Финансы вновь образуемых, реорганизуемых и ликвидируемых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой является исследование финансов вновь образуемых, реорганизуемых и ликвидируемых предприятий.
Задачи:
• рассмотреть финансовые источники вновь образуемых предприятий разных организационно-правовых норм,
• понять какие финансовые операции происходят в процессах приватизации предприятий,
• изучить финансово-юредические процедуры в процессах ликвидации, санации и банкротства предприятия,
• составить баланс доходов и расходов промышленного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1.ФИНАНСЫ ВНОВЬ ОБРАЗУЕМЫХ, РЕОРГАНИЗУЕМЫХ
И ЛИКВИДИРУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1. Финансовые источники вновь образуемых предприятий
разных организационно-правовых норм 7
1.2. Финансовые операции в процессах приватизации предприятий 13
1.3. Финансово-юридические процедуры в процессах ликвидации,
санации и банкротства предприятий 19
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ БАЛАНСА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ……… ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Приложение А – Классическая модель санации 47

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы вновь организуемых, реорганизуемых и ликвидируемых предприятий.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

После принятия в 1997 г. нового закона о приватизации продажа госсобственности имеет преимущественно фискальный характер и направлена на выполнение “плана по наполнению госбюджета”. При этом по существу, игнорируется необходимость инвестирования средств от приватизации в производство, что не позволяет использовать ее в качестве инструмента экономического роста. Приватизация теряет статус социально ориентированной программы. Широкие слои населения участия в ней не принимают, что укрепляет позиции частного и номенклатурного капитала и вытесняет большую часть граждан в сферу наемного труда. Перспектива создания среднего класса отодвигается на неопределенный срок. Используемые методы приватизации и действующая нормативно-законодательная база не ориентируют на подъем реального сектора экономики.

Сегодня нужна приватизация не фискальная, а инвестиционно-реструктуризационная, с целью оздоровления предприятий, оживления и подъема производства. Это предполагает, что государство устанавливает рыночные правила игры и выступает продавцом госимущества, внесет существенные коррективы в действующую модель. В числе наиболее радикальных мер могли бы быть:

1. Введение механизма продажи госимущества с длительной рассрочкой платежей. Правительство, с одной стороны, отказывается от требований немедленных всеобъемлющих платежей и должно искать иные средства сокращения бюджетного дефицита. С другой стороны, в порядке компенсации правительство прекращает выдачу всех видов субсидий предприятиям, участвующим в выкупе в рассрочку;

2. Инвестирование приватизируемых  предприятий, предпродажная подготовка  и постприватизационная поддержка  за счет средств от продажи  госпредприятий и госпакетов акций на возвратной основе;

3. Внедрение механизма  капитализации и конвертации  кредиторской задолженности предприятий  перед государством;

4. Участие в процессах  приватизации и реструктуризации  производства и согласование  интересов государства, крупного частного капитала и основной массы населения. Последние должны иметь преференции, включая льготы и рассрочки на приобретение государственного имущества и госакций. Вовлекая владельцев крупного частного капитала и населения в процессы приватизации и реструктуризации, правительство получает доступ к финансовым ресурсам, сосредоточенным в их руках, включая денежные средства, выведенные из реального оборота. Перечисленные и иные меры подобного рода должны вводиться одновременно и оказывать комплексное воздействие на процессы приватизации и реструктуризации.[16].

 

1.3. Финансово-юридические процедуры в процессах ликвидации, санации и банкротства предприятий

 

Существует 3 способа ликвидации предприятий:

  1. Ликвидация предприятия на основании принятого решения учредителями без подачи заявления о банкротстве в хозяйственный суд, в случае наличия достаточного объема имущества для расчетов с кредиторами.
  2. Ликвидация на основании решения регистрирующего органа по представлению налоговых органов и комитета госконтроля.
  3. Ликвидация по решению суда.

Банкротство предприятий – это следствие глубокого финансового кризиса. Под финансовым кризисом понимают фазу разбалансированной деятельности предприятия и ограниченных возможностей влияния его руководства на финансовые отношения. В рыночной экономике банкротство предприятий – нормальное явление. Из каждых 100 новообразованных предприятий на рынке остается от 20 до 30.

На практике с кризисом, как правило, идентифицируется угроза неплатежеспособности и банкротства  предприятия, деятельности его в неприбыльной зоне или нехватки у фирмы потенциала для успешного функционирования. С позиции финансового менеджмента кризисное состояние предприятия состоит в его невозможности осуществлять финансовое обеспечение текущей производственной деятельности.

Факторы, которые могут  обусловить финансовый кризис на предприятии, разделяют на внешние, или экзогенные (которые не зависят от деятельности предприятия), и внутренние, или эндогенные (которые зависят от предприятия).

Взаимные неплатежи  между субъектами хозяйствования, высокие налоговые и банковские процентные ставки приводят к неплатежеспособности предприятий. Внешним признаком банкротства предприятия выступает прекращение его текущих платежей и неспособность удовлетворить требования кредиторов на протяжении трех месяцев от дня наступления срока их выполнения.

Решение о банкротстве  предприятия принимается после  признания неудовлетворительной структуры  баланса, поэтому особую актуальность приобретает вопрос оценки структуры  баланса.

Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основании таких показателей как:

- коэффициента покрытия (коэффициента текущей ликвидности);

- коэффициента обеспеченности собственными средствами.

Коэффициент текущей  ликвидности характеризует общую  обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие  собственных оборотных средств  у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Основанием для признания  структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным служит одно из таких условий:

- коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение меньше 2;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение меньше 0,1.

Одним из средств преодоления платежного кризиса и предотвращения банкротства  предприятия является финансовая санация. Термин «санация» происходит от латинского "sanare" и переводится как оздоровление, или выздоровление.

Закон о банкротстве, принятый в 1999 году, разделяет понятие «санация» и «досудебная санация». Согласно с Законом «О восстановлении платежеспособности должника, или признание его банкротом» санация – это система мероприятий, которые осуществляются в процессе проведения дела о банкротстве с целью предотвращения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление его финансового состояния, а также на удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов за кредитование, реструктуризацию долгов и капитала и (или) изменение организационной, или производственной структуры субъектов предпринимательской деятельности.

Досудебная санация – система мер по восстановлению платежеспособности должника, которые осуществляются собственником предприятия-должника с целью предотвращения его ликвидации. Эти мероприятия касаются реорганизационных, организационно-хозяйственных, управленческих, инвестиционных, технических, финансово-экономических, правовых вопросов и ведутся в соответствии с действующим законодательством к началу возбуждения дела о банкротстве.

Целью финансовой санации является покрытие текущих убытков и устранения причин их возникновения, возобновление или сохранение ликвидности и платежеспособности предприятий, сокращение всех видов задолженности, улучшение структуры оборотного капитала и формирование фондов финансовых ресурсов, необходимых для проведения санационных мероприятий производственно-технического характера.

В системе проведения финансовой санации  предприятий различают три основных функциональных блока:

  1. Разработка плана санации.
  2. Санационный аудит.
  3. Менеджмент санации.

Как правило, разработкой  санационной концепции и плана  санации, по поручению собственников или руководства предприятия занимаются консалтинговые фирмы в тесной взаимосвязи с внутренними службами контролинга (если такие имеются на предприятии). Санационный аудит проводится аудиторскими компаниями по заказу потенциальных санаторов, кредиторов и других лиц, которые могут принять участие в финансировании санации.

В соответствии с классической моделью санации, функциональная схема которой изображена в Приложении А, процесс финансового оздоровления предприятия начинается с выявления (идентификации) финансового кризиса. Следующим этапом санации является проведение причинно-следственного анализа финансового кризиса. На основании комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия определяются внешние и внутренние факторы кризиса, вид кризиса, его глубина и качество финансового состояния фирмы.

Во время анализа  осуществляется экспертная диагностика  финансово-хозяйственного состояния  предприятия, определяются его сильные  и слабые стороны. На основании результатов  причинно-следственного анализа, в соответствии с классической моделью санации, делается вывод о санационной возможности предприятия, а затем – о целесообразности или нецелесообразности санации данной хозяйственной единицы. Если предприятие находится в глубоком кризисе, не совместном с дальнейшим его существованием, то принимают решение о консервации и ликвидации субъекта хозяйствования. Иначе санация будет означать лишь отсрочку времени ликвидации предприятия и ничего, кроме дополнительных убытков, собственникам и кредиторам не даст. Ликвидация может осуществляться на добровольной основе или в принудительном порядке.

В случае, если предприятие имеет  действительно реальные надежды  на исправление положения, принимают  решение о разработке санационной  концепции с целью проведения финансового оздоровления, с одновременным определением целевых ориентиров. Чем раньше на санационно способном предприятии начнется санация, то большие шансы на ее успех.[13].

Отдельным аналитическим блоком в  классической модели является формирование стратегических целей и тактики проведения санации. По определению целей санации следует учитывать, что каждое предприятие имеет ограниченные ресурсы, ограниченные возможности сбыта продукции и должно проводить свою деятельность в рамках правового поля соответствующего государства. Цели должны быть реальными и пригодными для количественного (качественного) измерения. Главной стратегической целью санации является восстановление эффективной деятельности предприятия в долгосрочном периоде.

Следующим элементом  классической модели оздоровления является проект санации, который разрабатывается на базе санационной программы и содержит технико-экономическое обоснование санации, расчет объемов финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей, конкретные графики и методы мобилизации финансового капитала, сроки освоения инвестиций и их окупаемости, оценку эффективности санационных мероприятий, а также прогнозируемые результаты выполнения проекта.

Важным компонентом  санационного процесса является координация  и контроль за качеством реализации запланированных мероприятий. Менеджмент предприятий должен своевременно проявлять и использовать новые санационные резервы, а также принимать объективные квалифицированные решения для преодоления возможных препятствий во время осуществления оздоровительных мероприятий. Действующую помощь здесь может предоставить оперативный санационный контролинг, который синтезирует информационную, плановую, консалтинговую, координационную и контрольную функции. Задачей санационного контролинга является контроль за ходом реализации плана санации, идентификация оперативных результатов, анализ отклонений и подготовка проектов решений относительно использования выявленных резервов и преодоления дополнительных препятствий.

В литературе по вопросам финансовой санации указывают на два вида реакции предприятий  на финансовый кризис:

  1. Защитная реакция, которая предусматривает резкое сокращение затрат, закрытие и распродажу отдельных подразделений предприятия, сокращение и распродажу оснащения, увольнение персонала, сокращение отдельных частей рыночного сегмента, уменьшение отпускных цен и (или) объемов реализации продукции.
  2. Наступательная реакция, которая предусматривает активные действия: модернизацию оснащения, введение новых технологий, внедрение эффективного маркетинга, повышение цен, поиск новых рынков сбыта продукции, разработку и внедрение прогрессивной стратегической концепции контролинга и управления.

В зависимости от выбранной  стратегии предприятие подбирает тот или иной каталог внутрихозяйственных санационных мероприятий. Использование внутренних финансовых резервов дает возможность не только преодолеть внутренние причины несостоятельности предприятий, а и значительно уменьшает зависимость эффективности проведения санации от привлечения внешних финансовых источников. Вместе с тем, на предприятиях, которые находятся в финансовом кризисе, полностью исчерпаны такие классические источники самофинансирования, как прибыль и амортизация. Мобилизация внутренних резервов финансовой стабилизации направлена прежде всего на улучшение (восстановление) платежеспособности и ликвидности предприятия. Как правило, ее осуществляют основным направлениям:

Информация о работе Финансы вновь образуемых, реорганизуемых и ликвидируемых предприятий