Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:03, реферат
Научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику,
служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в
независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что
отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными
экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней.
Введение 3
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
Проведение финансовой политики в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 36
местный).
Совокупность бюджетных
фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической
сущности государственный
государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения
национального дохода (частично и национального богатства) в связи с
образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет
возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках
экономического и социального развития.
Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента
распределения и контроля возможно только в процессе человеческой
деятельности, что находит своё
отражение в создаваемом
механизме. Последний является реальным воплощением бюджетной политики,
отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических
и социальных задач. При правильном построении бюджетного механизма он может
реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-
технического прогресса, обновление
и совершенствование
технической базы общественного производства.
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на
развитие экономики и
государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдёт
лишь изменение методов
Функционирование
экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы
перераспределения стоимости общественного продукта,, концентрируемой в руках
государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные
категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы
служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению
общегосударственных потребностей.
Государственный бюджет — это годовой план государсвенных расходов и
источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и
принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового года
полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей
деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с
принятом в предыдущем году законом о бюджете.
Сейчас структура российского бюджета в соответствии с федеральным законом “О
составе и структуре бюджетной классификации Российской Федерации”, введенном
в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим образом:
I Доходы бюджета
II Расходы бюджета
II.1 Функциональная структура расходов
II.2 Ведомственная структура расходов
II.3 Экономическая структура расходов
III Финансирование бюджета
IV Государственный долг
Планируется, что доходы и расходы бюджета по сравнению с прошедшим годом в
1998 составят соответственно (в млрд. рублей):
1998 год |
1999 год |
||||||
Исполнение бюджета |
в %% к общей сумме расходов |
Проект |
в %% к общей сумме расходов |
||||
Доходы |
124.5 |
64.0 |
134.3 |
65.1 |
|||
Расходы |
194.5 |
100.0 |
206.3 |
100.0 |
|||
Дефицит бюджета |
70.0 |
36.0 |
72.0 |
34.9 |
|||
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с
предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе
формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических
отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения
в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением -
денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств в бюджет зависят
от системы и методов
экономических задач.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями,
складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти
денежные отношения объективно
обусловлены и имеют
назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых
платежей, устанавливаемых
правовой стороны налог - это обязательный платёж, поступающий в бюджетный
фонд в определённых законом размерах и установленные сроки. Совокупность
разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются
определённые принципы, образует налоговую систему страны.
Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных
начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно
служить барьером на пути социального
обнищания низкооплачиваемых
населения.
Главным среди налогов, взимаемых с юридических лиц является налог на прибыль
(доход) предприятий. Его
хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим
объектом воздействия
осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в бюджет
подоходный налог. Налог на имущество предприятий введён для субъектов
хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России.
Важное место в налоговой системе страны занимают платежи за природные
ресурсы: земельный налог, плата за воду, лесной доход и др.
Основное место в системе налогообложения физических лиц занимает подоходный
налог. Подоходное обложение дополняется взиманием налога на имущество,
который в условиях перехода к рынку выполняет не только фискальную роль, но и
служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение
плательщика, осознающего себя собственником.
Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых
является налог на добавленную стоимость, налог с оборота и налог с продаж.
Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного
обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные
виды и группы товаров. В систему косвенного обложения включаются и таможенные
пошлины; ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны
и вывозимые за её пределы.
Налог на операции с ценными бумагами включён в налоговую систему страны
впервые. Уплачивают его юридические и физические лица (в том числе и
иностранцы), осуществляющие эмиссию и операции по купли- продаже ценных
бумаг. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,
рекламирующие свою продукцию. Налог на перепродажу автомобилей,
вычислительной техники и
физических лиц, перепродающих указанные товары.
Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР,
нотариальные конторы и др.) оказывает различного рода услуги юридическим и
физическим лицам, за которое оно взимает пошлины и сборы.
К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право торговли
(промысловый налог). Сбор за
парковку автотранспорта
автомашин при парковке в специально оборудованных для этих целей местах.
Граждане, неорганизованно приезжающие на отдых в курортные местности без
путёвок и курсовок, уплачивают курортный сбор.
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной
стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, доходы от
эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку - и
от её продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от
реализации облигаций
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в
связи с распределением фонда денежных средств государства и его
использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В
расходах бюджета находят своё выражение две стороны единого
распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части
и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций
и учреждений материального производства и непроизводственной сферы,
получающих ассигнования.
Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно
классифицируют по определённым признакам: по роли в воспроизводстве,
общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,
целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета
подразделяются на две части: одна
связана с развитием
производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая
используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.
Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному назначению
отражает выполняемые
оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета
могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-
культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой группировки
расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики
на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной
сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие
промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта,
связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам
общественной деятельности: на народное образование, культуру,
здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. В
государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых
ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.
Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование
народного хозяйства. В их состав в соответствии с действующей в нашей стране
бюджетной классификацией включались расходы на отрасли материального
производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания
населения.
Значительные бюджетные
социально- культурных мероприятий. Несмотря на важную роль данной группы
бюджетных расходов в социально-экономических процессах, количественные
характеристики бюджетных
но и отражают постепенное ухудшение уровня социального обслуживания населения
нашей страны. Связано это с тем, что социальная функция государства в течении
многих лет была на “втором плане”, заставляя невольно экономить на затратах в
социальной сфере. По оценкам некоторых экономистов, на образование, медицину
и экологию, вместе взятые, приходилось в конце 80-х годов лишь около 14 %
валового национального
30 %.
Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные расходы
довольно дорого обходятся налогоплательщику. Основное место в затратах на
оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по
текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ; остальное приходится на долю военного
строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объём расходов на
оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения;
при благоприятной международной обстановке они сокращаются. Важную роль в
сокращении бюджетных расходов на оборону призвана сыграть военная реформа. Её
подготовка и проведение позволяет с меньшим объёмом военных расходов
качественнее решать стоящие перед армией проблемы.
Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством
хозяйственно-организаторской