельности измеряют прибыльность (доходность) с  разных позиций. Общая формула расчета  рентабельности:

 

 

где П- прибыль организации;

V – показатель, по  отношению к которому рассчитывается  рентабельность.

В качестве числителя  может выступать:

- прибыль от продажи  продукции;

- прибыль до налогообложения;

- чистая прибыль.

В знаменателе могут быть:

- активы (или капитал)  организации;

- собственный капитал;

- перманентный капитал  (сумма собственного капитала  и долгосрочных заемных средств);

- текущие активы;

- основные производственные  средства;

- производственные средства (сумма основных производственных средств и производственных оборотных фондов);

- выручка от реализации  продукции;

- себестоимость проданной  продукции.

Пример.

Выполнить диагностику рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия по данным таблицы:

Решение

Показатели рентабельности характеризуют прибыльность использования  капитала, который находится в  распоряжении предприятия.

1. Рентабельность совокупного  капитала – это отношение чистой  прибыли к величине баланса,  выраженное в процентах. В 2004 г. этот показатель составлял:

  • на начало года: 
    Рк=96?100/450=21,33%;
  • на конец года: 
    Рк=111?100/435=25,52%;
  • коэффициент роста: 
    Кр=25,52/21,33=1,1964.

Рентабельность совокупного  капитала увеличилась на 19,64%.

2. Рентабельность собственного  капитала – это отношение чистой прибыли и собственного капитала, выраженное в процентах:

  • на начало года: 
    Рск=96?100/300=32,00%;
  • на конец года: 
    Рск=111?100/312=35,58%;
  • коэффициент роста: 
    Кр=35,58/32,00=1,1119.

Рентабельность собственного капитала увеличилась на 11,19%.

3. Валовая рентабельность  продаж – это отношение валовой  прибыли к чистому доходу, выраженное  в процентах:

  • на начало года: 
    Рвп=150?100/465=32,26%;
  • на конец года: 
    Рвп=168?100/480=35,00%;
  • коэффициент роста: 
    Ко=35,00/32,26=1,0849 (108,49%).

Данный показатели увеличился на 8,49%.

4. Операционная рентабельность  продаж – это отношение прибыли  от операционной деятельности  к чистому доходу, выраженное  в процентах:

  • на начало года: 
    Род=114?100/465=24,62%;
  • на конец года: 
    Род=138?100/480=28,75%;
  • коэффициент роста: 
    Кр=28,75/24,62=1,1725 (117,25%).

Данный показатель увеличился на 17,25%.

5. Чистая рентабельность  продаж – это отношение чистой  прибыли к чистому доходу, выраженное  в процентах:

  • на начало года: 
    Рчп=96?100/465=20,65%;
  • на конец года: 
    Рчп=111?100/480=23,13%;
  • коэффициент роста: 
    Кр=23,13/20,65=1,1201 (112,01%).

Данный показатель увеличился на 12,01%.

6. Валовая рентабельность  производства – это отношение  валовой прибыли к себестоимости  производства продукции, выраженное  в процентах:

  • на начало года: 
    Рвпр=150?100/306=49,02%;
  • на конец года: 
    Рвпр=168?100/312=53,85%;
  • коэффициент роста: 
    Кр=53,85/49,02=1,5385 (153,85%).

Данный показатель увеличился на 53,85%.

7. Чистая рентабельность  производства – это отношение  чистой прибыли к себестоимости  производства продукции, выраженное в процентах:

  • на начало года: 
    Рчпр=96?100/306=26,67%;
  • на конец года: 
    Рчпр=111?100/312=35,58%;
  • коэффициент роста: 
    Кр=35,58/26,67=1,3341 (133,41%).

Данный показатель увеличился на 33,41%.

 

Использование такого обширного  состава показателей и их сочетаний для расчета рентабельности в практической и аналитической работе – следствие сложности финансово-хозяйственной деятельности; это затрудняет адекватную интерпретацию полученных результатов[2, c. 89].

При принятии решений, связанных  с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, издержек, продаж и др. (табл.1).

1-й показатель характеризует  выход прибыли в процессе реализации  продукции на единицу издержек  в основной деятельности предприятий.

2-й характеризует доходность основной деятельности предприятия. Менеджеры используют этот показатель для контроля над взаимосвязью между ценами, количеством реализованного товара и величиной издержек производства и реализации продукции.

3-й служит для определения  эффективности использования капиталов на разных предприятиях и в отраслях, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала как собственного, так и заемного, привлекаемого на долгосрочной основе.

4-й характеризует прибыль,  полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы.

5-й занимает особое  место среди показателей рентабельности  и характеризует эффективность  использования собственных средств  акционеров, т.е. прибыль, остающуюся  в распоряжении предприятия, полученную  на каждый рубль вложений акционеров в данное предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, чем выше потенциальные дивиденды.

Таблица 2.- Основные показатели рентабельности

 

 Показатели рентабельности  активно участвуют в процессах  анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, финансовом  планировании, выработке управленческих  решений, принятии решений потенциальными  кредиторами и инвесторами[5, c. 93]..

 

2.3 Основные факторы, влияющие на прибыль и рентабельность

Информация о работе Финансовый механизм предприятия: содержание, анализ эффективности функционирования