Финансы вновь образуемых, реорганизуемых и ликвидируемых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой является исследование финансов вновь образуемых, реорганизуемых и ликвидируемых предприятий.
Задачи:
• рассмотреть финансовые источники вновь образуемых предприятий разных организационно-правовых норм,
• понять какие финансовые операции происходят в процессах приватизации предприятий,
• изучить финансово-юредические процедуры в процессах ликвидации, санации и банкротства предприятия,
• составить баланс доходов и расходов промышленного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1.ФИНАНСЫ ВНОВЬ ОБРАЗУЕМЫХ, РЕОРГАНИЗУЕМЫХ
И ЛИКВИДИРУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Финансовые источники вновь образуемых предприятий
разных организационно-правовых норм 7
1.2. Финансовые операции в процессах приватизации предприятий 13
1.3. Финансово-юридические процедуры в процессах ликвидации,
санации и банкротства предприятий 19
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ БАЛАНСА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ……… ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Приложение А – Классическая модель санации 47

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы вновь организуемых, реорганизуемых и ликвидируемых предприятий.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

Материально-технической  основой процесса производства на любом предприятии являются основные производственные фонды. В условиях рыночной экономики первоначальное формирование основных фондов, их функционирование и расширенное воспроизводство осуществляется при непосредственном участии финансов, с помощью которых образуются и используются денежные фонды целевого назначения, опосредующие приобретение, эксплуатацию и восстановление средств труда.

Первоначальное формирование основных фондов на вновь создаваемых предприятиях происходит за счет основных средств, являющихся частью уставного фонда. Основные средства – это денежные средства, инвестированные в основные фонды производственного и непроизводственного назначения. В момент приобретения основных фондов и принятия их на баланс предприятия величина основных фондов количественно совпадает со стоимостью основных фондов. В дальнейшем, по мере участия основных фондов в производственном процессе их стоимость раздваивается: одна ее часть, равная износу, переносится на готовую продукцию, другая – выражает остаточную стоимость действующих основных фондов. Сношенная часть стоимости основных фондов, перенесенная на готовую продукцию, по мере реализации последней постепенно накапливается в денежной форме в специальном амортизационном фонде. Данный фонд формируется посредством ежегодных амортизационных отчислений и используется для простого и частично – расширенного воспроизводства основных фондов.

В значительной части капитальные вложения обеспечиваются из национального дохода, причем в капитальные затраты реинвестируются прежде всего собственные финансовые ресурсы предприятия; сюда направляется также акционерный и паевой капитал, мобилизуемый на финансовом рынке, привлекаются кредитные ресурсы, а в особых случаях, специально оговоренных в решениях правительства – бюджетные ассигнования и средства внебюджетных фондов. В составе собственных финансовых ресурсов предприятия, используемых на капитальные вложения, важное место занимает прибыль. В последнее время наблюдается тенденция увеличения абсолютного размера и доли прибыли в источниках финансирования капитальных вложений. Существует мнение, что эту тенденцию необходимо развивать, так как ее прогрессивность заключается в том, что источники воспроизводства основных фондов непосредственно увязываются с результатами производственной деятельности. В итоге усиливается материальная заинтересованность предприятий в достижении лучших результатов производства, так как именно от них зависит своевременность и полнота формирования финансовых источников капитальных затрат. Наряду с прибылью для финансирования капитальных вложений используются также средства, мобилизуемые в самом строительстве (прибыль и экономия по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом, мобилизация внутренних ресурсов и др.), доходы от реализации выбывшего имущества, средства фондов социального развития и жилищного строительства.

Выделение бюджетных средств на капитальные затраты обеспечивает проведение единой технической политики, создает финансовые предпосылки для регулирования структуры общественного воспроизводства, развития приоритетных отраслей экономики. С переходом на рыночные основы хозяйствования порядок предоставления бюджетных средств на капитальные вложения постепенно меняется. Раньше бюджетные средства выделялись в форме прямых безвозвратных ассигнований; теперь их можно получить через целевые субсидии (инвестиционные ассигнования), субвенции и инвестиционные налоговые кредиты.

В соответствии с гражданским  кодексом РФ в России могут создаваться  следующие организационные формы  коммерческих предприятий: хозяйственные  товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и  муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества и общества:

- полное товарищество;

- товарищество на вере (коммандитное товарищество);

- общество с ограниченной ответственностью,

- общество с дополнительной ответственностью;

- акционерное общество (открытое и закрытое).

Право хозяйственного ведения – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Право хозяйственного ведения  шире права оперативного управления, т.к. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении.[6].

 

1.2. Финансовые операции в процессах приватизации предприятий

 

Под объектами государственной собственности, подлежащими приватизации, понимаются предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, цехи, иные подразделения предприятий, организаций как единые имущественные комплексы производственных фондов и иных ценностей.

Приобретение предприятия  как целостного хозяйственного комплекса и приобретение отдельных видов имущества предприятий принципиально отличаются. В первом случае покупателю предоставляется право приобрести титул собственности на работающее предприятие (с определенными хозяйственными связями, сложившимся трудовым коллективом и т.д.). Во втором – покупатель приобретает имущество либо ликвидируемого предприятия, либо предприятия, которое коренным образом перепрофилируется или реорганизуется.

В качестве продавцов объектов государственной собственности признаются специальные исполнительные органы (республиканские комитеты по управлению государственным имуществом и аналогичные им органы), в функции которых входит непосредственная организационная работа по приватизации государственной собственности и оперативно-хозяйственное управление предприятиями, передаваемыми в их ведение. Это обусловлено следующими причинами:

  1. общественный, по существу, характер государственной собственности предопределяет, что распоряжаться ее продажей может только представитель всего общества – государство. Недопустимо передавать процесс приватизации на откуп органам отраслевого и регионального управления, так как их специфические интересы состоят в стремлении взять на себя не только управление вверенной им собственностью, но и полное распоряжение ею.
  2. государство является единственным продавцом государственной собственности, т.е. монополистом. Между тем за деятельностью любой монополии необходим широкий общественный контроль. Распыление полномочий по приватизации между многочисленными органами государственной власти и управления крайне осложнит и без того непростую процедуру контроля со стороны компетентных государственных органов, народных депутатов и всех граждан.

Правами покупателей объектов приватизации по процедурам, предусмотренным концепцией приватизации, пользуются только граждане и негосударственные юридические лица. Дело в том, что покупка государственными юридическими лицами государственной собственности лишь усложняет формы владения, распоряжения и пользования имуществом предприятий, но не меняет формы собственности на предприятии в целом.

Предоставление всем гражданам и негосударственным  юридическим лицам прав покупателей объектов государственной собственности не исключает приобретения этих объектов непосредственно членами трудовых коллективов.

При таком подходе  становится возможным, с одной стороны, поддержать стремление работников приватизируемых  предприятий стать предпринимателями  и существенно облегчить для  них конкурентную борьбу с посторонними покупателями, а с другой – ввести процесс этой конкуренции в законные рамки и установить ее правила.

 

 

Приватизация может осуществляться в форме:

  • приобретения покупателями акций государственного предприятия, предварительно преобразованного в государственное акционерное общество;
  • приобретения объекта государственной собственности по конкурсу
  • приобретения объекта приватизации или его имущества на аукционе.

Выбор между формами  приватизации конкретного государственного предприятия (объединения) осуществляется на основе предложений специально создаваемых комиссий по приватизации, в функции которых входит также реорганизация предприятия, оценка его стоимости и выработка рекомендаций по способам платежа.

Выбор одной из этих трех форм приватизации государственной  собственности увязывается с  социальными приоритетами. В частности, предусматривается, что основной формой продажи небольших объектов государственной собственности местного подчинения и предприятий-монополистов является конкурс.

Аукционная форма приватизации рассматривается как форма, дополняющая в случае необходимости форму конкурса. Аукционы по продаже объектов государственной собственности могут проводиться в случае отсутствия предложений об иных формах их приобретения, а также при безрезультатном завершении конкурсов и в случаях банкротства и ликвидации предприятий.

Преобразование государственных  предприятий в акционерные общества имеет существенные особенности  по сравнению с продажей объектов государственной собственности  по конкурсу или на аукционах, а также  с созданием новых акционерных обществ. В процессе приватизации путем продажи акций государственных акционерных обществ главная задача состоит в создании реального и ответственного собственника и скорейшей передачи акций в руки граждан и негосударственных юридических лиц. Деятельность государственных акционерных обществ, где преобладающая доля акций принадлежит государственным организациям, должна подлежать более строгой регламентации. Это необходимо для того, чтобы у государственных акционерных обществ не было возможности покрытия недостатка собственных оборотных средств и прямых убытков за счет выпуска облигаций, привилегированных акций и т.п. По мере превращения государственного акционерного общества в негосударственное, где другие акционеры (граждане и негосударственные юридические лица) получат возможность принимать самостоятельные решения по всем вопросах функционирования общества, эти ограничения отменяются.

Оценка стоимости объектов приватизации должна осуществляется комиссией по приватизации по одному из двух вариантов: на основе рыночной оценки или определения его балансовой стоимости.[16].

Приобретение государственной собственности – это приобретение покупателем права на получение дохода от использования всего имущества предприятия. Покупатель должен оплачивать не номинальную стоимость имущества (часто символическую), а должен выплатить доход, который могло бы получить государство от использования целостного имущественного комплекса. Покупатель, поэтому может рассчитывать не на весь доход, приносимый объектом государственной собственности, а только на его прирост за счет более эффективного использования ресурсов. К сожалению, в российской практике это не соблюдалось. И причина здесь кроется не в ошибке законодательных органов, а в конкретной заинтересованности отдельного круга лиц в занижении рыночной стоимости предприятий.

Приватизация государственных  предприятий не должна преследовать чисто фискальные цели: главная задача – коренное преобразование отношений собственности. Тем не менее недопустима продажа предприятий по заниженным ценам, так как государство может потерять даже тот доход, который оно получает в настоящее время: как собственник предприятий, что крайне осложнит и без того тяжелое финансовое положение страны. Поэтому необходимо исходить, по меньшей мере, из минимальных требований государства к стоимости объектов приватизации: получение от продажи государственных предприятий суммы не меньшей, чем капитализированный доход, получаемый государством при сохранении государственной формы собственности.

Выручка от приватизации является собственностью государства и распределяется в зависимости от приоритетов, установленных в законодательстве. Причем эти приоритеты должны определяться не на отдаленное будущее, а на относительно небольшой период времени. Поэтому предусматривается, что определение порядка и направлений расходования выручки от приватизации осуществляется ежегодно.

Государство по-прежнему владеет более чем 9 тысячами федеральных  унитарных предприятий, одной сотней казенных, а также пакетами акций  в более чем 3000 акционерных обществах. Причем, в нескольких десятках из них правительство контролирует 100% уставного капитала. В результате, по данным Минэкономразвития, Госсектор производит более 30% всего отечественного ВВП.

Для проведения трансформации  унитарные предприятия должны предоставить в Минимущество показатели своей деятельности: выручку, чистую прибыль, чистые активы. Из этих данных будет сформирован реестр показателей эффективности деятельности унитарных предприятий и представлен потенциальным покупателям.

С одной стороны, в результате целенаправленной и относительно быстро проведенной ваучерной приватизации в России началось формирование некоторых институциональных основ рыночной экономики и наметились первые признаки изменения социальной структуры на базе укрепления негосударственного сектора: сформировался корпоративный сектор экономики, а также биржевой и внебиржевой рынки корпоративных ценных бумаг, возникла система инвестиционных институтов и, наконец, появился новый социальный слой – частные собственники, акционеры, пайщики.

Главный недостаток модели приватизации на первом этапе реформ в России состоит в том, что  переход госсобственности в частные  руки зачастую не был непосредственно  связан с улучшением экономического состояния предприятий. Не оправдались надежды, что “автоматически” будет решена проблема эффективности хозяйствующих субъектов и экономики в целом.

Информация о работе Финансы вновь образуемых, реорганизуемых и ликвидируемых предприятий